Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Вслед за автолизингом
06.04.2016 АналитикаЭксперт РАИсследования

Вслед за автолизингом

Несмотря на крупные авиасделки, объем нового бизнеса в 2015 году сократился на 20%. Давление на рынок оказало сжатие автосегмента, дальнейшее сокращение которого в 2016 году может привести к падению рынка лизинга на 15%


Сокращение экономики России привело к заморозке планов предприятий по обновлению основных фондов: инвестиции в основной капитал за прошедший год сократились на 8,4% по сравнению с 2014 годом (по данным Росстата). Лизинговый рынок как один из индикаторов инвестиционной активности в экономике также показал отрицательную динамику. Сокращение объема нового бизнеса (стоимости имущества) за 2015 год составило около 20%, а его номинальный объем не превысил 545 млрд рублей (годом ранее 680 млрд рублей). От еще большего падения рынок удержали крупные авиасделки и госпрограмма по субсидированию автолизинга, а также скидки и специальные предложения от лизингодателей в конце года. Сумма новых договоров финансового и оперативного лизинга за прошедший год сократилась на 17%, что привело к снижению объема лизингового портфеля (–3%) впервые за последние семь лет.

С 2014 года объем полученных лизинговых платежей продолжает превышать объем профинансированных средств, который сократился в 2015 году на 11% (годом ранее –15%). Помимо сжатия объема финансирования сделок в его структуре происходят значительные изменения: вследствие высоких процентных ставок снижается доля кредитов. В результате доля собственных средств в финансировании деятельности лизинговых компаний выросла с 8% за 2013 год до 18% за 2015 год. Доля облигаций в структуре финансирования сделок за последние три года выросла в два раза (с 7% за 2013 год до 14% за 2015 год) в связи с активным использованием данного инструмента компаниями из топ-10. «Нами был опробован такой редкий для российского рынка лизинга инструмент, как конвертируемые облигации: в конце 2014-2015 годов были размещены две серии облигаций, конвертируемых в акции, на сумму 6,5 млрд рублей, — рассказал Дмитрий Зотов, генеральный директор «ТрансФин-М». — Смысл данной операции состоит в том, что мы сразу начинаем выплачивать держателю облигаций процентную ставку, которая позволяет формировать текущий доход. Но через три года этот облигационный выпуск будет конвертирован в капитал компании».

Розничная поддержка лидеров

Лидером рынка по объему нового бизнеса в 2015 году стал «ВТБ Лизинг»: стоимость имущества, переданного компанией в лизинг за прошедший год, составила около 78 млрд рублей. Немного уступив лидеру, вторую позицию занял «ВЭБ-лизинг» (76 млрд рублей), а третью позицию второй год подряд удерживает «Сбербанк Лизинг». Доля крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса в 2015 году снизилась до 14% (за 2014 год — 16%, за 2013-й — 14%). Доля топ-10 компаний в объеме нового бизнеса немного выросла и составила около 67% по итогам 2015 года (в 2014 году — 64%, в 2013-м — 57%).

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели 2009

2010

2011

2012
2013 2014

2015

Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд рублей

180

450

741

770

783

680

545

Сумма новых договоров лизинга, млрд рублей 

315

725

1300

1320

1300

1000

830

Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей

320

350

540

560

650

690

750

Объем профинансированных средств, млрд рублей

154

450

737

640

780

660

590

Совокупный лизинговый портфель, млрд рублей

960

1180

1860

2530

2900

3200

3100

Доля лизинга (объема нового бизнеса) в ВВП, %

0,5

1,0

1,2

1,2

1,3

1,1

0,9

Индекс розничности, %

25,2

24,0

23,0

28,0

34,7

43,9

44,0

Источник: RAEX («Эксперт РА») по результатам анкетирования лизинговых компаний

Рост концентрации на крупнейших лизингодателях в новом бизнесе сказался также на увеличении доли топ-10 в совокупном лизинговом портфеле. Так, согласно оценке RAEX на 01.01.16 не менее 74% лизинговых платежей к получению приходится на 10 крупнейших лизингодателей (против 72% в 2014 году), что, в частности, объясняется экспансией крупных компаний в сегменте МСБ. Так, средняя доля розничных сегментов в портфеле первой тройки лизинговых компаний за 2015 год составила около 33% (против 24% годом ранее). Ключевое влияние на развитие бизнеса в сегменте МСБ оказывает организация «розничных фабрик». «В связи с этим розничные компании уделяют большое внимание автоматизации процессов фронт- и мидл-офисов и стандартизации процессов бэк-офиса для снижения затрат на заключение и последующее сопровождение сделок», — подчеркивает Дмитрий Курдомонов, управляющий директор компании «Хомнет Лизинг».

 


К «розничным» сегментам агентство относит строительную и сельскохозяйственную технику, а также автолизинг, который, несмотря на абсолютное сокращение (–18%), остается крупнейшим сегментом рынка. Доля автолизинга (легкового и грузового) достигла около 37% в 2015 году (36% за 2014 год). Отстоять лидирующие позиции на рынке автосегменту удалось за счет запуска госпрограммы по льготному автолизингу, а также введением лизингодателями экспресс-продуктов и предоставлением скидок.

Доля железнодорожного сегмента на рынке упала с 23 до 18%, а в абсолютном выражении объем нового бизнеса с железнодорожной техникой в 2015 году сократился на 37%. Среди трех крупнейших сегментов лизингового рынка прирост за 2015 год показал только авиализинг (+28%), около 94% нового бизнеса которого пришлось на сделки четырех крупнейших лизинговых компаний. Позитивно на рост авиасделок повлияли государственные меры по поддержке лизинга/аренды российских самолетов, а также передача самолетов, ранее изъятых у неплатежеспособных авиакомпаний (в том числе «Трансаэро»).

Всего по рынку из 17 крупнейших сегментов, выделенных RAEX («Эксперт РА») в рамках исследования, положительные темпы прироста продемонстрировали восемь. Годом ранее рост наблюдался в семи сегментах.

За авторынком

В целях поддержания клиентского спроса на лизинговые услуги лизингодатели стали чаще участвовать в госпрограммах, направленных на поддержку предприятий путем субсидирования лизинга/аренды определенного вида имущества. Участие в таких проектах начинает сказываться на структуре нового бизнеса и портфеле лизинговых компаний.

Таблица 2. Доля лизинга в автопродажах за 2015 год выросла

Показатели 2014

2015

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, тыс. штук

2490

1601

количество переданных в лизинг легковых автомобилей, тыс. штук

91

87  

доля лизинга в продажах легковых автомобилей, %

3,6

5,4

Продажи новых грузовых автомобилей, тыс. штук

88

51

количество переданных в лизинг грузовых автомобилей, тыс. штук

30

26

доля лизинга в продажах легковых автомобилей, %

34,1

50,9

Источник: RAEX («Эксперт РА») по результатам анкетирования лизинговых компаний

Так, за счет программы льготного автолизинга, несмотря на падение продаж в 2015 году и сокращение автолизинга, доля автосегмента в структуре нового бизнеса и лизингового портфеля сохранилась на прежнем уровне (37% и 14% на 01.01.2016 соответственно). При этом доля лизинга в общем количестве реализованных легковых автомобилей по оценке агентства выросла с 3,6% за 2014 год до 5,4% за 2015-й, грузовых — с 34% до 51% за аналогичный период. На госпрограмму льготного автолизинга в 2016 году из бюджета выделено 5 млрд рублей (годом ранее — 4 млрд рублей). Реализация данной программы приведет к дальнейшему росту доли лизинга в автопродажах, которые, очевидно, продолжат падать в текущем году.

Помимо влияния госпрограммы в автолизинге также произошли структурные изменения: по данным анкетирования доля оперативного лизинга в объеме нового бизнеса с легковыми автомобилями выросла до 2% (против 1% в 2014 году). В сделках с грузовыми автомобилями оперлизинг по итогам прошлого года составляет около 5% (как и годом ранее). Cреди лидеров по объему стоимости имущества, переданного в аренду, есть лизингодатели, которые специализируются только на автотранспорте, например «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» и «ЛизПлан Рус», доля оперлизинга в объеме нового бизнеса которых в 2015 году составила 35% и 100% соответственно. Если у легковых автомобилей характерным трендом был рост доли оперативного лизинга, то для грузовых в прошлом году — увеличение доли сделок с бывшим в употреблении транспортом (около 7% в 2015 году — против 3% в 2014-м). «Спрос на новую технику значительно снизился по сравнению с докризисным периодом, при этом на рынке есть спрос на подержанную спецтехнику и грузовой автотранспорт иностранного производства, а также на новую российскую технику», — отмечает Владимир Добровольский, заместитель генерального директора Государственной транспортной лизинговой компании.

В объеме нового бизнеса с легковыми автомобилями в 2015 году доля автомобилей для личного пользования составила около 2%, как и годом ранее. Отчасти снижения доли не произошло в связи с тем, что в рамках госпрограммы физические лица также могли приобрести автомобиль со скидкой, в том числе в оперлизинг. С другой стороны, становится все больше упоминаний об автолизинге в СМИ, что привлекает новых клиентов. По данным опроса около трети лизинговых компаний, работающих с автолизингом, оценивают потенциал лизинга для физических лиц как высокий и рассчитывают в будущем занять нишу в данном сегменте. По мнению агентства, в условиях снижения покупательской способности населения более значительного роста лизинговых сделок с физическими лицами в текущем году не произойдет, а их доля по-прежнему будет около 1%.

Падение замедлится

По мнению агентства, лизинговый рынок в 2016 году сбавит темпы сокращения, но продолжит сжиматься, повторяя динамику инвестиций в основной капитал. Так, падение инвестиций в основной капитал по итогам 2016 года по оценке агентства будет не менее 4-5%. Кроме того, в 2016 году по прогнозам Минэкономразвития спад общего промышленного производства продолжится и составит 0,4%. В этой связи базовый прогноз RAEX («Эксперт РА») для лизингового рынка на 2016 год негативный. Предполагается сжатие рынка до 463 млрд рублей (–15%). Сокращение железнодорожного сегмента при этом составит до 30%. Ключевую поддержку автолизингу по-прежнему будет оказывать госпрограмма, однако она не изменит ситуацию с падением автопродаж: В итоге автолизинг просядет на 10%. Давление на автопродажи окажет 65%-ная индексация ставки утилизационного сбора на новые автомобили с 1 января 2016 года. Авиасегмент не сможет удержать объем нового бизнеса на уровне 2015 года и сократится на 5%. Реализация базового сценария возможна в 2016 году при среднегодовой цене на нефть марки Brent на уровне 35 долларов за баррель и инфляции в размере 10-11%, что потребует поддержания ключевой ставки на уровне 10% и выше.

При реализации позитивного прогноза объем рынка составит около 490 млрд руб­лей (–10% к 2015 году). Железнодорожный сегмент в этом случае сократится на 25%, при этом позитивное влияние на него может оказать утилизация старых вагонов, а также (в случае реализации) план по консолидации рынка оперирования полувагонами. «Есть основания полагать, что рынок железнодорожных составов в 2016 году будет выглядеть лучше рынка в целом: большое количество старых составов поставлено на утилизацию, а новых вагонов будет не хватать, поскольку сейчас ставки по новым вагонам неподъемны для грузоотправителей», — отметил Александр Кожевников, генеральный директор «МКБ-лизинг». Общий объем сделок в автосегменте при позитивном сценарии упадет на 5%. «Сгладить падение рынка могут сегменты оборудования, а также все, что связано с закупками субъектов РФ, прежде всего в общественном транспорте», — заявил Кирилл Царев, генеральный директор «Сбербанк Лизинг». Авиализинг за счет крупных сделок госкомпаний и перераспределения оставшегося парка «Трансаэро» сохранит объем нового бизнеса на уровне 2015 года. Реализация позитивного прогноза агентства наиболее вероятна при среднегодовой цене на нефть марки Brent на уровне 45 долларов за баррель, инфляции в размере 7-8% и ключевой ставке менее 10 п.п.

Таблица 3. Лидеры по оперативному лизингу в 2015 году

Наименование компании

Новый бизнес по оперативному лизингу/аренде за 2015 год

Доля оперлизинга в объеме нового бизнеса компании за 2015 год, %

1

Государственная транспортная лизинговая компания

34 743,4

72,8

2

РЕЙЛ1520 (ГК)

7913,0

100,0

3

Транслизинг-сервис

7199,0

100,0

4

КАМАЗ-ЛИЗИНГ (ГК)

3405,6

35,0

5

ЛизПлан Рус

1027,0

100,0

6

КОНТРОЛ лизинг

440,0

38,8

7

ЮГРА-ЛИЗИНГ

223,8

76,7

8

ЯрКамп Лизинг

110,0

16,1

9

ЛИКОНС

52,7

57,5

10

Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан

28,0

17,5

11

Северная Венеция (ГК)

17,7

0,5

12

ТаймЛизинг

17,0

2,0

13

Альянс-Лизинг

10,9

0,7

14

Универсальная лизинговая компания

9,0

0,3

15

Технолизинг

5,0

15,7

16

Межотраслевая лизинговая компания

2,9

1,0

17

Межрегиональная лизинговая компания

2,2

2,1

Источник: RAEX («Эксперт РА») по результатам анкетирования лизинговых компаний






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ