Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Основные фонды подождут до лучших времен
01.02.2010

Основные фонды подождут до лучших времен

Год назад лизинг оборудования пребывал в коматозном состоянии. Общее оживление на рынке лизинга, начавшееся осенью 2009 года, коснулось и данного сегмента. Но, несмотря на огромные потребности экономики в обновлении основных фондов, лизинг оборудования ждет лишь осторожный рост в отдельных отраслях.


Лизинг оборудования набирает обороты по сравнению с 2009 годом, говорит Александр Хомчик, руководитель отдела продаж ЛК «Юниаструм Лизинг», и называет этот сегмент одним из самых перспективных в 2010 году. Эксперт отмечает возросшее количество лизинговых компаний, которые готовы финансировать покупку оборудования. В частности, активизируются государственные компании.

Динамику спроса на лизинг оборудования можно охарактеризовать как «осторожно растущую», считает Александр Вежновец, генеральный директор ОАО «Номос-Лизинг». Спрос в настоящее время невысок по причине замораживания инвестиционных программ большинством предприятий. Однако он существует в тех отраслях, которые меньше всего пострадали от кризиса, и возрождается в тех, которые постепенно начинают оживать.

В настоящее время возникла потребность в лизинге оборудования для пищевой промышленности, добычи полезных ископаемых, металло- и деревообработки, а также сельскохозяйственной техники. Продолжается стагнация спроса на строительное и полиграфическое оборудование, рассказывает Дмитрий Шабалин, член правления «ЮниКредит Лизинг».

Яков Новиков, директор по развитию ЛК «Уралсиб», в числе наиболее перспективных называет сегменты оборудования для розничной торговли и для пищевой промышленности. «В условиях кризиса стабильными остаются в основном доходы бюджетных структур и пенсионеров, поэтому можно с уверенностью говорить о том, что предприятия розничной торговли и пищевой промышленности «эконом-сегмента» чувствуют себя гораздо уверенней. Несомненно, в 2010 году сохранится высокий спрос на телекоммуникационное и энергетическое оборудование, дефицит инвестиций в этих отраслях по-прежнему высокий», — говорит эксперт.

Спецтехника и строительное оборудование является не только наиболее востребованным, но и самым быстрорастущим и перспективным направлением работы. Такое оборудование наиболее ликвидно, его легче застраховать, да и основной документ на предмет лизинга остается у лизингодателя. Инициировать процесс изъятия такой техники намного легче, чем, например, изъять буровую установку.

Независимо от отрасли и ориентации лизингодателя наибольшие шансы получить в лизинг оборудование имеет финансово стабильное и устойчивое предприятие, обращающееся за лизингом профильного оборудования.

Подходящее оборудование

Основные факторы, которые влияют на доступность лизинга для предприятия, — это платежеспособность и ликвидность предмета лизинга. Если лизингополучатель, несмотря на кризис, имеет положительную кредитную историю, не утратил своей платежеспособности, продолжает развивать бизнес и для развития приобретает профильное оборудование, то такую компанию сегодня охотно профинансирует большинство лизинговых компаний. Однако столь желанных лизингополучателей сейчас очень мало. В то же время ЛК не одобрят сделки проектного характера, когда обслуживание лизингового договора предполагается исключительно за счет выручки от эксплуатации предмета лизинга.

Лизингодатели готовы финансировать оборудование, которое является максимально стандартным (то есть существует возможность его реализации третьим лицам в случае расторжения лизингового договора), легко идентифицируемым, не требует значительных затрат по монтажу и вводу в эксплуатацию, поставляется продавцом в короткий промежуток времени. Стоимость лизингового оборудования не должна составлять существенную долю в активах лизингополучателя. При этом, по словам Дмитрия Шабалина («ЮниКредит Лизинг»), требования к финансовому состоянию лизингополучателя будут предъявляться более строгие по сравнению с теми сделками, где предметами лизинга являются транспортные средства.

Оборудование, финансируемое лизинговой компанией, должно быть:
  1. новым;
  2. стандартным;
  3. профильным для лизингополучателя;
  4. приобретенным у официального дилера;
  5. не требующим значительных затрат по монтажу и вводу в эксплуатацию;
  6. произведенным надежной российской, европейской, японской или американской компанией;
  7. поставляемым в короткий промежуток времени;
  8. легко демонтируемым;
  9. имеющим спрос на вторичном рынке.

ЛК предпочитают работать с официальными поставщиками, давно работающими на рынке: необходимо, чтобы предмет лизинга был грамотно растаможен, установлен и функционировал, принося прибыль лизингополучателю. Лизинговые компании проверяют и поставщиков, начиная с их истории деятельности, заканчивая анализом собственников и руководителей. Также анализируется рыночная стоимость оборудования и его возможная стоимость реализации на вторичном рынке сбыта. Лизингодатели рассчитывают, что, если с контракт с клиентом будет расторгнут, партнеры помогут реализовать изъятый предмет лизинга.

Именно поэтому многие лизинговые компании не финансируют сделки с оборудованием, произведенным в Китае. Часто при проверке на территории Поднебесной станки работают, а при монтаже в России — уже нет. Существуют проблемы в сроках поставки, запасных частях и ответственности производителя в отношении гарантии, говорит Александр Хомчик («Юниаструм Лизинг»).

В настоящее время, как и в лизинге автотранспортных средств, клиентов часто интересует бывшее в употреблении оборудование: оно заметно дешевле нового. Но финансирование под б/у оборудование сейчас получить сложно, ведь как залог оно не имеет особой ценности. В таких случаях ЛК просят увеличить аванс до 40–45% или же предоставить дополнительный, более ликвидный залог.

Аналогичная ситуация и с «уникальным» оборудованием, так как нельзя предугадать его вторичную стоимость реализации. С проблемой реализации изъятого оборудования лизингодатели уже столкнулись: покупателя на производственные линии можно искать годами.

Что поможет лизингу оборудования?

По словам Якова Новикова (ЛК «Уралсиб»), положительным фактором для лизинговой компании может стать заключение с производителем договора ремаркетинга, или обратного выкупа, но такая практика, к сожалению, не получила достойного распространения на нашем рынке. Если производители будут более активно развивать эту практику, рынок лизинга оборудования восстановится более быстро. Кроме того, для малого и среднего бизнеса откроются возможности по приобретению оборудования в лизинг в случае развития программ РосБР по финансированию лизинговых компаний. Ставки в рамках этих программ являются более чем доступными в текущих условиях.

При готовности потенциального лизингополучателя платить аванс в размере 30% от стоимости предмета лизинга дополнительный залог не требуется — это является конкурентным преимуществом лизинга по сравнению с обычным кредитом.

И все же, несмотря на огромный потенциал рынка лизинга оборудования и позитивные прогнозы крупнейших лизингодателей, чуда не произойдет и за год рынок не восстановится, считает Александр Вежновец («Номос-Лизинг»): «Большинство компаний, финансовое положение которых позволяет рассчитывать на одобрение лизингодателей, обращаются за лизингом лишь для закрытия текущих, острых потребностей в оборудовании. Масштабные программы по модернизации основных средств отложены до лучших времен».

Перспективы сегмента

Девальвация рубля заставила участников рынка внимательнее отнестись к валютным рискам. Большая часть оборудования, ранее переданного в лизинг, произведена за рубежом и профинансирована в валюте с использованием дешевых западных источников. Это создало дополнительный риск для клиентов, производящих продукцию для внутреннего рынка, цена на которую не привязана к валюте. Теперь и потенциальные клиенты, и лизинговые компании стали уделять более серьезное внимание анализу данных рисков, и таких сделок заключается значительно меньше. Кроме того, из-за девальвации круг потенциальных лизингополучателей сузился: многие компании оказались убыточны по итогам отчетных кварталов 2009 года, что не позволяет им рассчитывать на получение нового финансирования от банков и лизинговых компаний.

Кризис показал, что лизинг по своей природе плохо подходит для осуществления масштабных инвестиционных проектов, где присутствует сложное технологическое оборудование и значительная доля строительно-монтажных работ. Поэтому представляется, что на основании полученного опыта лизинговые компании сократят долю промышленного оборудования в объеме своего нового бизнеса в пользу различных видов транспортных средств (включая железнодорожные вагоны) и строительной техники (если этот сегмент рынка начнет оживать), считает Дмитрий Шабалин («ЮниКредит Лизинг»).

Таким образом, спрос на лизинг оборудования по-прежнему ограничен финансовыми возможностями предприятий, которые столкнулись с падением спроса в экономике. А лизинговые компании будут очень аккуратно выбирать оборудование, приобретение которого они профинансируют.






Новости Новости Релизы