Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Описание номера
Проблемы с ликвидностью могут «выдавить» с рынка ипотечного кредитования каждый третий мелкий или средний национальный банк. Для небольших финансово-кредитных структур, и прежде всего для региональных банков, наступают тяжелые времена: крупные игроки отказываются рефинансировать их кредитные портфели. Что стоит за этим отказом «крупняка» — естественное стремление оградить себя от ненужных рисков или желание расширить свою долю на рынке, воспользовавшись неблагоприятной ситуацией для региональных банков? Возможно, и то, и другое, говорят эксперты. На сегодняшний же день ясно одно: некоторые банки уже уходят с рынка ипотеки, и еще очень и очень многие в перспективе могут в добровольно-принудительном порядке последовать их примеру.
Для руководителя Middle & Back Office Private Banking Промсвязьбанка Алексея Мартынова должность операциониста была первой записью в трудовой книжке. Нынешний топ-менеджер не желал засиживаться за терминалом операциониста, но считает этот стартовый эпизод чрезвычайно полезным этапом своей карьеры.
Как Ильф и Петров усомнились в способности статистического ведомства посчитать все стулья в послереволюционной России, так и журнал «Банковское обозрение» не возьмется посчитать всех операционистов на банковском рынке труда. Свой новый проект презентации банковских профессий «БО» начинает именно с банковского операциониста, потому что это самая многочисленная армия банковских сотрудников, «рабочий класс» кредитного рынка, а для кого-то — и краеугольный камень карьерной пирамиды. Словом, операционист — это звучит гордо.
«Дочки» иностранных банков продолжают активно «осваивать» российский финансовый рынок. Их не останавливает ни растущая конкуренция со стороны госбанков, ни тяжелая ситуация на международных рынках капитала, от которой сейчас серьезно страдают материнские структуры. Более того — и ипотечный кризис в США, и кризис ликвидности на европейских рынках в конечном счете могут сыграть на руку «варягам». У них может появиться реальная возможность не только увеличить свою долю на рынке за счет органического роста, но и прикупить «по дешевке» российских банков.
Объем активов под управлением в России в 2007 году составил 25 млрд долларов (для сравнения, в 2004 году этот показатель был равен 3 млрд долларов). Несмотря на скромную базу, российские частные инвесторы обеспечивают быстрый рост паевых фондов. Рынок переживает уверенный рост: розничный сектор, росший в течение последних пяти лет на уровне 60–100% годовых, будет продолжать увеличиваться со скоростью 35–45% в течение ближайших трех–пяти лет.
Для рынка труда банковских специалистов в 2007 году были характерны довольно-таки противоречивые тенденции. Сохраняется дефицит кадров по наиболее востребованным направлениям, и потому можно говорить о формировании рынка специалиста, соискателя, а не работодателя. Но банки теперь готовы платить «бешеные деньги» только действительно лучшим в своей профессии.
Восточно-Европейская финансовая корпорация началась с трех банков в 2003 году. Эта банковская группа считала приоритетным полем деятельности Северо-Запад России. Но, наверное, аппетит приходит во время еды — за четыре года число банков в группе выросло в три раза, а приоритетными территориями также стали Урал, Сибирь, Юг России. О том, как происходит построение банковской группы и какими намерениями руководствуются ее акционеры, «БО» рассказывает генеральный директор ОАО «Восточно-Европейская финансовая корпорация» Александр Могучев.
После непродолжительного перерыва «БО» возвращается к своему авторскому проекту «Оценка банковской рекламы». Что и неудивительно, если учесть, что рекламная активность банков не идет на убыль, а, напротив, возрастает.
Портмоне жителя крупного города пухнет от огромного количества карт лояльности различных эмитентов: сети автозаправочных станций и аптеки, салоны красоты и парфюмерные лавки, продавцы одежды и обуви, а также операторы связи, банки и прочие рыночные институты стремятся привязать к себе потребителей маркетинговой игрой. Банковская кобрэндинговая карта может успешно заменить собой полкило пластика, которые таскает с собой горожанин, и поднять лояльность клиентов на новый уровень. О перспективах развития кобрэндинга с участием банка и особенностях автоматизации подобных проектов «Банковскому обозрению» рассказывает глава процессингового центра Альфа-Банка Вилен Тимирязев.
«Дочка» американского банка Morgan Stanley — ООО «Морган Стэнли Банк» — работает в России с 1994 года, однако именно прошедший 2007 год оказался для нее необычным. Благодаря приобретению в конце 2006 года Городского ипотечного банка Morgan Stanley стал играть активную роль на российском рынке жилищного кредитования. Впрочем, как признаются руководители, результаты деятельности банка за 2007 год могли бы быть куда более успешными и впечатляющими, если бы не «но» в лице кризиса рынка subprime в США. О том, насколько кризис ликвидности на международных биржах повлиял и еще может повлиять на рынок ипотечного кредитования в России, рассказала в интервью «БО» управляющий директор Morgan Stanley, председатель совета директоров Городского ипотечного банка Елена Титова.
Предпринимая усилия по взысканию проблемных долгов, банки стали наталкиваться на схемы противодействия взысканию задолженности по кредиту, в основе которых лежит изощренное использование должниками норм семейного законодательства.
Эпоха ценовых войн, «неэффективных» ставок и агрессивных захватов-переделов рынка банковских услуг подходит к концу. Принцип организации бизнеса «клиентская пирамида», когда рост показателей обеспечивается притоком все большего количества клиентов, пусть случайных, никак не мотивированных, нецелевых, становится неэффективным. Новая маркетинговая задача российского банка — воспитание и удержание качественного целевого клиента. Задача, не имеющая однозначного решения.
История о том, почему трейдеры не курят. Блондинка дарит шефу туалетно-валютный индикатор. Enron обрушил рынки. Трейдер Кирилл просаживает огромные деньги своих друзей и ему за это ничего. Американцы готовят войну в Ираке, и спекулянты уходят в йену. Блондинка учит японский и пишет хоку.