Прыжок из прошлого в будущее

Что же такое верификация?

Под термином «верификация» (от лат. verus — «истинный» и facere — «делать») могут иметься в виду разные понятия. В розничном кредитовании понятие «верификация» подразумевает подтверждение соответствия потенциального клиента предопределенным установленным требованиям банка.

В связи с тем, что требования банка к потенциальному заемщику с точки зрения минимизации розничных кредитных рисков определяет подразделение рисков, было вполне логичным, что в Росбанке, специализирующемся на розничном кредитовании, процесс создания нового формата «верификации» был начат в подразделении розничных кредитных рисков.

Верификация в 2014 году была практически полностью ручным процессом. Конечно, нужно признать, что мы начали эту перестройку довольно поздно для рынка и в целом понимали, что «ручная» верификация — это своего рода динозавр. Проект был амбициозным, так как необходимо было, во-первых, с точки зрения операционной эффективности безболезненно и, главное, без последствий для всех подразделений Банка и в первую очередь для клиентов осуществить перевод функционала верификации из подразделения безопасности в подразделение рисков. Во-вторых, проект предусматривал кардинальный пересмотр организации и автоматизации процессов. В-третьих, в фокусе всегда было сохранение качества кредитного портфеля в течение «транзитного» периода и «калибровки» нового процесса.

В ходе изучения принимаемого процесса стали очевидныего «болевые точки»:

• субъективное мнение, низкая автоматизация и как следствие неуправляемый уровень кредитного риска;

• длительное время процесса верификации (низкая скорость) и как следствие неповоротливая модель принятия кредитного решения;

• очень большая численность сотрудников центров верификации (в общей сложности чуть больше 200 сотрудников) и как следствие высокая стоимость процесса верификации.