Сергей Швецов: Нам дух революции ближе

• Изначально банки привязывали к себе клиента отсутствием технологий перевода денег из одного банка в другой. И бренд тут имел важное значение. Первые безналичные расчеты появились в Лондоне с созданием Расчетной палаты в 1875 году, а до этого практически у каждого банка была монополия на своего клиента. В значительной степени эти отношения клиента со своим банком сохранялись долгие годы и только в конце прошлого века люди стали обращать внимание, что можно ходить не в один банк, а в несколько. Появились частные банки в Российской Федерации и появилась система гарантирования вкладов, которая в значительной степени изменила сам продукт банковского вклада. Некоторые думают, что это банки продают продукт под названием «вклад», на самом деле банки продают продукт АСВ под названием «застрахованный АСВ вклад», просто каждый банк объявляет свою цену на этот продукт. Возникла такая ситуация, когда люди получив доходы и осознав, что эти доходы превышают застрахованную сумму, стали обращать внимание, что банков несколько. Дальнейшее движение привело к тому, что банки догадались продавать не только собственные продукты, но и чужие. В банковских сетках появились и ПИФы, и страховые продукты. Но наступила эра диджитализации и физическая сетка перестает играть такую большую роль и постепенно из актива становится пассивом в банковской системе. При этом многообразие услуг, падение стоимости бренда, привязанности человека к бренду породило желание рынка быть экстерриториальным. В целом потребность того, чтобы уйти от конкретного банка и перейти на маркетплейс уже есть. На рынке ценных бумаг таким маркетплейсом является биржа. Не надо у отдельных дилеров узнавать котировки, достаточно просто прийти на биржу.