Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • На банковских дрожжах
01.02.2006

На банковских дрожжах

Необходимость сдавать банковскую отчетность по международным стандартам привела к взрывному росту объемов банковского аудита. В ближайшее время такой «сахарной косточки» аудиторам больше никто не кинет, а рынок аудирования банковской отчетности по МСФО поделен и освоен. Но аудиторы смотрят на пять лет вперед. По плану правительства в 2010 году вся экономика перейдет на МСФО.А банки были тренировочным забегом.


Стартовая площадка по МСФО

Банковский аудит в 2005 году демонстрировал наиболее высокие темпы роста по сравнению с другими видами аудиторско-консалтинговой деятельности. По данным РА «Эксперт» на 1 июля 2005 года, объемы рынка банковского аудита за год выросли почти на 52%. Бурному развитию этого направления во многом способствовал рост сектора услуг в области МСФО — а основными и самыми активными потребителями этих услуг являются банки.

Однако после такого существенного рывка возникают сомнения: а есть ли резервы для дальнейшего роста? Или после «освоения» банковской отчетности по международным стандартам на рынке установится временное затишье, появятся признаки стагнации? В этом смысле интересен анализ ситуации, который по просьбе «БО» представил президент Клуба банковских бухгалтеров, вице-президент банка «Легион» Кирилл Парфенов. По его расчетам, на развитие рынка банковского аудита будут оказывать влияние несколько разнонаправленных тенденций.

Безусловно, аудиторы получили «в подарок» от Центробанка большой рынок — по количеству потребителей услуг. Да и в денежном выражении получается немалый рост. Банки вынуждены платить за аудирование отчетности дважды: по российским стандартам и по международным. «При этом сказать, что произошло удвоение, неправильно, — говорит К. Парфенов. — Аудит по МСФО стоит дороже, чем по РСБУ».

Вообще, провести экспертную оценку динамики объемов рынка банковского аудита без масштабного исследования практически невозможно, потому что крупные банки и до указания Банка России формировали отчетность по международным стандартам, этого требовал их бизнес на внешних рынках, иностранные партнеры и т.д. Прирост спроса на услуги аудиторов произошел за счет средних и малых банков. Большинству из них с практической точки зрения МСФО не нужны, и, как уже неоднократно говорилось, они заинтересованы в минимизации расходов.

«Большая четверка» и другие крупные и средние аудиторские компании, в том числе члены международных сетей, по мнению Кирилла Парфенова (Клуб банковских бухгалтеров), не заинтересованы в освоении этой банковской «мелюзги». Да и сами мелкие банки не потянут расценки крупных аудиторов. Следовательно, открылся рынок для небольших аудиторских фирм. Единственным ограничением для бесконтрольного роста предложения со стороны аудиторов является требование ЦБ РФ иметь минимальное количество сертифицированных аудиторов с документами международного образца. На выполнение этих требований требуется время, малым аудиторским компаниям нужен некоторый временной лаг, но уже очень многие фирмы вложились в «покупку» специалистов с соответствующими сертификатами или на обучение существующих. И не только ради банков. У рынка аудирования отчетности по международным стандартам большой потенциал. Ожидается, что к 2010 году на МСФО перейдут другие отрасли экономики, в том числе реальный сектор. Банки были только началом, и аудиторы рассматривают банковский рынок в этом смысле как стартовую площадку, стимул роста и первоначальную окупаемость своих инвестиций в обучение и приобретение специалистов, в расширение бизнеса.

Четверть миллиона — не предел

О масштабах бизнеса небольшой или средней аудиторской компании президент Клуба банковских бухгалтеров К. Парфенов судит следующим образом. Проверка небольшого банка стоит от 5 до 10 тыс. долларов. Скромная аудиторская фирма вполне в состоянии обслуживать по МСФО около десяти банков. Не исключено, что удастся заполучить хотя бы один банк чуть покрупнее, проверка которого уже обойдется в 20—30 тыс. долларов. Итого можно рассчитывать на доход в 100—120 тыс. долларов в год. К тому же, российские аудиторы и неизбежно занимаются консалтингом по МСФО, и оказывают ряд образовательных услуг для клиентов, были случаи реализации некоторых программных продуктов. На круг получится еще около 50—80 тыс. долларов в год за консалтинговые услуги. В целом 200—250 тыс. долларов только на «банковском МСФО» для напористой аудиторской компании не являются пределом возможностей.

Косвенно расчеты г-на Парфенова подтверждает председатель совета директоров Группы компаний «Градиент Альфа» Павел Гагарин. Размер выручки, полученной от банков этой аудиторской организацией, составляет порядка 120 тыс. у.е. за 9 месяцев 2005 года. При этом, по словам П. Гагарина, «Градиент Альфа» не имеет лицензии на проведение банковского аудита, но участвует в консультировании банков по ряду вопросов, в том числе исследует основные показатели устойчивости банков. Иными словами, аудиторы из «Градиент Альфа» осуществляют комплекс мероприятий, которые можно условно назвать аудиторской ревизией. «Иногда мы делаем подобные аудиторские ревизии по заказу потенциальных или реальных клиентов банка для того, чтобы клиент понимал финансовое состояние банка, его управленческой структуры, перспективы его развития», — говорит Павел Гагарин. — Количество банков, которые обслуживает наша компания по этим вопросам, в 2005 году составило порядка 26—28 банков». В 2005 году количество обращений по этим вопросам выросло в 2,5 раза, что, по мнению П. Гагарина, связано с увеличением банковских рисков и повышенным вниманием клиентов к вопросам финансовой устойчивости банков.

Маленькие — не значит жулики

Президент клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов опровергает распространенное мнение, что обращение в небольшую аудиторскую фирму со стороны банка однозначно свидетельствует о запросе на профанацию аудиторской проверки отчетности по МСФО. Никто не гарантирует, что какая-нибудь репутационная неприятность не случится с крупной или крупнейшей компанией. Никто не ожидал, что в одночасье рухнет знаменитый Arthur Andersen. Можно сомневаться в благонадежности аудитора, но размер компании не является решающим при выборе, считает эксперт.

Безусловно, крупный банк обратится к членам «большой четверки» или в сетевую международную фирму. Многие средние банки, которые сегодня выбирают путь агрессивного развития, наращивания капитала и повышения узнаваемости брэнда, тоже пойдут за проверкой как минимум в сетевую аудиторскую организацию — положение обязывает. В итоге 300—500 банков, по экспертной оценке К. Парфенова, станут клиентами «большой четверки» и сетей. Остальные 700—800 банков, которым громкие имена аудиторов не по карману или не нужны с практической точки зрения, станут клиентами довольно многочисленного отряда средних и небольших аудиторских компаний. И последние, скорее всего, будут заинтересованы не в легких деньгах за фальшивые проверки, а в работе на свое доброе имя и закреплении на рынке.

По наблюдениям эксперта, в малых аудиторских фирмах сегодня практикуется даже более жесткий подход, чем в крупных. Малая фирма не возьмет на обслуживание большой банк — у нее просто ресурсов не хватит. А в небольшом банке аудитор может лично «перешерстить» все договоры, все документы, в то время как в крупном банке смотрят только самые важные. Кроме того, небольших аудиторов гонит «в бой» пыл неофитов, да и ошибка специалиста в маленькой компании виднее, заметнее, и это тоже заставляет аудиторов относиться строже и к своей работе, и к проверяемому объекту.

Гадания и прогнозы

В результате можно сказать, что сливки рынка по-прежнему снимают крупнейшие аудиторские компании, им достаются самые привлекательные платежеспособные клиенты из числа банков. Но в количественном выражении, по числу потребителей услуги, рынок достался малым и средним аудиторам. И это неожиданное богатство определяет несколько интереснейших тенденций на будущее.

Прежде всего, надо говорить о качественном кадровом усилении аудиторских компаний. В этом году очень много специалистов учились и получали сертификат международного образца, и в следующем году будут учиться не меньше, потому что за один год удовлетворить потребности рынка в сертифицированных аудиторах невозможно. Кроме того, аудиторские компании будут добирать специалистов для расширения консалтингового направления, считают эксперты.

«Развитие банковского аудита во многом будет зависеть от существенных событий на банковском рынке, — говорит К. Парфенов (Клуб банковских бухгалтеров). — Например, будет ли продолжаться активное вытеснение малых банков? Если да, то поле деятельности для небольших компаний сократится. Станет ли валютная либерализация реальным фактом общественной жизни или лишь продекларированным порядком? В первом случае ожидается более активный выход российских банков на внешние рынки, массовый приход иностранных инвесторов, в том числе и на региональные банковские рынки. Соответственно, возрастет спрос на услуги «четверки» и сетевых международных компаний. Если же либерализация останется на бумаге, то банки будут стремиться минимизировать расходы на оплату услуг аудиторов и сохранится возможность для роста и укрепления компаний второго-третьего эшелона».

Кстати, региональный рынок аудиторских услуг по МСФО скорее всего останется за местными аудиторами. Более или менее заметные региональные банки, которым важно попасть в какой-нибудь топ-лист, будут стремиться заполучить иностранного аудитора или отечественную компанию из числа лидеров рынка. А все прочие будут стремиться к ограничению расходов. Поэтому активного освоения региональных рынков московскими аудиторами вряд ли произойдет — ведь к стоимости услуги следует прибавить расходы на командировку, в среднем около 2 тыс. долларов. А для значительного количества банков есть разница, платить 5 или 7 тыс. долларов.

Свое влияние на рынок аудиторских услуг может оказать окончательное решение вопроса о переводе муниципальных счетов в федеральное казначейство. Некоторое количество банков, которые сегодня ходят в лидерах рынка, федерального и регионального, испытают серьезный стресс. Не исключено, что некоторым из них придется начать экономить, в том числе на аудиторах.

С точки зрения цен на услуги аудиторов, считает Павел Гагарин («Градиент Альфа»), демпинговать никто не будет. «Поскольку рынок довольно узкий, то любой крупный банк, любая крупная аудиторская компания могут подъемом или снижением цен перекосить рынок как в одну, так и в другую сторону». Это не выгодно никому, да и банкам деваться некуда.






Новости Новости Релизы