Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • «Современный рынок — это одна большая цифровая платформа»
06.10.2022 FinCorpFinTechАналитика

«Современный рынок — это одна большая цифровая платформа»

В ходе Международного форума Kazan Digital Week 2022 (KDW), прошедшего 21–24 сентября в Казани, большой интерес вызвала панельная дискуссия «Цифровые платформы как инструмент трансформации бизнеса»


«Становление сектора цифровых платформ (ЦП) достигло того этапа, когда уже необходимо обсуждать основные тренды их дальнейшего развития. При этом важно учитывать ключевые подходы и принципы цифровизации бизнеса, а также выделять различные инструменты и технологии, используемые в процессе диджитализации компаний», — задал тон дискуссии от лица организаторов KDW Руслан Тумятов, руководитель дирекции архитектуры и анализа компании «Ак Барс Цифровые Технологии».

Руслан Тумятов («Ак Барс Цифровые Технологии»). Фото: KDW

Ольга Бледнова, director, financial service and advisory KPMG (KEPT), приступив к обязанностям модератора, выступила с докладом, который начался с вопросов: «От чего зависит успех компании в цифровизации? Какова при этом роль цифровых платформ?».

От чего зависит успех?

По мнению спикера, первый шаг к успеху цифровизации зависит от трансформации сознания человека и принятия им того факта, что цифровая платформа — это новая бизнес-модель цифровой экономики, а не этап компьютеризации офиса. А раз так, то ЦП в зависимости от сферы экономики можно разделить на четыре типа: транзакционные, инновационные, интеграционные, а также инвестиционные.

С архитектурной точки зрения ЦП состоит из трех ключевых компонентов: цифрового ядра, развитой и гибкой периферии с различными сервисами и услугами, а также объединения и бесшовного взаимодействия независимых участников сферы деятельности в единой среде. При этом ядро необходимо для поддержания работы цифровых процессов, ресурсов и сервисов, а также алгоритмизации их работы. Периферия ориентирована на удовлетворение потребностей конечных пользователей.

Ольга Бледнова (KEPT). Фото: KDW

«Учитывая перечисленные факты, можно выделить главный тренд цифровизации в целом — ЦП становится технологической основой для экосистем разных секторов экономики. Мы видим, что ЦП все чаще выбирают и поставщики, и потребители услуг. В России основным драйвером развития выступает проникновение интернета», — подвела некоторые итоги Ольга Бледнова. 

Юлия Носенко, директор по развитию открытых данных и экосистем Ассоциации ФинТех, продолжила тему слагаемых успеха ЦП обсуждением роли открытых API, назвав их «ключевым звеном развития цифровых платформ завтрашнего дня и трансформации бизнеса».

Юлия Носенко (Ассоциация ФинТех). Фото: KDW

По словам эксперта, технология открытых API, стартовав изначально как основа открытого банкинга, а затем финансов вообще, стала на сегодняшний день основой бизнес-концепта «Открытые данные». Его смысл — в том, что владельцы ЦП, получив доступ посредством API к репозиториям открытых данных, имеют возможность создавать и предлагать клиентам свои собственные сервисы, выстроенные на основе анализа и соответствующей интерпретации полученной информации.

На площадке АФТ запущена «среда открытых API», совместно с ключевыми участниками финансовой отрасли разрабатываются стандарты взаимодействия по открытым API и проводятся пилотные проекты для их тестирования. В 2022 году АФТ начала разработку «спецификаций открытых API» для страхового и инвестиционных секторов. «Современный рынок — это одна большая цифровая платформа, а открытые API — это ключевое звено для работы с ней», — утверждает Юлия Носенко.

При всех преимуществах глобальной цифровой экономики всегда необходимо думать об импортонезависимости. Эту тему поднял в своем выступлении Александр Генцис, член совета директоров компании «Диасофт». Начало его презентации было посвящено тому, что гигантский опыт его компании в области построения и эксплуатации финансовых цифровых платформ оказался востребован и в других индустриях нашей страны.

Александр Генцис (компания «Диасофт»). Фото: KDW

«Мы видим, что лидеры цифровой трансформации и обладатели экосистем всего за один день выдают цифровую ипотеку, а автокредит — за 10 минут. Россия, обладая собственными технологиями, точно входит в число мировых лидеров в области цифровизации в области банкинга. Люди это видят и хотят перенять опыт для других отраслей», — утверждает Александр Генцис.

Поэтому в качестве приоритетных направлений менеджмент компании «Диасофт» определил четыре задачи:

  • сделать данные полезными;
  • предоставить продукты и услуги в цифровом пространстве;
  • освоить новые технологии;
  • обеспечить импортонезависимость клиентов компании.

Свою миссию в этой связи компания «Диасофт» видит в предложении российской IT-отрасли импортонезависимых платформ экосистемы цифровой трансформации Digital Q для создания эффективной производственной среды, разработки архитектурно правильных решений и полной автоматизации производства программных продуктов.

Число кейсов множится

Динар Самигуллин, директор ГКУ Центр цифровой трансформации Республики Татарстан (ЦЦТ РТ), рассказал о том, как государство видит себя в роли платформы на примере Единой цифровой платформы Республики Татарстан. Ее главной задачей является организация взаимодействия большого количества участников в целях уменьшения количества транзакций. Под транзакциями при этом понимаются те действия и то время, которые физические и юридические лица тратят на получение государственных сервисов.

Динар Самигуллин (ГКУ ЦЦТ РТ). Фото: KDW

Предпосылками для создания республиканской платформы (именно платформы) стало следующее:

  • до 80% задач, решаемых типовыми государственными системами, совпадают друг с другом;
  • существенные затраты уходят на выполнение требований по обеспечению надежности, производительности и ИБ;
  • разнообразие используемых технических решений, несовместимость данных и программных интерфейсов приводит к дополнительным затратам при сопровождении и интеграции ИС;
  • слабая унификация процессов проектирования, разработки, тестирования и технической поддержки требует дополнительных усилий для обеспечения качества и мониторинга предоставляемых услуг.

Максим Исаев, заместитель генерального директора компании «Датапакс», развил тему преимуществ ЦП, но уже в сфере транспорта, где «большинство процессов давно автоматизировано, но связки между ними остро не хватает». А вот интеграция и совместимость данных позволяют действительно создавать новые сервисы, например «Совместные поездки», которые помогают повысить качество жизни граждан в малых населенных пунктах.

Максим Исаев (компания «Датапакс»). Фото: KDW

Есть кейсы, когда крупным юридическим лицам или группам лиц, например, в Шереметьево, требуется обеспечить подвоз своих сотрудников на рабочие места при сменном режиме работы. Здесь появляются пиковые нагрузки на дорожную сеть, парковочные пространства и т.д. Все это решаемо при комплексном подходе.

Цифровая платформа «Датапакс» позволяет при локальных перевозках организовать автоматический прием и обработку спроса и предложения, при корпоративных перевозках — автоматическое формирование оптимальных траекторий движения и оплату проезда, а при междугородных перевозках возможны кейсы сопровождения пассажира в пути, а также контроля и оценки качества услуг. 

Ирина Романова, советник первого заместителя председателя Банка России, завершая пленарную дискуссию, сделала доклад об образовательных проектах в рамках «Финтех Хаба».

Ирина Романова (Банк России). Фото: KDW

Подразделение ЦБ решает три задачи. Во-первых, повышает уровень знания студентов. Во-вторых, решает задачи финансового рынка и создает прототипы финансовых сервисов на отечественном ПО. В-третьих, привлекает в Банк России и на финансовый рынок в целом новые кадры.

Наверняка, слушая выступление представителя финансового регулятора, представители других секторов экономики сделали вывод: «Без той работы, которую проводит Банк России, ни о какой цифровой трансформации финансов не случилось бы. А вот как обстоят дела с подготовкой кадров для работы с цифровыми платформами у них самих?».






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ