Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Сбербанк планирует захватить рынки лояльности и таргетированной рекламы
12.03.2015

Сбербанк планирует захватить рынки лояльности и таргетированной рекламы

Сбербанк приобрел более 50% разработчика системы лояльности и мобильных платежей Platius, а также рекламной платформы Segmento (Рутаргет)


Отбором технологий, в которые целесообразно инвестировать, в Сбербанке сейчас занимается дирекция развития цифрового бизнеса. Старший вице-президент Сбербанка по цифровому бизнесу Виктор Орловский, возглавляющий дирекцию, говорит, что в ней работает менее 20 человек, которые думают даже не про «сегодня» и «завтра», а про «послезавтра». Задача дирекции состоит в том, чтобы искать технологии, пусть даже не из банковского бизнеса, которые помогут Сбербанку в поиске новых методов монетизации и выходе на новые сегменты рынка.

 

Виктор Орловский, старший вице-президент Сбербанка по цифровому бизнесу

 

В рамках этой стратегии Сбербанком и были приобретены контрольные пакеты в двух компаниях, о чем было объявлено 12 марта. При этом Сбербанк не скрывает, что со временем планирует довести доли в них до 100%.

Первым проектом стала компания Platius, образованная на базе проекта iiko.net. Технология Platius позволяет посетителям ресторанов и магазинов самостоятельно расплачиваться в этих заведениях с помощью специального приложения на мобильном телефоне и зарегистрированной в этом приложении банковской карты. Для оплаты покупатель вводит короткий уникальный код с чека или демонстрирует штрих-код с экрана своего телефона кассиру. Деньги автоматически списываются с банковской карты, одновременно пользователю начисляются бонусы. При этом, как рассказывает Виктор Орловский, в ближайшее время станет доступен выбор из меню и предварительный заказ.

На данный момент существует приложение Platius для iOS, а для пользователей Android компания планирует выпустить его через два месяца, но уже сейчас на любой платформе сервис доступен через web.

Как рассказал «Б.О» Давид Ян, сооснователь компаний iiko и Platius (а также совладелец компании ABBY), проект был запущен четыре года назад, и на момент сделки со Сбербанком количество транзакций за год составило около миллиона. Благодаря сделке со Сбербанком компания надеется довести повысить количество транзакций до 200 млн в год. Указанные транзакции, впрочем, в большинстве своем были бонусными, то есть с их помощью клиенты производили оплату бонусами.

 

Давид Ян, сооснователь компаний iiko и Platius

 

iiko.net вообще начиналась как исключительно бонусная программа. Возможность привязывать банковские карты в тестовом режиме появилась только в начале 2014 года. Сейчас к сервису можно привязать карту любого российского банка.

На март 2015 года число пользователей системы Platius в России превышает 2,2 млн. В качестве основной системы лояльности и мобильных платежей ее используют около тысячи российских ресторанов и магазинов, среди которых, например, «Кофе Хауз» и «Данкин Донатс».

«В рамках проекта Platius Сбербанк ставит своей целью создание системы мобильных платежей национального масштаба, которая станет стандартом для большинства розничных бизнесов, — отметил первый заместитель председателя правления Сбербанка Лев Хасис. — Мы ожидаем, что к 2019 году в России количество пользователей мобильных платежей превысит 40 миллионов человек. Мы ставим амбициозную цель — предоставить сервис Platius как минимум для половины этих людей».

 

Лев Хасис, первый заместитель председателя правления Сбербанка

 

Виктор Орловский пояснил «Б.О», что данный сервис никак не конфликтует с программой лояльности «Спасибо от Сбербанка» — он позволяет работать по правилам любых программ лояльности, добавляя только платформу. Он также рассказал, что со временем Platius будет интегрирован в мобильное приложение самого Сбербанка — система сможет определять пользователя по номеру телефона, введенному при регистрации.

Дэвид Ян говорит, что мобильный чекаут — это сейчас один из основных трендов в мире, который до сих пор в полной мере не реализован нигде. В России же, по его словам, для этого сложились уникальные условия, потому что акционерами сервиса являются компании-конкуренты, которые вместе покрывают 90% рынка ПО для ресторанного бизнеса — это iico и UCS. Благодаря этому сервисы Platius уже по умолчанию интегрированы в программные решения, нужно только желание владельца ресторана их использовать.

Магазинам и ресторанам платформа Platius представляет сегментацию клиентской базы, точный таргетинг предложений продуктов и услуг компаний в нужное время в нужном месте. Конечно, при оплате через приложение транзакция классифицируется как card not present, то есть комиссия за эквайринг выше, но Давид Ян утверждает, что это с лихвой окупается притоком клиентов. Если у организации нет программы лояльности, Platius может предложить свою, встроенную «по умолчанию». В ней клиент получает от 7 до 30% бонусами, которые затем можно использовать для покупок только в данной компании. По словам Давида Яна, доля клиентов, откликающихся на специальные предложения, составляет от 6–12%.

Сама же Platius зарабатывает на абоненской плате — она составляет 5 тыс. рублей в месяц для одного кассового узла, а также на комиссии с транзакций: при покупке в торговой точке она составляет 0,1%, а если клиент заказывает покупку предварительно — 10%.

Для более точного таргетинга Сбербанк также приобрел контрольный пакет акций российской компании «Рутаргет», разработчика рекламной платформы Segmento, которая использует технологии искусственного интеллекта и обработки больших данных в реальном времени. С 2006 года основатели Segmento работали с алгоритмами искусственного интеллекта в различных областях, в том числе создавали роботов-предикторов для торговли на финансовых рынках. В 2011 году началась работа над собственной рекламной платформой. В течение следующих нескольких лет компания привлекла два раунда инвестиций (ангельский и раунд А) от частных инвесторов. В 2014 году было подано две заявки на патенты по предсказанию покупательского поведения пользователей в сети.

С помощью этих технологий уже было проведено больше 500 рекламных кампаний. Клиентами Segmento стали крупнейшие бренды, рекламные агентства и онлайн-ретейлеры (Intel, Hyundai, S7 Airlines, PayPal). Благодаря ей, как заявлено, в магазинах рекламодателей в 2014 году было совершено покупок на 900 млн рублей.

База данных Segmento превышает 250 миллионов профилей аудитории. Платформа охватывает 98% пользователей российского сегмента интернета и более миллиона интернет-ресурсов.

Segmento возглавит выпускник Стэнфордской школы бизнеса, управляющий директор дирекции развития цифрового бизнеса Сбербанка Игорь Хмель. Стратегическим развитием, клиентским сервисом и продуктом продолжит заниматься команда основателей компании «Рутаргет».

 

Игорь Хмель, управляющий директор дирекции развития цифрового бизнеса Сбербанка

 

«Ключевым предметом в сделке были уникальные технологии, которые мы приобрели, — отметил первый заместитель Председателя Правления Сбербанка России Лев Хасис. — В Группе Сбербанк появится компания, которая имеет потенциал стать национальным лидером на быстрорастущем рынке таргетированной интернет-рекламы».

Виктор Орловский говорит, что в Segmento для Сбербанке важным стал тот факт, что все технологии разрабатывались компанией «с нуля», и Сбербанк может их менять под свои нужды.

Размеры инвестиций Сбербанка в проекты не называются. Виктор Орловский рассказал «Б.О», что в целом дирекция развития цифрового бизнеса рассчитывает на окупаемость проектов в течение года, и уже через два года они должны приносить банку прибыль. Он также отметил, что это далеко не все проекты, в которые сейчас инвестирует Сбербанк, и обещал в скором времени рассказать о новых приобретениях.







Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ