Так ли доступен кредит, как его малюют?

Растет ли доступность кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса или банки пока еще очень осторожно относятся к кредитованию представителей сегмента? Как сегодня развивается эта ситуация «по обе стороны операционной кассы», обсуждалось в ходе открытой дискуссии «Бизнес и банки. Как обеспечить доступ к финансовым ресурсам малым и средним компаниям?». Встреча, организованная НП «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса», состоялась в деловом пространстве партнерства 24 января 2020 года.

Должен ли быть доступ легким для всех?

Дискуссия началась с того, что Сергей Глухов, генеральный директор НП «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса», предложил собравшимся (а в зале, рассчитанном примерно на 50 посадочных мест, стоявших участников встречи оказалось не меньше, чем сидевших) ответить на два вопроса: кто в минувшем году пытался получить финансирование в различных кредитных организациях и кому это реально удалось? В последнем случае руки подняли лишь примерно половина тех, кто утвердительно ответил на первый вопрос.

На это Константин Бобров, председатель правления банка УРАЛСИБ, заметил, что на самом деле в банках этот показатель значительно ниже полученных в результате опроса 50%. Почему так получается? «Банки стремятся работать с относительно невысоким риском при выдаче кредитов. Здесь мы любим однозначные цифры, редко — двухзначные, но это все равно “1” с небольшим хвостиком. Поэтому при ответе на запросы предпринимателей банки должны адекватно оценивать реальный уровень риска и способность заемщика эффективно распорядиться кредитными средствами и вернуть долг. В этом сегменте цена кредита в существенной степени определяется стоимостью кредитного риска. Простой пример: если стоимость риска составляет даже 10% (а в массе своей заемщики сегмента имеют куда более высокий уровень дефолтности), то с учетом стоимости ресурсов и минимальной маржи банка цена кредита “на выходе” составляет уже 17%».