Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Обзор событий на рынке банковского надзорного регулирования за неделю (13–16 июня 2017 года)
19.06.2017 Аналитика

Обзор событий на рынке банковского надзорного регулирования за неделю (13–16 июня 2017 года)

Обзор регулирования финансовых рынков


Отраслевые ассоциации и объединения

8 июня 2017 года состоялась встреча банкиров с представителями надзорного блока Банка России при участии Ассоциации региональных банков России. На встрече присутствовали представители 83 кредитных организаций из Центрального федерального округа.

Заместитель председателя Банка России Ольга Полякова рассказала о реформе системы банковского надзора и его централизации, направленных на обеспечение единых стандартов надзорной работы, повышение эффективности анализа рисков и выявления на ранних этапах проблем кредитных организаций. На встрече в том числе речь шла о порядке взаимодействия недавно созданной в структуре Банка России Службой текущего банковского надзора с кредитными организациями региона.

Банк России 1 марта 2017 года начал процесс централизации дистанционного банковского надзора, который будет проходить поэтапно и завершится в 2018 году. Одной из ключевых новаций является создание Службы текущего банковского надзора (СТБН), куда постепенно будут передаваться надзорные функции территориальных учреждений Банка России. Переход начнется с кредитных организаций, находящихся под надзором Главного управления (ГУ) Банка России по Центральному федеральному округу и Дальневосточного ГУ Банка России, — они будут переведены до 1 июля текущего года. В дальнейшем регулятор будет постепенно, с интервалом в полгода, передавать остальные кредитные организации под контроль СТБН.

Законопроекты и рекомендации

-В Госдуме представлен в первом чтении законопроект № 184222-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Проект разработан в целях определения порядка осуществления деятельности сервисов обмена электронными сообщениями (мессенджеров).

Законопроект определяет понятие организатора обмена мгновенными сообщениями и возлагает на данного субъекта обязанность обеспечивать передачу электронных сообщений только тех пользователей сети «Интернет», которые идентифицированы в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Кроме того, проектом предлагается осуществлять идентификацию пользователей с использованием абонентского номера, на основании договора об идентификации, заключаемого организатором обмена мгновенными сообщениями с оператором связи.

Наряду с обязанностями по идентификации на «мессенджеры» возложены обязательства по обеспечению технической возможности отказа пользователей от получения электронных сообщений от других пользователей, обеспечению возможности рассылки электронных сообщений по инициативе органов государственной власти, а также ограничению рассылки и передачи сообщений, содержащих информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства РФ.

- Правительство РФ рассмотрит законопроект о правовом регулировании отношений по синдицированному кредитованию.
Законопроект направлен на устранение правовых неопределенностей в части регулирования договоров синдицированного кредита. Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» новой статьей «Синдицированный кредит».
Законопроектом предусматриваются также изменения в ряд законодательных актов в части регулирования отношений, связанных с учетом прав залогодержателей.

Развитие синдицированного кредитования позволит увеличить объемы кредитования в реальном секторе экономики и повысить доступность кредита при одновременном снижении кредитных рисков, принимаемых отдельными кредиторами.
- Правительство РФ рассмотрит законопроект, направленный на совершенствование механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» подготовлен Минэкономразвития России в целях реализации приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» изменения, направленные на расширение и улучшение условий поддержки субъектов МСП, оказываемой в том числе при участии акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация «МСП»).

В целях обеспечения возможности присвоения гарантиям Корпорации «МСП» первой категории качества по предложению Банка России законопроектом предлагается установить обязательные нормативы деятельности корпорации, обеспечивающие ее финансовую устойчивость: норматив достаточности собственных средств (капитала); норматив соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств; максимальный размер риска на одного контрагента или группу связанных контрагентов; совокупная величина риска по инсайдерам Корпорации «МСП». Числовые значения и порядок расчета нормативов будут устанавливаться Правительством России.

Законопроектом предусматривается исчерпывающий перечень разрешенных активов для инвестирования и (или) размещения временно свободных средств Корпорации «МСП»: долговые обязательства Российской Федерации, депозиты в Банке России, депозиты в кредитных организациях, соответствующих требованиям Правительства России, облигации Банка России.

Предлагается установить обязанность Корпорации «МСП» раскрывать информацию о соблюдении нормативов в целях отнесения независимых гарантий и поручительств, выдаваемых корпорацией, к обеспечению первой категории качества. Данные о фактических числовых значениях нормативов и информация, необходимая для их расчета, должна размещаться на официальном сайте Корпорации «МСП» и в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Также предусматривается обязанность Корпорации «МСП» обеспечивать проверку соблюдения нормативов аудиторской организацией. Требования к отбору аудиторской организации, порядок и сроки проведения аудиторской организацией проверки будут устанавливаться Правительством России по согласованию с Банком России.

Порядок проверки соблюдения корпорацией нормативов позволит Банку России контролировать статус первой категории качества для гарантий Корпорации «МСП».

Законопроектом предусматривается право дочерних обществ Корпорации «МСП» на инвестирование и (или) размещение временно свободных средств.

Вводится ограничение объема возможных убытков Корпорации «МСП» в отдельных отчетных периодах в объеме, не превышающем сумму накопленной нераспределенной прибыли за предыдущие периоды.

- Банк России разработал проект инструкции «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке и сроках представления единых форм учета и отчетности по валютным операциям, правилах проведения отдельных банковских операций и составления статистической отчетности по ним».

Проект отменяет требование об оформлении резидентами в уполномоченном банке паспорта сделки. Вместо требования об оформлении паспорта сделки вводится порядок постановки контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров.

Для резидентов — экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов. Постановка на учет контрактов банками осуществляется в течение одного рабочего дня. Новый порядок исключает основание для отказа банком в постановке контракта на учет.

Проект также отменяет требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях, являющихся формами учета, с сохранением требования о представлении ими документов, являющихся основанием для проведение валютных операций.

Проектом вводится порядок, исключающий необходимость представления резидентами документов, связанных с проведением валютных операций, по договорам (контрактам), заключенным с нерезидентами, сумма обязательств которых в эквиваленте составляет менее 1 тысячи долларов США.

Проект снижает нагрузку на резидентов в части оформления документов валютного контроля, что будет способствовать уменьшению оснований для привлечения резидентов к административной ответственности, упрощает механизм взаимодействия резидентов и банков, повышает оперативность работы резидентов – экспортеров, перераспределяет нагрузку в части валютного контроля с резидентов на уполномоченные банки.
Проект является новой редакцией действующей в настоящее время Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И, которая будет признана утратившей силу с принятием проекта.

Действие указанного нормативного акта Банка России будет распространяться на резидентов, являющихся юридическими лицами, физическими лицами-индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, нерезидентов, осуществляющих валютные и иные банковские операции, и уполномоченные банки.
Планируемый срок вступления в силу проекта предусмотрен 1 декабря 2017 года.

-  Банк России разработал проект указания Банка России «О внесении изменений в Указание Банка России от 14.08.2002 № 1186-У «Об оплате уставного капитала кредитных организаций за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления».

Основные изменения, предусмотренные проектом указания, определяют перечень документов, представляемых субъектом Российской Федерации (органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления) в структурное подразделение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, для государственной регистрации изменений, вносимых в устав кредитной организации, в случае увеличения ее уставного капитала путем мены или конвертации требований кредиторов по субординированным инструментам на обыкновенные акции доли кредитной организации (вместо документов предусмотренных действующей редакцией Указания Банка России от 14.08.2002 № 1186-У).

- Вышел «Вестник Банка России» № 50–51

- Вышел «Вестник Банка России» № 52






Новости Новости Релизы