Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Обзор регулирования финансовых рынков
8 июня 2017 года состоялась встреча банкиров с представителями надзорного блока Банка России при участии Ассоциации региональных банков России. На встрече присутствовали представители 83 кредитных организаций из Центрального федерального округа.
Заместитель председателя Банка России Ольга Полякова рассказала о реформе системы банковского надзора и его централизации, направленных на обеспечение единых стандартов надзорной работы, повышение эффективности анализа рисков и выявления на ранних этапах проблем кредитных организаций. На встрече в том числе речь шла о порядке взаимодействия недавно созданной в структуре Банка России Службой текущего банковского надзора с кредитными организациями региона.
Банк России 1 марта 2017 года начал процесс централизации дистанционного банковского надзора, который будет проходить поэтапно и завершится в 2018 году. Одной из ключевых новаций является создание Службы текущего банковского надзора (СТБН), куда постепенно будут передаваться надзорные функции территориальных учреждений Банка России. Переход начнется с кредитных организаций, находящихся под надзором Главного управления (ГУ) Банка России по Центральному федеральному округу и Дальневосточного ГУ Банка России, — они будут переведены до 1 июля текущего года. В дальнейшем регулятор будет постепенно, с интервалом в полгода, передавать остальные кредитные организации под контроль СТБН.
-В Госдуме представлен в первом чтении законопроект № 184222-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Проект разработан в целях определения порядка осуществления деятельности сервисов обмена электронными сообщениями (мессенджеров).
Законопроект определяет понятие организатора обмена мгновенными сообщениями и возлагает на данного субъекта обязанность обеспечивать передачу электронных сообщений только тех пользователей сети «Интернет», которые идентифицированы в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Кроме того, проектом предлагается осуществлять идентификацию пользователей с использованием абонентского номера, на основании договора об идентификации, заключаемого организатором обмена мгновенными сообщениями с оператором связи.
Наряду с обязанностями по идентификации на «мессенджеры» возложены обязательства по обеспечению технической возможности отказа пользователей от получения электронных сообщений от других пользователей, обеспечению возможности рассылки электронных сообщений по инициативе органов государственной власти, а также ограничению рассылки и передачи сообщений, содержащих информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства РФ.
- Правительство РФ рассмотрит законопроект о правовом регулировании отношений по синдицированному кредитованию.
Законопроект направлен на устранение правовых неопределенностей в части регулирования договоров синдицированного кредита. Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» новой статьей «Синдицированный кредит».
Законопроектом предусматриваются также изменения в ряд законодательных актов в части регулирования отношений, связанных с учетом прав залогодержателей.
Развитие синдицированного кредитования позволит увеличить объемы кредитования в реальном секторе экономики и повысить доступность кредита при одновременном снижении кредитных рисков, принимаемых отдельными кредиторами.
- Правительство РФ рассмотрит законопроект, направленный на совершенствование механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» подготовлен Минэкономразвития России в целях реализации приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» изменения, направленные на расширение и улучшение условий поддержки субъектов МСП, оказываемой в том числе при участии акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация «МСП»).
В целях обеспечения возможности присвоения гарантиям Корпорации «МСП» первой категории качества по предложению Банка России законопроектом предлагается установить обязательные нормативы деятельности корпорации, обеспечивающие ее финансовую устойчивость: норматив достаточности собственных средств (капитала); норматив соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств; максимальный размер риска на одного контрагента или группу связанных контрагентов; совокупная величина риска по инсайдерам Корпорации «МСП». Числовые значения и порядок расчета нормативов будут устанавливаться Правительством России.
Законопроектом предусматривается исчерпывающий перечень разрешенных активов для инвестирования и (или) размещения временно свободных средств Корпорации «МСП»: долговые обязательства Российской Федерации, депозиты в Банке России, депозиты в кредитных организациях, соответствующих требованиям Правительства России, облигации Банка России.
Предлагается установить обязанность Корпорации «МСП» раскрывать информацию о соблюдении нормативов в целях отнесения независимых гарантий и поручительств, выдаваемых корпорацией, к обеспечению первой категории качества. Данные о фактических числовых значениях нормативов и информация, необходимая для их расчета, должна размещаться на официальном сайте Корпорации «МСП» и в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Также предусматривается обязанность Корпорации «МСП» обеспечивать проверку соблюдения нормативов аудиторской организацией. Требования к отбору аудиторской организации, порядок и сроки проведения аудиторской организацией проверки будут устанавливаться Правительством России по согласованию с Банком России.
Порядок проверки соблюдения корпорацией нормативов позволит Банку России контролировать статус первой категории качества для гарантий Корпорации «МСП».
Законопроектом предусматривается право дочерних обществ Корпорации «МСП» на инвестирование и (или) размещение временно свободных средств.
Вводится ограничение объема возможных убытков Корпорации «МСП» в отдельных отчетных периодах в объеме, не превышающем сумму накопленной нераспределенной прибыли за предыдущие периоды.
- Банк России разработал проект инструкции «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке и сроках представления единых форм учета и отчетности по валютным операциям, правилах проведения отдельных банковских операций и составления статистической отчетности по ним».
Проект отменяет требование об оформлении резидентами в уполномоченном банке паспорта сделки. Вместо требования об оформлении паспорта сделки вводится порядок постановки контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров.
Для резидентов — экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов. Постановка на учет контрактов банками осуществляется в течение одного рабочего дня. Новый порядок исключает основание для отказа банком в постановке контракта на учет.
Проект также отменяет требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях, являющихся формами учета, с сохранением требования о представлении ими документов, являющихся основанием для проведение валютных операций.
Проектом вводится порядок, исключающий необходимость представления резидентами документов, связанных с проведением валютных операций, по договорам (контрактам), заключенным с нерезидентами, сумма обязательств которых в эквиваленте составляет менее 1 тысячи долларов США.
Проект снижает нагрузку на резидентов в части оформления документов валютного контроля, что будет способствовать уменьшению оснований для привлечения резидентов к административной ответственности, упрощает механизм взаимодействия резидентов и банков, повышает оперативность работы резидентов – экспортеров, перераспределяет нагрузку в части валютного контроля с резидентов на уполномоченные банки.
Проект является новой редакцией действующей в настоящее время Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И, которая будет признана утратившей силу с принятием проекта.
Действие указанного нормативного акта Банка России будет распространяться на резидентов, являющихся юридическими лицами, физическими лицами-индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, нерезидентов, осуществляющих валютные и иные банковские операции, и уполномоченные банки.
Планируемый срок вступления в силу проекта предусмотрен 1 декабря 2017 года.
- Банк России разработал проект указания Банка России «О внесении изменений в Указание Банка России от 14.08.2002 № 1186-У «Об оплате уставного капитала кредитных организаций за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления».
Основные изменения, предусмотренные проектом указания, определяют перечень документов, представляемых субъектом Российской Федерации (органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления) в структурное подразделение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, для государственной регистрации изменений, вносимых в устав кредитной организации, в случае увеличения ее уставного капитала путем мены или конвертации требований кредиторов по субординированным инструментам на обыкновенные акции доли кредитной организации (вместо документов предусмотренных действующей редакцией Указания Банка России от 14.08.2002 № 1186-У).