Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Одно физлицо на двоих
01.01.2010

Одно физлицо на двоих

Банковский сектор въедет в 2010 год верхом на физлице: флагманом восстановления банковской системы станет розничный бизнес. Идеальный заемщик и идеальный вкладчик станут похожи друг на друга, как две капли воды, кредиты станут короче, а депозиты — не столь доходными для клиентов.


ПРОГНОЗ.БО

Ставка по кредитам в рублях на 3 месяца 1 октября 2010 года составит 10,4% годовых. Таков консенсус-прогноз, составленный «БО» по результатам опроса 30 банковских маркетологов на конференции GlobalForum «Реклама и маркетинг в розничном банке. Бюджет-2010» 4 декабря 2009 года.

Локомотивом восстановления банковской системы в 2010 году станет розница. В этом уверено большинство участников рынка и аналитиков. Ведь именно обычные граждане в эпоху перемен неожиданно стали главной опорой и надеждой российских банков. Вместо того, чтобы осенью 2008 года выстраиваться в очереди за своими вкладами, большинство вкладчиков поверило регулятору, и ситуация с оттоком вкладов не стала критической.

Мало того, люди настолько прониклись доверием к банковской системе, что, поддаваясь на рекламные провокации банков и обещания больших процентов, с весны 2009 года активно несли свои сбережения банкирам и стали чуть ли не главным источником фондирования после государства. Да и просрочка по обязательствам физлиц оказалась гораздо меньше, чем предсказывали пессимисты, что удивило многих.

В 2009 году на смену кредитной эйфории пришла депозитная истерия, и прошедший год можно по праву назвать годом вкладчика. 2010 год станет годом равновесия, когда на розничном рынке кредитов и депозитов наконец установится паритет. Сейчас депозитов у многих банков уже достаточно, и на сцену вновь выходят кредиты. И политика банков в 2010 году станет более сбалансированной: кому-то будут нужны активы, кому-то — пассивы, а кто-то постарается найти равновесие в розничных операциях.

Жизнь взаймы. Модель-2010

В 2010 году после кризисного затишья банки снова начнут выдавать кредиты, уберут заградительные требования и распахнут свои двери для заемщика. «Сегодня у банков нет проблем с ликвидностью. Поэтому 2010 год — год растущего рынка потребительского кредитования. Поведение участников рынка будет максимально активно — банковская розница будет пестрить предложениями», — считает начальник департамента розничного бизнеса банка «Кольцо Урала» Константин Богатырев.

Но клиенты вряд ли будут штурмовать банки, если ставки по кредитам будут заоблачными, а требования — практически невыполнимыми. Так что оценка заемщика в 2010 году станет менее жесткой. При этом банки будут придирчиво изучать всех и играть с сегментацией рынка, предлагая каждому из сегментов свои условия — сроки, ставки, суммы. Основной кредитной валютой 2010 года станет рубль. Кризис отучил многих от займов в долларах и евро.

При этом о будущем ставок участники рынка говорят с осторожностью. Понятно, что стоимость заемных средств будет определяться рыночными условиями, и чтобы привлечь желающих ставки должны быть конкурентоспособными. Андрей Степаненко, руководитель дирекции обслуживания физических лиц, член правления Райффайзенбанка, говорит о том, что многие банки уже снизили ставки и восстановили свои программы кредитования, и, скорее всего, процесс продолжится в 2010 году.

Популярность депозитов все равно будет выше, чем до кризиса, несмотря на отрицательную динамику ставок.

Одним из главных трендов 2010 года станет изменение сроков кредитов. Долгосрочные кредиты в силу нестабильности экономики не будут пользоваться большой популярностью. «Клиенты по-прежнему будут меньше обращаться за длинными кредитами, особенно за ипотекой», — считает руководитель блока «Розничный бизнес» Альфа-Банка Алексей Марей.

Одновременно банки вряд ли массово захотят раздавать экспресс-кредиты, столь популярные перед кризисом. Во-первых, потому что правильно оценить заемщика в условиях ограниченного времени сложно, а это несет дополнительный риск для банка, а во-вторых, операционное обслуживание по таким кредитам слишком накладно.

«Безусловно, розничное кредитование — продукт массовый. Однако мы вводим некоторые ограничения: кредит будет рассчитан на сегмент потребления товаров длительного пользования, а не «экспресс-перехваты», — комментирует ситуацию Константин Богатырев («Кольцо Урала»). Так что даже если банки и пойдут в магазины (выход на этот рынок планирует, к примеру, Сбербанк), «экспрессии» в таких займах станет гораздо меньше.

Директор департамента розничных банковских продуктов Связь-Банка Мария Зенина тоже говорит о том, что рынок экспресс-кредитования должен претерпеть изменения, потому как ранее действовавшая схема показала недопустимый уровень риска. К тому же, по ее наблюдениям, сейчас клиенты начали правильно оценивать реальную стоимость подобных кредитов.

Изменятся и размеры кредитов. «Развитие получат кредиты на более крупные суммы для соответствующей категории надежных клиентов», — уверена Светлана Крошкина, директор департамента розничных операций Инвестторгбанка.

Но что бы ни говорили о восстановлении кредитной активности банков, рост портфелей не вернется к докризисным уровням. Причем это касается не только 2010 года. Татьяна Качалова, директор по маркетингу банка «БНП Париба Восток», отмечает, что речь идет о плавном оживлении: «В ближайшие годы мы больше не увидим того бума, который был характерен для рынка середины 2000-х годов».

В 2010 году, скорее всего, будут приняты изменения в Закон о банках и банковской деятельности, которые запрещают банкам изменять в одностороннем порядке существенные условия кредитного договора с физлицами. И это может отразиться на рынке кредитов. С одной стороны, это будет дополнительная гарантия для заемщиков, которые будут уверены: конечная сумма по кредиту однажды не станет вдвое больше. Это должно простимулировать спрос. А вот банки могут ограничить предложение кредитных продуктов, опасаясь потерь по таким кредитам, если не сумеют придумать способа обойти острые углы закона.

Банк придет к клиенту

Иван Свитек

Иван Свитек, управляющий директор, председатель правления банка «Хоум Кредит»:

— В первую очередь нужно уделять серьезное внимание сервису, удобству клиентов. Необходимо, чтобы банковские услуги были проще, удобнее, а офисы и отделения — ближе к потребителю. Не клиент должен идти в банк, а банк должен «приходить» к клиенту.

В 2010 году мы продолжим развитие в регионах, делая ставку на новый вид мобильных универсальных офисов, мы также будем активно развивать сеть банкоматов. Большое внимание будет уделено программам лояльности. Конечно же, мы продолжим развитие в ключевых сегментах: кредитных картах, кредитах наличными и кредитах в точках продаж. Мы стремимся строить долгосрочные отношения, и именно это будет положено в основу наших продуктов.

Несите ваши денежки…

Депозиты по динамике в 2010 году будут отставать от кредитов. Ажиотаж спадет, прирост объемов вкладов замедлится, но они все равно останутся популярными.

«Реализация отложенного спроса на потребление и, соответственно, на кредиты со стороны населения, скорее всего, приведет к перераспределению соотношения трат и сбережений: вряд ли люди будут настолько сильно стремиться сберегать, как в острую фазу кризиса. Это также повлияет на спрос на депозиты и, соответственно, на предложения банков», — считают в BNP Paribas. Столь сильного внимания к депозитным продуктам уже не будет. 2010 год станет годом статус-кво на рынке пассивов и активов в рознице.

Эпоха дорогих вкладов останется в прошлом, и снижение ставок продолжится. Клиентам заработать на депозитах будет уже не так просто. Это неумолимо скажется на спросе. Впрочем, тенденция вполне будет отвечать рыночным требованиям.

«Конечно, массового спроса на вклады, как в течение 2009 года, наблюдаться не будет, так как процентная ставка, скорее всего, снизится, а индекс потребления возрастет. Но вкладчики по-прежнему будут доверять банковским вкладам, так как это самый надежный инструмент получения дополнительного дохода», — комментирует Светлана Крошкина (Инвестторгбанк).

При этом популярность депозитов все равно будет выше, чем до кризиса, несмотря на отрицательную динамику ставок, уверен Константин Богатырев («Кольцо Урала»): «Сегодня основное потребительское настроение у людей — экономить и копить. А вот ставки расти, скорее всего, не будут. Немаловажную роль в этом процессе играет и регулятор, который пока также держит ставочную стрелку острым концом вниз».

Главной валютой для депозитов в 2010 году, несмотря ни на что, останется рубль. «Сейчас доля рублевых депозитов увеличивается, эта тенденция продолжится в следующем году: 60% вкладов будет в рублях, а остальное в валюте. Однако в целом это соотношение будет определяться курсами валют с отставанием в один-два месяца», — уверен Алексей Марей (Альфа-Банк).

А вот сроки, на которые будут привлекаться вклады, немного увеличатся. В 2009 году банки заманивали клиентов ежемесячным начислением процентов, и коротких депозитов было достаточно много. В 2010 году в моде снова будут среднесрочные вклады — до года. По сложившейся традиции из-за опасений финансовых катаклизмов потребители вряд ли станут класть деньги в банк на более длительный срок.

Банки и в кредитной, и в депозитной линейке в 2010 году откажутся от экспериментов и вернутся к усредненным срокам и процентам при том, что подход к клиенту станет более индивидуальным.

Однако и в области депозитной политики банков в 2010 году есть своеобразная бомба замедленного действия. Обсуждается возможность введения так называемых безотзывных вкладов, что может повлиять как на спрос, так и на предложение. Клиенты могут испугаться отдавать деньги в банк на таких условиях, но, с другой стороны, процент по таким депозитам может быть выше. А вот банки вдохновятся такой законодательной инициативой и начнут предлагать эти вклады достаточно агрессивно.

Заемщик-2008: молодой, амбициозный, честолюбивый, хочет быть или казаться лучше других, живет на широкую ногу, часто взаймы, берет кредиты на имиджевые вещи. Это часто новый клиент для банка.

Заемщик-2010: среднего возраста, уверенный в себе, со стабильной работой и стабильным доходом, со сложившимся укладом жизни, экономный и склонный к бережливости, берет кредит только на совершенно необходимые вещи длительного пользования. Это, скорее всего, «старый» клиент банка.

Вкладчик и заемщик: два в одном

В 2010 году идеальный заемщик и идеальный кредитор станут похожи друг на друга, как близнецы-братья. Если до кризиса это были два совершенно разных типа, теперь они сольются в собирательный образ любимого клиента.

Во-первых, резко изменится образ заемщика, на которого будут ориентированы банки. Если в докризисные времена они делали ставку на амбициозного молодого человека с хорошей зарплатой, играя на его желании быть не хуже, а зачастую и лучше других, то теперь заемщик — это человек среднего возраста, со стабильным доходом и стабильной работой, лучше всего семейный, который к тому же достаточно давно является клиентом этого банка. Именно такой заемщик скорее вернет кредит банку и доставит ему наименьшее количество проблем.

Во-вторых, идеальный вкладчик тоже изменился, хотя и не так сильно, как заемщик. Если до кризиса депозиты были уделом консервативных людей старшего возраста, которые стремились накопить «на черный день» или «на старость», то в 2009 году вкладчик резко помолодел. Стратегия сбережения пошла в массы, распространилась на средний возраст и даже стала модной тенденцией. В 2010 году по сравнению с прошедшим годом идеальный вкладчик успокоится, станет более консервативным. Он тоже будет человеком среднего возраста, со стабильной работой и зарплатой, достаточно обеспеченный и не склонный транжирить деньги впустую.

Приток именно таких клиентов в депозиты ожидает Константин Богатырев («Кольцо Урала»). Кроме того, он отмечает, что большое количество клиентов должно пойти из бюджетной сферы, так как перебоев с зарплатой там нет.

Мария Зенина (Связь-Банк) считает перспективной и категорию пенсионеров — ее банк будет активно развивать специальные вклады для пенсионеров.

Но если говорить об образах любимого заемщика и кредитора для банков в целом, то они действительно совпадают практически по всем параметрам. Главное, чего хотят от них банки, — постоянства. Постоянства доходов, места работы, жизненных планов и отношений с банком. И особенно последнего, потому как банки в 2010 году будут настроены на то, чтобы не только привлечь любимого заемщика, но и удержать его. И чтобы строить эти отношения, многие банки повернутся лицом к своим клиентам и будут делать все, чтобы им было удобно и комфортно.

Образ кредитора-заемщика образца 2010 года — это образ постоянного и по возможности беспроблемного клиента банка. Образ розничного продукта 2010 года (вне зависимости от его вида) — усредненные ставки, усредненные сроки. Без экспериментов, без потрясений. Банки соскучились по стабильности.

Консенсус-прогноз.БО

Прогноз по розничному рынку на 2010 год
  Кредиты Депозиты
Ставки Снижение ? Снижение ?
Сумма Усреднение = Усреднение =
Сроки Уменьшение ? Небольшое увеличение ?
Валюта Рубль Рубль
Рост объемов Ускорится ? Замедлится ?






Новости Новости Релизы