Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Приложение для построения обязательной отчетности: на что обратить внимание
21.09.2021 FinRegulationFinTechАналитика

Приложение для построения обязательной отчетности: на что обратить внимание

Специализированные приложения и модули на основе хранилищ данных многие годы успешно решают в банках задачи построения тех или иных видов отчетности, среди которых и управленческая, и МСФО, и регуляторная, и контроль исполнения бюджетирования. Современные условия обязывают поддерживать их в актуальном виде и своевременно обновлять. Об инструменте для создания таких бизнес-приложений, нюансах внедрения и сопровождения рассказал Леонид Рудов, заместитель директора производственного центра департамента аналитических систем компании R-Style Softlab


О важности своевременного обновления приложения, обеспечивающего построение обязательной отчетности для Центробанка России

Использование единого информационного пространства, приложений и модулей на основе хранилищ данных позволяет конечным пользователям формировать отчеты и контролировать их корректность. Такие отчеты являются основой для принятия верных решений на уровне менеджмента и снижения рисков предоставления регулятору неточной информации. К необходимости постоянной актуализации и доработки таких приложений подталкивают следующие факторы:

  • появление новых требований по формированию отчетов (в частности, изменения нормативных документов со стороны Центробанка России);
  • ввод новых банковских продуктов для клиентов;
  • выявленные случаи недостоверности формируемой отчетности и риски нарушения сроков подготовки; 
  • проведенный анализ инцидентов, случившихся при работе с первичными данными или подготовленными отчетами;
  • пожелания конечных пользователей по автоматизации и удобству работы. 

Когда оправдана самостоятельная разработка? 

Собственная разработка оправдана, если в банке есть специальная команда, которая будет этим заниматься, и банк готов постоянно поддерживать соответствующий уровень компетенции персонала. При этом потребуется выстраивать процессы взаимодействия между конечным пользователем и IT-специалистом и организовывать их совместную работу в смежных областях — как при внедрении функциональности, так и в ходе ее поддержки. Во многих банках такие условия есть. Насколько идеально работает подобная конфигурация в каждом конкретном случае, должны определять пользователи и руководство кредитной организации. 

Коробочное решение vs индивидуальная разработка

Подчеркну, что нет единого «золотого» стандарта. Выбор подхода к реализации проекта определяют многие факторы, среди которых и плановые сроки внедрения, и имеющийся бюджет, и состав команды у заказчика. Увидеть плюсы и минусы каждого из вариантов поможет таблица. 

Фактор

Коробочное решение

Индивидуальная разработка

Наличие специфичных банковских продуктов

+

Готовность скорректировать бизнес-процессы

+

Необходимость запуска в минимальные сроки

+

Наличие команды в банке для развития системы

+

+

Максимальное переиспользование возможностей имеющегося коробочного решения позволит выполнить запуск того или иного отчета с минимизацией сроков и затрат. Но и тут потребуются качественные данные и выстроенные процессы взаимодействия команд с двух сторон. Уделить же больше времени настройке под индивидуальные особенности банка возможно и разумно при понимании безусловной необходимости и оправданности соответствующих временных и финансовых затрат.

Запуск отчетных форм: слагаемые успеха

Конечно, есть немало условий успешного внедрения, обеспечивающих и соблюдение плановых сроков, и достижение конечного результата в виде работающей отчетности. Но во главу я бы поставил следующие три фактора:

  • максимально возможное использование готовых библиотек / наборов алгоритмов;
  • работающие процессы для обеспечения качественными данными и исправления ошибок при их выявлении;
  • при привлечении к работе команды вендора — объединение команд исполнителя и заказчика в работе над проектом.

Инструмент для создания бизнес-приложений и построения хранилища данных

В качестве инструмента для создания отдельных бизнес-приложений и построения хранилища данных мы предлагаем платформу RS-DataHouse. Платформа зарегистрирована в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (Реестре программного обеспечения). Встроенная функциональность и API позволяют развивать и интегрировать систему в существующий IT-ландшафт банка.

На основе этой же платформы R-Style Softlab ведет собственную разработку и внедрение специализированных модулей, в том числе для выпуска форм регуляторной отчетности.

Мы заимствуем из платформы модель данных, механизмы загрузки, документооборота, контроля доступа к данным, но разрабатываем алгоритмы определения расчетных показателей отчетов. Набор созданных модулей представляет собой отдельное бизнес-приложение «RS-DataHouse: Отчетность ЦБ», которое также зарегистрировано в Реестре программного обеспечения.

Бизнес-приложение «RS-DataHouse: Отчетность ЦБ»

По сути, это многокомпонентное решение. C одной стороны, выделены отдельные модули в разрезе соответствующих отчетов Центробанка и есть так называемое ядро. C другой стороны, есть разделение на объекты, реализующие расчет, отображение данных, формирование файлов/отчетов и пр. Это позволяет при необходимости (исправление ошибки или изменения законодательства) дорабатывать, тестировать и передавать заказчику отдельные элементы вместо монолитных обновлений. 

На основе платформы RS-DataHouse подготовлены преднастроенные блоки, обеспечивающие: 

  • разделение прав пользователей с учетом статуса документооборота; 
  • выполнение межформенного и внутриформенного контроля; 
  • пересчет отчетов самими пользователями;
  • создание результирующих файлов, например, для загрузки в Kliko. 

Как и в самой платформе, в бизнес-приложении предусмотрен программный интерфейс для дальнейшего переиспользования (API).

Мы формируем и передаем клиентам не только сами выполняемые модули и алгоритмы, реализующие расчет, но и документацию (например, с требованиями к выгружаемым данным).

Созданный программный продукт — и есть ценность вашей компании?

Самым ценным своим активом мы считаем команду как объединение людей, обладающих профессиональными навыками и стремлением к достижению результата. Во вторую очередь назову программный продукт RS-DataHouse с его возможностями для решения бизнес-задач. Именно благодаря людям происходит развитие продукта, выполняются успешные проекты у заказчиков.

Несмотря на распределение зон ответственности, в нашей команде не только аналитик, но и разработчик, и тестировщик стараются понять, что нужно конечному заказчику, какова общая цель выполняемых работ. Исходя из этого и решаются задачи. Есть большой поток специализированной информации, предназначенной и передаваемой сотрудникам, выполняющим определенные функции в рабочем процессе. Одновременно в командах в необходимом объеме обеспечивается универсализация навыков специалистов, способных подменять друг друга в смежных областях. Кроме того, в ходе выполнения задач идут непрерывный процесс обучения, разбор возникающих проблем и сложных ситуаций. Все это вместе усиливает команду и приводит к развитию качественного продукта.

Выбор формата работы с клиентами

В R-Style Softlab сложилось многообразие видов выполняемых проектов. Выбор формата взаимодействия определялся возможностями и потребностями каждого конкретного заказчика.

Наши команды могут работать на проектах заказчиков по внедрению собственной продуктовой линейки RS-DataHouse «под ключ». Помимо этого специалисты департамента аналитических систем включаются в команды, выполняющие в банках как интеграцию с хранилищами данных R-Style Softlab, так и внедрение программного обеспечения сторонних производителей. Если в первом варианте востребованы доскональные знания по RS-DataHouse, то во втором на первый план выходит накопленный опыт формирования хранилищ данных (data warehouse) и работы с другими программными продуктами.

Обеспечение бесперебойной работы в условиях дистанционности

Специалисты компании работают в разных городах страны, где уже многие годы представлены филиалы R-Style Softlab. По этой причине компания давно занимается задачами организации максимально эффективной дистанционной работы территориально распределенной команды. Так что к «пандемийным» изменениям мы пришли подготовленными. Опыт использования инструментов совместной работы оказался крайне важным. Разницу часовых поясов, в которых расположены филиалы, команда компенсирует за счет применяемых техник и сформированных на опыте правил обработки задач. В итоге мы стремимся перевести трудности/недостатка в преимущества. 

Когда внедрение завершено…

…начинаются процессы сопровождения — обработка возникающих инцидентов, формирование поставок с исправленными ошибками. Собственно, для программного продукта именно на этом шаге и начинается полноценная жизнь. Прежде всего проверяется его готовность к успешной эксплуатации. Зачастую именно показатели по сопровождению со стороны вендора заказчики рассматривают в качестве ключевых критериев отбора в ходе проводимых ими конкурсов по внедрению систем отчетности.

При взаимодействии с клиентами мы используем специализированный программный продукт для регистрации и обработки подобных задач, у нас есть выделенная служба поддержки.

Также мы предлагаем нашим клиентам и берем на себя поддержку изменений в законодательстве. Новые нормативные акты и проекты изменений со стороны Центробанка России отслеживаются аналитиками, обрабатываются и передаются в доработку для модулей отчетных форм. На основе этой работы, в частности, появляются задачи, воплощающиеся с течением времени в программный продукт.

Новинки 2021 года в части обязательной отчетности

Сейчас R-Style Softlab активно работает над отладкой и внедрением отчета по форме 0409310 «Сведения о предметах залога, принятых кредитными организациями в качестве обеспечения по ссудам». Эта форма отчетности введена Центробанком с 1 июля текущего года. Тем самым продолжается движение регулятора к сбору детальной информации — вслед за 303-й формой, в которой содержится подробная информация о ссудах, предоставленных юридическим лицам.

Отмечу технологическое отличие нового отчета от предшествующих — он формируется только в формате xml, без использования программного комплекса Kliko.

При реализации 310-й формы нам потребовалось в минимальном объеме изменить модель данных, что, на мой взгляд, указывает на соответствующий уровень зрелости программного продукта в целом. Сейчас идет активная работа по первому внедрению. 






Новости Новости Релизы