Консолидация на марше

За 2016 год портфель микрозаймов МФО без учета «банковских» компаний рос чуть быстрее индекса потребительских цен (5,7% за 2016 год) и составил около71 млрд рублей (около 90 млрд с учетом «банковских» МФО, работающих в отдельной нише). Объем выдачи микрозаймов составил за пошедший год около 161 млрд рублей (+22% по отношению к 2015 году, или +35%, до 190 млрд рублей с учетом вновь сформированного сегмента «банковских» МФО). Столь существенная разница в темпах прироста выдач и портфелей во многом обусловлена оптимизацией портфелей действующих игроков, масштабными цессиями тела долга (по оценкам Агентства, около 18 млрд рублей против 10 млрд за 2015 год), а также уходом с рынка около 30% игроков. При этом рыночную долю МФО, испытывающих нехватку капитала, частично отвоевали игроки с капиталом более 50–100 млн рублей. Поддержку выдачам микрозаймов оказали сегмент онлайн-PDL, рост тендерного микрофинансирования и активизация региональных фондов по поддержке предпринимательства.

За прошедший год доля МФО, аффилированных с крупными розничными банками, выросла в совокупном портфеле микрозаймов с 6 до 22%. Около 80% этого прироста пришлось на крупнейшую «банковскую» МФО. При этом конкуренции со стороны «банковских» МФО «традиционные» участники рынка практически не ощущали, поскольку ниша аффилированных с банками компаний довольно специфическая. МФО при кредитных организациях, как правило, располагают базой банковских «отказников», предоставляют не высокомаржинальные «короткие» микрозаймы, а близкий к банковскому POS-продукт по ставке 25–60%. Такие компании чаще всего используют персонал и офисы банка, а также имеют доступ к дешевому материнскому фондированию.