Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
«Становление сектора цифровых платформ (ЦП) достигло того этапа, когда уже необходимо обсуждать основные тренды их дальнейшего развития. При этом важно учитывать ключевые подходы и принципы цифровизации бизнеса, а также выделять различные инструменты и технологии, используемые в процессе диджитализации компаний», — задал тон дискуссии от лица организаторов KDW Руслан Тумятов, руководитель дирекции архитектуры и анализа компании «Ак Барс Цифровые Технологии».
Руслан Тумятов («Ак Барс Цифровые Технологии»). Фото: KDW
Ольга Бледнова, director, financial service and advisory KPMG (KEPT), приступив к обязанностям модератора, выступила с докладом, который начался с вопросов: «От чего зависит успех компании в цифровизации? Какова при этом роль цифровых платформ?».
По мнению спикера, первый шаг к успеху цифровизации зависит от трансформации сознания человека и принятия им того факта, что цифровая платформа — это новая бизнес-модель цифровой экономики, а не этап компьютеризации офиса. А раз так, то ЦП в зависимости от сферы экономики можно разделить на четыре типа: транзакционные, инновационные, интеграционные, а также инвестиционные.
С архитектурной точки зрения ЦП состоит из трех ключевых компонентов: цифрового ядра, развитой и гибкой периферии с различными сервисами и услугами, а также объединения и бесшовного взаимодействия независимых участников сферы деятельности в единой среде. При этом ядро необходимо для поддержания работы цифровых процессов, ресурсов и сервисов, а также алгоритмизации их работы. Периферия ориентирована на удовлетворение потребностей конечных пользователей.
Ольга Бледнова (KEPT). Фото: KDW
«Учитывая перечисленные факты, можно выделить главный тренд цифровизации в целом — ЦП становится технологической основой для экосистем разных секторов экономики. Мы видим, что ЦП все чаще выбирают и поставщики, и потребители услуг. В России основным драйвером развития выступает проникновение интернета», — подвела некоторые итоги Ольга Бледнова.
Юлия Носенко, директор по развитию открытых данных и экосистем Ассоциации ФинТех, продолжила тему слагаемых успеха ЦП обсуждением роли открытых API, назвав их «ключевым звеном развития цифровых платформ завтрашнего дня и трансформации бизнеса».
Юлия Носенко (Ассоциация ФинТех). Фото: KDW
По словам эксперта, технология открытых API, стартовав изначально как основа открытого банкинга, а затем финансов вообще, стала на сегодняшний день основой бизнес-концепта «Открытые данные». Его смысл — в том, что владельцы ЦП, получив доступ посредством API к репозиториям открытых данных, имеют возможность создавать и предлагать клиентам свои собственные сервисы, выстроенные на основе анализа и соответствующей интерпретации полученной информации.
На площадке АФТ запущена «среда открытых API», совместно с ключевыми участниками финансовой отрасли разрабатываются стандарты взаимодействия по открытым API и проводятся пилотные проекты для их тестирования. В 2022 году АФТ начала разработку «спецификаций открытых API» для страхового и инвестиционных секторов. «Современный рынок — это одна большая цифровая платформа, а открытые API — это ключевое звено для работы с ней», — утверждает Юлия Носенко.
При всех преимуществах глобальной цифровой экономики всегда необходимо думать об импортонезависимости. Эту тему поднял в своем выступлении Александр Генцис, член совета директоров компании «Диасофт». Начало его презентации было посвящено тому, что гигантский опыт его компании в области построения и эксплуатации финансовых цифровых платформ оказался востребован и в других индустриях нашей страны.
Александр Генцис (компания «Диасофт»). Фото: KDW
«Мы видим, что лидеры цифровой трансформации и обладатели экосистем всего за один день выдают цифровую ипотеку, а автокредит — за 10 минут. Россия, обладая собственными технологиями, точно входит в число мировых лидеров в области цифровизации в области банкинга. Люди это видят и хотят перенять опыт для других отраслей», — утверждает Александр Генцис.
Поэтому в качестве приоритетных направлений менеджмент компании «Диасофт» определил четыре задачи:
Свою миссию в этой связи компания «Диасофт» видит в предложении российской IT-отрасли импортонезависимых платформ экосистемы цифровой трансформации Digital Q для создания эффективной производственной среды, разработки архитектурно правильных решений и полной автоматизации производства программных продуктов.
Динар Самигуллин, директор ГКУ Центр цифровой трансформации Республики Татарстан (ЦЦТ РТ), рассказал о том, как государство видит себя в роли платформы на примере Единой цифровой платформы Республики Татарстан. Ее главной задачей является организация взаимодействия большого количества участников в целях уменьшения количества транзакций. Под транзакциями при этом понимаются те действия и то время, которые физические и юридические лица тратят на получение государственных сервисов.
Динар Самигуллин (ГКУ ЦЦТ РТ). Фото: KDW
Предпосылками для создания республиканской платформы (именно платформы) стало следующее:
Максим Исаев, заместитель генерального директора компании «Датапакс», развил тему преимуществ ЦП, но уже в сфере транспорта, где «большинство процессов давно автоматизировано, но связки между ними остро не хватает». А вот интеграция и совместимость данных позволяют действительно создавать новые сервисы, например «Совместные поездки», которые помогают повысить качество жизни граждан в малых населенных пунктах.
Максим Исаев (компания «Датапакс»). Фото: KDW
Есть кейсы, когда крупным юридическим лицам или группам лиц, например, в Шереметьево, требуется обеспечить подвоз своих сотрудников на рабочие места при сменном режиме работы. Здесь появляются пиковые нагрузки на дорожную сеть, парковочные пространства и т.д. Все это решаемо при комплексном подходе.
Цифровая платформа «Датапакс» позволяет при локальных перевозках организовать автоматический прием и обработку спроса и предложения, при корпоративных перевозках — автоматическое формирование оптимальных траекторий движения и оплату проезда, а при междугородных перевозках возможны кейсы сопровождения пассажира в пути, а также контроля и оценки качества услуг.
Ирина Романова, советник первого заместителя председателя Банка России, завершая пленарную дискуссию, сделала доклад об образовательных проектах в рамках «Финтех Хаба».
Ирина Романова (Банк России). Фото: KDW
Подразделение ЦБ решает три задачи. Во-первых, повышает уровень знания студентов. Во-вторых, решает задачи финансового рынка и создает прототипы финансовых сервисов на отечественном ПО. В-третьих, привлекает в Банк России и на финансовый рынок в целом новые кадры.
Наверняка, слушая выступление представителя финансового регулятора, представители других секторов экономики сделали вывод: «Без той работы, которую проводит Банк России, ни о какой цифровой трансформации финансов не случилось бы. А вот как обстоят дела с подготовкой кадров для работы с цифровыми платформами у них самих?».
Информационное пространство заполонил контент о колоссальных перспективах и пользе искусственного интеллекта, в том числе в финансовой сфере. Впечатляющие прогнозы, необходимость изменения стратегий и бизнес-моделей, перспективные области использования и прочие общие слова, зачастую этим же искусственным интеллектом и сгенерированные