Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Описание номера
Путин вместо Ельцина: из-за «проблемы-2000» трейдеры пропустили колебания рынка. Блондинка первой в России создает интернет-трейдинг. Трейдеры играют в футбольный тотализатор, а блондинка выигрывает. Опять проверка ЦБ: банк блондинки отключают от валютных торгов. Америка избрала Буша и доллар надолго пошел вниз. Блондинка готовится к отпуску.
Многие работникии работодатели еще воспринимают медицинское страхование в составе соцпакета, как красивый фантик — несолидно работать в банке и не иметь корпоративной страховки. Может ли страхование стать действенным аргументомв системе мотивации персонала? Некоторые банкиры сумели ответитьна этот вопросутвердительно.
Еще несколько лет назад в кобрэндинговые карты «игрались» только крупные российские банки, да и они делали это без особого азартаи с переменным успехом. Теперь же участниками таких проектов становятся и лидеры рынка, и финансовые структуры, занимающиево всевозможных рейтингах не столь высокие позиции. Причины очевидны. Это и возросшая конкуренция и, как следствие, стремление банков привлечь клиентов эксклюзивными продуктами. Это и появлениена рынке иностранных «дочек», для которых кобрэндинговые картыне «удивительное рядом», а неотъемлемая часть продуктовой линейки.
Российские банкис упоением следуют примеру своих иностранных коллегво всем, что касается спонсорской деятельности. Теперь без материальной помощи финансово-кредитных структур редко обходится организация концерта поп-звезды или балетного конкурса, или гастрономического фестиваля, или спортивного мероприятия. Причины такой активности легко объяснимы: прославиться с помощью спонсорских проектов банкам гораздо легче, чем стать заметными на рынке благодаря низким ставкам по кредитам или высоким по депозитам.Не говоря уже о том, что сам спонсорский проект способен принести финансовой структуре неплохую прибыль — чаще всего нематериальную, но иногда измеряемую в твердой валюте.
Российские банкиры считают, что в сотрудничестве с торгово-сервисными предприятиями, как на войне, все устройства хороши. Их стратегия вполне прагматична: охват большей аудитории потребителей с помощью чужих площадей вполне прибыльный бизнес. Особо «лакомые» места, например торговые центры и гостиницы, прямо-таки напичканы множеством самых разных устройств — от простейшихpos-терминалов до многофункциональных банковских киосков самообслуживания.
Сигнал получен: нежности к банкамсо стороны правительства не будет.
Swedbank, входящий в одноименную шведскую финансовую группу, прошлым летом попал в неприятную ситуацию: решением ЦБ у него была «заморожена» лицензияна осуществление банковской деятельности. На сегодняшний день конфликт между банком и регулятором исчерпан, Swedbank не только восстановил в полном объеме свои «старые» операции,но и занялся новыми — прежде всего ипотечным кредитованием. О своем видении перспектив российского ипотечного рынка, причинах конфликтас регулятороми о ситуациина потребительском рынке кредитования рассказал в интервью «БО» председатель правления OAO Swedbank Марис Манчинскис.
Хранилища данных (ХД) — это уже не роскошь, а необходимостьдля большинства российских кредитных организаций. Ведь отечественный банковский бизнес продолжает развиваться быстрыми темпами, а поток информации, поступающейв кредитные организации, растетв геометрической прогрессии.В такой обстановке стандартные системы уже не справляются,и поэтому банкиры вынуждены внедрять решения, работающие на основе ХД, которые специально предназначены для обработки больших объемов данных.
Слухи о том, что банк «Русский Стандарт» может стать частью группы ВТБ, будоражат рынокна протяжении последних нескольких недель. Аналитиков волнует все: и то, как может измениться ситуация на рынке розничного кредитованияв случае слияния гигантов,и то, какой будет премияк капиталу, если сделка между группой ВТБ и финансовым активом Рустама Тарико станет реальностью. Интерес ко второму вопросу вовсе не праздный: эксперты уверены, что в случае продажи «Русский Стандарт» установит ценовой потолок для всех других банков. Если уговоры пойдут по рыночному сценарию.
Российские банкиры поняли,что им необходимо прислушиваться к мнению специалистов со стороны. Но далеко не все проекты консалтеров, реализуемые в кредитных организациях, дают результат. Банкиры недостаточно доверяют консультантам, а они выделяют на реализацию проектов неквалифицированных сотрудников.
Рынок долгов российских банков начал активно расти после 2000 года. Хотя наибольший объем средств на рынке ценных бумаг банки продолжают привлекать при помощи выпуска собственных векселей, облигации становятся все более используемым инструментом для банков в привлечении ресурсов.
Как говорится в старом анекдоте, по-честному пытались собрать кровать,а получается все равно автомат. Получится ли у прежнего главы Сбербанка выстроить на Почтечто-то, отличающееся от Сбербанка? Или задача, которую ставит госзаказчик перед одним из сильнейших финансистов страны, так и звучит — построение государственного предприятия «Сберпочта»?Банкиры привыкли сотрудничать с почтой в рамках достаточно узкого функционала и пока не видят конкурентных угроз со стороны массивного, но неповоротливого партнера. Но если Андрей Казьмин имеет амбиции по части построения еще одного банка — с беспрецедентной сетью отделений — ему придется столкнуться с сильнейшим лоббистским давлением со стороны бывших коллег.
Рейтинговое агентство«Рус-Рейтинг» провело в середине октября английские дебатына тему: «Банкам выгоднее размещать долговые займы на российском фондовом рынке, чем на зарубежном. Верно ли это?». Коль скоро выбор решения не надо было подтверждать действиями,да и поддержку дебатам оказал Соцгорбанк, размещающий свой выпуск на внутреннем рынке, патриотически настроенная аудитория согласилась, что размещаться выгоднее в России.
Западные рынки, испытывая дефицит ликвидности, перестали кредитовать крупнейшие российские корпорации. Возвращение заемщиков на родину отечественные банкиры воспринялиc удовлетворением и даже некоторым злорадством. Однако банкине собираются срочно придумывать для «репатриантов» суперпривлекательные кредитные продукты или снижать ценыв надежде задержать подольше. Напротив, в условиях дефицита ликвидности российские банки готовы кредитовать те компании, которые готовы заплатить за ресурсы подороже. В то же время российские банкиры понимают: чуть только на западных рынках потеплеет и «голубые фишки» вернутся в Лондон.