С малым бизнесом — по-человечески

Рост доли малого бизнеса — показатель экономического здоровья страны. Чем сложнее и диверсифицированнее экономика, тем больше в стране число предпринимателей. Они стимулируют развитие технологий, экспериментируют и открывают новые продукты, рынки сбыта, ниши, направления, а в итоге становятся драйверами роста экономики.

В России доля малого бизнеса традиционно составляет не более 20% ВВП, в США, Франции, Англии этот показатель превышает 50%, а в Италии — 90%. В апреле 2017 года президент России поставил перед чиновниками задачу увеличить к 2020 году долю в ВВП России малого и среднего бизнеса в 2,5 раза, до 50%, и поручил всячески поддерживать МСП. Но вне зависимости от того, какие меры будут принимать на федеральном уровне, мир уже меняется с точки зрения развития предпринимательства.

Повсеместная цифровизация и уход в онлайн ускоряют этот тренд. Сегодня управлять бизнесом можно из любой точки мира — развивать его и масштабировать, открывать офисы в разных городах и странах, подбирать сотрудников, проводить совещания и встречи, разрабатывать продукты и решения. Можно даже вести бизнес в формате «работать на себя», пользуясь открытыми платформами, которые сводят заказчиков и исполнителей-предпринимателей.

Подобное происходит во всех сферах жизни и бизнеса. Самый простой пример — работа сервисов такси по P2P-принципу. Водители-предприниматели со своими машинами могут выходить на заказчиков через приложение. На китайской платформе Alibaba бизнесмены со всего мира заключают сотни тысяч сделок ежемесячно. Сервис по аренде недвижимости AirBnb, устроенный по аналогичной схеме, сводит друг с другом предпринимателей-арендодателей и съемщиков в разных странах. Таким же образом работают приложения по поиску «предпринимателей» из сферы домашнего сервиса — работников в сфере клининга, бытового ремонта, сиделок. Есть аналоги и в профессиональных сферах, например платформы, агрегирующие переводчиков, копирайтеров, туристических гидов.