Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • ИИ вынуждает «перепридумать» финуслуги
14.04.2025 FinTechАналитикаКолонки

ИИ вынуждает «перепридумать» финуслуги

Искусственный интеллект, по сути, уже стал технологией общего назначения, которая глубоко проникает во все процессы и оказывает трансформирующее влияние на все аспекты нашей жизни и деятельности. Неудивительно, что среди основных трендов 2025 года в бизнесе, технологиях и финтехе более половины так или иначе связаны с ИИ


Мы живем в эпоху четвертой технологической революции и находимся на пороге пятой, которая будет связана с широким распространением искусственного интеллекта, ставшего, по точному замечанию главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, по-настоящему «базовой технологией» для финансового рынка — технологией, меняющей правила игры. За совсем небольшой промежуток времени ИИ смог проникнуть буквально во все сферы нашей жизни и в значительной мере изменить привычные процессы.

Отмечу, что российский финансовый сектор — традиционно один из самых технологичных рынков в стране — испытал на себе трансформирующее действие ИИ среди первых.

Так, во флагманском исследовании Ассоциации ФинТех «3х10 трендов 2025 года» семь из десяти технологических трендов связаны с искусственным интеллектом, и первым в списке обозначен «Генеративный ИИ для Всего». Именно появление генеративного искусственного интеллекта в значительной мере стимулировало интерес к теме ИИ, а его широкое применение помогает не наступить «зиме искусственного интеллекта».

Можно сказать, что ГенИИ не только массово используется для генерации контента и в процессах клиентского обслуживания, но и в значительной мере трансформирует весь процесс поиска и создания информации.

Еще один важный технологический тренд — «Агентский ИИ», когда искусственный интеллект начинает брать на себя новые функции и решать задачи с большей степенью автономности. Под применение агентского ИИ лидеры рынка уже начали трансформировать свои стратегии: компании все активнее внедряют в процессы «цифровых сотрудников», разрабатывают информационные системы в тесном взаимодействии с искусственным интеллектом. Активно используются цифровые аватары, имитирующие человеческие качества. Такие «сотрудники» помогают повышать узнаваемость бренда и выводить маркетинговые стратегии на новый уровень. Использование агентского ИИ и цифровых аватаров — совершенно новая парадигма. Этот тренд пока только зарождается, но не замечать его нельзя.

Нужно сказать, что для полноценного применения Агентского ИИ нам придется кардинальным образом преобразовать и переосмыслить операционные модели и технологический ландшафт, а также создать принципиально новые компетенции.

С технологиями мы будем работать похожим на взаимодействие с людьми образом. Акцент будет делаться не на программировании, а на обучении, профилировании, стимулировании.

Индустриализация и платформизация искусственного интеллекта — также, несомненно, важный тренд, который позволяет создать производственную основу, конвейер для более эффективной проверки гипотез и значительно повысить уровень конверсии идей и «пилотов» в готовые решения, приносящие конкретные бизнес-результаты. В 2025 году участники рынка используют и развивают платформы управления ИИ для эффективного внедрения новых инструментов и снижения рисков работы с искусственным интеллектом.

Инструменты на базе ИИ ложатся в основу кибербезопасности для проактивной борьбы с угрозами, а также для защиты от дезинформации (например, ложной информации, генерируемой с помощью ИИ, — дипфейки и так далее). Использование технологий искусственного интеллекта помогает также существенно снизить нагрузку на профильных сотрудников, значительно уменьшить время реагирования на угрозы, а также выявить и спрогнозировать новые угрозы. Фактически мы выстраиваем своеобразную иммунную защиту на основе ИИ, которая умеет обучаться и создавать новые варианты инструментов для предотвращения угроз. Обратной стороной медали, конечно, является классическое «соревнования меча и щита», злоумышленники также не стоят на месте и применяют ИИ.

Еще один важный тренд, который хочется отметить, это синергия и совместная работа всего рынка: это и открытый диалог на конференциях, и взаимодействие компаний в рамках «пилотов» и внедрений совместных решений для рынка, и объединение усилий для разрешения существующих проблем и поиска «точек роста».

Ассоциация ФинТех принимает активное участие в развитии технологий ИИ в российском финтехе. В частности, на площадке АФТ мы совместно с участниками ведем работу по созданию референтной архитектуры платформы ИИ, которая позволит внедрять решения на базе искусственного интеллекта быстро и эффективно. Также в АФТ действуют Рабочая группа и Центр компетенции по ИИ, проводятся пилотные проекты, интенсивы, в ходе которых ведущие эксперты рынка делятся прикладными кейсами применения технологии и определяют лучшие практики использования ИИ в различных сферах и процессах. Отмечу, что Россия демонстрирует впечатляющие результаты в области внедрения и развития собственных ИИ-решений: лидеры создали свои большие языковые модели и эффективно выстраивают экосистемы продуктов вокруг этих LLM, многие крупные компании сумели выстроить технологически независимые стеки ИИ, в том числе на базе open-source.

Искусственный интеллект как базовая технология применяется бизнесом в самых разных процессах: от взаимодействия с клиентами и работы с документами до дополненной ИИ разработки (Copilot), когда искусственный интеллект выступает помощником разработчика, позволяя быстрее и качественнее создавать новые решения. Применение ИИ будет все больше расширяться, будут появляться новые гипотезы. А значит, участникам рынка необходимо переосмыслить свои бизнес-процессы, бизнес- и операционные модели. Нам всем предстоит интересная работа: нужно будет фактически придумывать с нуля продукты и сервисы. Это и есть следствие трансформирующего эффекта искусственного интеллекта как базовой технологии. И вполне возможно, не за горами пятая технологическая революция. А вот какая новая технология станет революционной, скоро узнаем.






Новости Релизы