Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
В десятых числах октября ряд крупных банков приостановил прием пятитысячных купюр, в связи с появлением на рынке нового вида фальшивок, с помощью которых мошенникам (как позже выяснилось — из Узбекистана) удавалось обманывать банкоматы и терминалы
Удивительно, но мошенников удалось задержать раньше, чем банки решили проблему с возобновлением приема купюр. О своем успехе МВД на официальном сайте заявило 14 октября. В этот же день отдельные банки, из числа тех, что решили проблему фальшивок радикально — прекратив прием самых крупных купюр, выпустили пресс-релизы, сулящие скорое избавление от проблем с загрузкой в банкоматы пятитысячных.
Сбербанк (заморозивший прием купюр достоинством в пять тыс. рублей в банкоматах и информационно-платежных терминалах Московского, Среднерусского, Северо-Западного и Северного банков Сбербанка, расположенных в зонах самообслуживания банковских отделений, а также за пределами отделений) назвал даже приблизительную дату решения проблемы — 21 октября. Московский Кредитный Банк пообещал решить все к «концу недели», то есть примерно в те же сроки, учитывая, что 21 число — понедельник. Банк Москвы обошелся без конкретных дат, пояснив, что восстановит прием купюр, которые перестали принимать банкоматы одной конкретной марки — NCR, не раньше, чем закончит обновлять специальное банкоматное программное обеспечение.
Надо отметить, что не только Банк Москвы, но и все остальные кредитные организации в качестве «лекарства» для решения проблемы с фальшивками выбрали именно ПО. Могли ведь и купюроприемники поменять, либо банкоматы целиком. Но решили обойтись «малой кровью» — обучением валидаторов в банкоматах, методом их перепрограммирования.
Фальшивки для банкоматов — особый вид подделок. При их изготовлении фальшивомонетчики не пытаются полностью воспроизвести внешний вид денежной купюры. Этого и не требуется, достаточно обмануть конкретные детекторы, установленные в определенном купюроприемнике, реагирующем с их помощью на вполне определенные метки, либо визуальные, электромагнитные и прочие характеристики купюр. «Узбекские» пятитысячные внешне выглядят достаточно незамысловато. Согласно заявлению правоохранителей, фальшивки напечатаны на обычной однослойной бумаге с помощью струйного принтера и не имеют даже водяных знаков.
Чтобы понять, почему злоумышленникам столь легко удается обманывать устройства самообслуживания, и почему банкам требуется так много времени для ликвидации проблем с фальшивками, «Б.О» опросил экспертов, представителей банков и производителей банкоматов и терминальных устройств. Из банков, что характерно, откликнулись лишь те, которые не пострадали от действий злоумышленников.
Руководитель дирекции розничных продаж в Московском регионе Банка Москвы Сергей Красников рассказал, что случаев обнаружения фальшивок в банкоматной сети кредитной организации зарегистрировано не было. Задержка с приемом, тем не менее, есть, но это «дело житейское» — банк проводит обновление ПО в банкоматах на регулярной основе, по факту получения пакета обновлений от компаний — производителей устройств самообслуживания. Программы обновляются в каждом банкомате при выезде специалиста, соответственно, для того, чтобы обновить ПО на всех устройствах требуется определенное время.
Олег Куришев, начальник департамента платежного бизнеса банка «Открытие», где также не находили поддельных пятитысячных, объяснил, что время требуется не только на загрузку ПО, но и на разработку, поскольку делается оно под конкретную фальшивку. «В отличие от компьютерных вирусов, фальшивка — объект материальный, — пояснил он. — Для оперативного выпуска «лекарства» производителям банкоматов необходимо провести анализ фальшивых купюр, а на то чтобы получить их от «пострадавших» банков требуется время».
Петр Минин, заместитель директора по научно-исследовательской работе конструкторского бюро «ДОРС» (известный российский производитель банкоматов и терминалов) полагает, что время изготовления «лекарства» от фальшивок можно было бы сильно сократить, если убрать административные препоны. «Как правило, в момент вброса по-настоящему серьезной фальшивки «противоядия» к ней нет у очень многих производителей оборудования, — рассказал он. — Дальше все зависит от слаженности действий и отсутствия административных препонов. Если бы по нормативным документам производитель оборудования должен был вовлекаться в процесс как можно раньше, и не имел бы законодательных ограничений в доступе к найденным фальшивкам — все было бы много проще. А сейчас получается, что по закону фальшивки должны пости сразу и навсегда попадать в структуры МВД. Мировой опыт совсем другой. Например, в Европейском ЦБ есть специальные коллекции фальшивок, непрерывно пополняемые, и ЕЦБ постоянно приглашает изготовителей оборудования для работы с ними. Наш ЦБ такой возможности лишен».
Руководитель отдела коммерческих банков компании «Гамма-Центр» Дмитрий Муляр описал процесс создания противофальшивочного ПО более подробно: «Для того чтобы выпустить обновление для банкомата, нужно иметь подделки на руках, снимать их образы на всех образцах оборудования, снимать лог-файлы, отправлять их производителю оборудования, производитель их прописывает в ПО и отправляет поставщикам. Поставщики проверяют его сначала в своих условиях, потом в условиях реальной работы в банке, только потом происходит обновление всего парка техники». Процесс «прописания» подделок в ПО, по словам Дмитрия Муляра, занимает от двух недель до месяца. Еще несколько недель уходит у банков на загрузку ПО во всем парке банкоматов.
После появления в СМИ информации о подделках, в отделениях банков возникла легкая паника — посетители старались не брать купюры достоинством в пять тыс. рублей. Банкоматов, выдававших пятитысячные, сторонились, шли к другим, где оставалась «мелочь» на выданье.
Эксперты полагают, что никакой почвы для подобной паники нет. По мнению Петра Минина (ДОРС), все оборудование, обеспечивающее проверку выдаваемых населению денег, проходит настолько строгий государственный экзамен, что вероятность получить оттуда подделку хоть и не исключена, но является крайне низкой. Другое дело — оборудование, работающее только на прием. Его восприимчивость к фальшивкам зависит от сложности купюроприемника, а значит и его цены.
Независимый эксперт-консультант Виктор Ионов не сомневается, что основная проблема с фальшивками заключается именно в том, что российские банки экономят на качественных банкоматах и комплектующих. По его словам, сейчас многие банкоматы, принимающие наличность, не имеют, в частности, важного датчика, реагирующего на метку, нанесенную специальной краской «антисток». Подобная проверка — один из обязательных критериев, которым, согласно распоряжению ЦБ, должен соответствовать рисайклинговый банкомат, но никак не банкомат, работающий на прием наличных.