Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • От архитектуры IT зависит будущее банка
08.09.2014 Аналитика

От архитектуры IT зависит будущее банка

IT-архитектура — это фундамент всех информационных технологий банка, без которого надежную и хорошо работающую технологическую поддержку бизнеса выстроить невозможно. При этом важно учитывать ряд вопросов, которые рассмотрены в этой статье


 

 

 

Построение целевой IT-архитектуры информационных систем является одним из важных технологических вопросов в стратегическом развитии современного банка. Это касается как выбора современной интеграционной платформы для банка, так и ключевых приложений в разрезе основных автоматизированных банковских систем, например, обслуживающих работу бэк-офиса или кредитного департамента, использования корпоративного хранилища данных. Данные вопросы возникают и при выборе новой информационной системы, миграции на новую версию существующих систем или поддержке унаследованных систем — все это необходимо решать в рамках стратегического планирования и развития информационной архитектуры предприятия. Выбор ключевых информационных систем и их внедрения должны проходит достаточно скрупулезно и продуманно, так как последствия неудачного выбора или не очень успешного внедрения могут привести к достаточно негативным последствиям для организации.

Если рассматривать архитектуру банка в целом, то необходимо четко понимать, что является IT-архитектурой, — ее ключевые компоненты и ее жизненный цикл в рамках предприятия. Специфика индустрии, будь то финансовый сектор или образование, влияет на детали IT-архитектуры и ее реализацию. Нужно отметить также важную роль стандартов, определяющих архитектуру предприятия, возможную референтную модель, основанную на лучших практиках в конкретной индустрии.

Необходимость быстро реагировать на изменения рынка, будь то изменения внешней среды или приход новых конкурентов, является критичной составляющей любой организации, особенно если банк должен или хочет установить свое присутствие или укрепить его. Для этого организации нацелены на построение более сильного фундамента для реализации операционной модели с точки зрения ее развития и усиления, и целевая модель IT предприятия должна целиком поддерживать эти мероприятия. Информационные технологии должны обеспечивать как функциональное покрытие задач, связанных с решением прикладных аспектов (внедрение современного интернет-банкинга или корпоративной системы документооборота), так и вопросов связанных с производительностью, надежностью и безопасностью внедренных информационных систем.

К сожалению, в ряде организаций к термину «архитектура» отношение достаточно прохладное, если не сказать негативное. Многие ставят под вопрос суть всех инициатив, связанных с серьезными работами по IT-архитектуре. В ряде случаев архитектурные документы и стандарты создаются и помещаются на полку как чисто формальные документы. В целом процесс создания и поддержания архитектуры предприятия должен проходить все жизненные циклы — от начала и до конца — с последующей реализацией данной архитектуры и утвержденных стандартов в процесс внедрения информационных систем предприятия.

Если посмотреть на определение архитектуры банка, и в частности IT-архитектуры, то можно определить ее как организацию логики бизнес-процессов и IT-инфраструктуры, отражающих интеграцию и стандартизацию требований операционной модели.

Стоит отметить ряд стандартов, которые будут полезны при описании жизненного цикла информационных систем, создании и поддержании IT-архитектуры. Прежде всего, это стандарты ISO (с соответствующими ГОСТ-аналогами): ISO 42010:2011 — стандарт, определяющий требования к описанию информационных систем, программных комплексов и архитектуры предприятия; ISO 15288, описывающий жизненный цикл информационных систем; а также ISO 12207, покрывающий процессы создания программного обеспечения. Данные стандарты позволяют формализовать и структурировать процесс разработки, внедрения и сопровождения сложных информационных систем в коммерческих и государственных предприятиях. Постольку процесс внедрения информационных систем не только технический, но и административно-организационный, то использование процессов управления проектной деятельностью при внедрении (например, ISO 21500:2012) является одной из существенных инициатив для успешной реализации поставленных целей и задач.

К сожалению, в ряде организаций к термину «архитектура» отношение достаточно прохладное, если не сказать негативное. Многие ставят под вопрос суть всех инициатив, связанных с серьезными работами по IT-архитектуре

В частности, при внедрении крупных информационных систем необходимо принимать во внимание зрелость организации при проведении изменений, поскольку это затрагивает достаточно глубоко организационные слои предприятия и требует изменения или трансформации бизнес-процессов организации. Например, внедрение автоматизированней банковской системы приводит на первом этапе к снижению производительности в силу новизны технологий и готовности коллектива к новациям, но при соответствующем обучении персонала приведет к ожидаемым результатам в повышении производительности и качества обслуживания клиентов. Аналогично внедрение системы электронного документооборота в организации приводит к росту прозрачности бизнес-процессов и повышению исполнительской дисциплины, при соответствующих метриках позволяя контролировать их. Однако изменения в бизнес-процессах и технологиях никоим образом не должны снижать известный эффект «зоны комфорта» в организации. Данный эффект может свести на нет или минимизировать все нововведения в организации, если он не будет своевременно идентифицирован и устранен.

Стоит отметить, что процесс создания, реализации и поддержания архитектуры предприятия, и в частности IT-архитектуры, должен быть серьезно рассмотрен в структуре организации — будь то выделенный офис по архитектуре или виртуальная группа, обеспечивающая поддержку работ по архитектуре предприятия. Это ключевая роль при создании, утверждении и контроле исполнения архитектурных стандартов, основных архитектурных решений в рамках информационных, интеграционных и прикладных решений. Например, данный подход был реализован при создании таких архитектурных решений, как DoDAF, FEAF и др. Также стоит отметить работы, связанные с созданием и развитием архитектурных подходов в рамках работ консорциума The Open Group — TOGAF.

Руководство организацией — это система, с помощью которой она направляется и контролируется. Управление проектами связано с теми областями управления всей организацией, которые конкретно относятся к проектной деятельности.

Если рассматривать проектное управление в организации — будь то зрелая организация или вновь создаваемая структура, то проектное управление для организации должно включать в себя такие аспекты, как определение структуры управления, политики, процессы и методологии, которые будут использоваться; ограничения полномочий для принятия решений; ответственность перед заинтересованными лицами и полномочия, а также взаимодействия: такие как отчетность и эскалации проблем или рисков. Ответственность за поддержание соответствующего управления проектом обычно возлагается на спонсора проекта или руководящий комитет проекта. Таким образом, очевидно, что успех внедрения информационных систем предприятия, будь то сложные прикладные системы, как АБС или ЕRP, или корпоративные системы, такие как корпоративный портал или система документооборота, требует учета и использования определенных стандартов как при проектировании и внедрении, так и при управлении проектной деятельностью.

Также необходимо отметить важность горизонтов планирования, особенно при принятии ключевых архитектурных решений, для минимизации рисков выбора неправильных или необоснованных решений как с точки зрения технологической зрелости, так и финансовой обоснованности на затраты внедрения, сопровождения и эксплуатации данных решений.

В целом выбор или создание и внедрение сложных информационных решений и систем является достаточно комплексным процессом как технологически, так и с точки зрения изменения бизнеса, с учетом необходимой трансформации организации. Поэтому необходимо очень взвешенно подходить к данному процессу. Название статьи — IT depends — как нельзя лучше отражает подход к построению IT-архитектуры в банке. С одной стороны, it depends переводится с английского, как общий ответ на любой вопрос: «Это зависит от...». С другой стороны, от архитектуры напрямую зависит весь успех построения информационных технологий в организации, то есть IT depends.






Новости Новости Релизы