Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Край непуганых «малышей»
08.04.2011 Аналитика

Край непуганых «малышей»

Сегмент страхования предприятий растет во многом за счет клиентов из малого и среднего бизнеса. Этот участок рынка освоен недостаточно, и такая ситуация в условиях жесткого российского страхового рынка сохранится ненадолго. Ведущие компании будут развивать страхование МСБ


В 2010 году корпоративный сектор в целом восстанавливался быстрее, чем розничный. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатели в 2010 году увеличились на 7%, в то время как розничный сегмент увеличился на 5,1%. При этом внутри корпоративного сегмента положительную динамику роста показывают обращения как по ДМС, так и по страхованию недвижимости. Таким образом, результаты 2010 года подтвердили прогнозы по началу восстановления рынка корпоративного страхования — в частности, МСБ. В 2011 году сегмент корпоративного страхования продолжит восстановление до докризисного уровня, считает Михаил Дегтярь, директор по корпоративным продажам страховой компании «ОРАНТА».Корпоративный сегмент в страховании продолжает расти в связи с тем, что банки выдают все больше кредитов представителям малого и среднего бизнеса, считает Вартан Динибегов, заместитель руководителя Московской территориальной дирекции по корпоративным продажам страховой группы «Уралсиб».
Сегмент страхования МСБ находится в стадии становления. Алла Фокина, заместитель руководителя департамента страхования имущества и технических рисков компании «Росгосстрах», считает, что на сегодняшний день данный сегмент рынка охвачен не более чем на 20–30% (исключение составляют Иркутск и Барнаул, где уже застраховано около 80% малых и средних предприятий).
Сейчас конкуренции нет и рынок свободен: не каждая страховая компания готова принять данный сегмент. Однако многие страховые компании федерального уровня создают специализированные продуктовые линейки для МСБ с акцентом на использование современных технологий заключения договора, прежде всего через банковский канал, а также открывают специализированные подразделения, которые на системной основе предлагают кросс-продажи МСБ.

Востребованные продукты

Наиболее востребованные со стороны МСБ страховые программы — это классические варианты страхования имущества в залоге (в том числе товарно-материальных ценностей), каско и различные виды страхования ответственности, включая и такой специфичный продукт, как страхование ответственности арендаторов.
В страховой компании «ОРАНТА» почти 50% обращений в сегменте МСБ связаны с необходимостью страховать автомобили или автопарки по ОСАГО, еще примерно 25% предприятий страхует каско своего автотранспорта.

Сегмент страхования МСБ находится в стадии становления. Пока не каждая страховая компания готова принять данный сегмент

Максим Пушкарев, заместитель генерального директора — директор центра банковского страхования «РОСНО», говорит, что основной продукт, который востребован со стороны МСБ, — страхование имущества (товар в обороте, оборудование, автотранспорт, недвижимость), передаваемого в залог банку в качестве обеспечения по кредиту. Небольшим компаниям также интересны такие продукты, как страхование от несчастных случаев и болезней, ответственности арендатора, титула при залоге недвижимости, добровольное медицинское страхование сотрудников.
В компании «Уралсиб» отмечают, что со стороны МСБ все чаще спросом пользуются продукты по страхованию гражданской ответственности, перерывов в хозяйственной деятельности, жизни и здоровья заемщиков кредитов банка. Проявляется определенный интерес к продуктам ДМС и страхования от несчастных случаев, разработанных с учетом специфики организации производства на предприятиях МСБ.
Страховые компании предлагают своим клиентам и комбинированные пакеты услуг, например, объединяющие медицинское страхование персонала как от несчастного случая на производстве, так и в целом, страхование автомобилей (ОСАГО, каско), страхование товаров и оборудования при грузоперевозках и т.д.
Для предпринимателей актуально страхование гражданской ответственности при осуществлении предпринимательской деятельности. Страховым случаем здесь признается причинение вреда третьим лицам при осуществлении страхователем хозяйственной деятельности, эксплуатации арендованных помещений, обслуживании помещений, в том числе сдаваемых в аренду, оказании массовых услуг населению.

Особый подход

Еще один важный для работы с малым бизнесом момент — концепция создаваемых страховыми компаниями продуктов. С одной стороны, очевидно, что риски
сельскохозяйственного предприятия и небольшого ресторана сильно различаются. Поэтому индивидуальный подход с первого взгляда выглядит логичным, особенно с учетом опыта работы в крупном бизнесе, где каждое предприятие страхуется после тщательного изучения потребностей и рисков. Однако малый бизнес, как показывает практика страховщиков, не готов приобретать сложные и долго разрабатываемые продукты. Для небольших компаний важны в первую очередь оперативность в подготовке договоров страхования, простые и понятные условия страхования, приемлемая стоимость страхового полиса.
Поэтому самый удобный для малых компаний подход — страхование имущества, при котором оформляется типовой договор. Поэтому востребованы стандартные, коробочные страховые пакеты, которые можно купить быстро и по которым оптимизирован процесс урегулирования убытков. Если для расчета тарифа по таким продуктам разработан простой калькулятор, можно организовать продажи и оформление полисов страхования залогового имущества на банковской площадке. Агенты также могут продавать коробочные продукты более оперативно, что становится важным преимуществом для частных предпринимателей и страховых агентов, которые могут, не обращаясь в агентство, действовать по упрощенной процедуре, аналогично работе с физлицами.
А для отражения специфики тех или иных групп предприятий страховщики создают отдельные отраслевые коробочные полисы, например, для предприятий общественного питания предусмотрено покрытие не только имущественного страхования, но и страхования ответственности перед посетителями.
Тарифные ставки по рынку находятся на уровне от 0,1–2%, в зависимости от вида страхования, объекта страхования и факторов, влияющих на стоимость страхования, говорит Алла Фокина («Росгосстрах»). Страховые компании могут давать небольшим компаниям скидки за комплексность и разбивать тарифы по сегментам страховых сумм (чем выше страховая сумма — тем ниже тариф, и наоборот).

Бег с препятствиями

Малый бизнес зачастую ведет полулегальный образ жизни: существуют проблемы с оформлением имущественных прав на различные объекты, движимые и недвижимые, документацией в части требований к санитарному и противопожарному состоянию помещений.
Многие небольшие компании используют упрощенную отчетность и не ведут балансы. Они отчитываются в соответствующих органах не ежемесячно, а ежегодно, что порождает не очень четкий документооборот. Компании ведут две книги: доходов–расходов и покупок–продаж. Накладная же часто остается единственным документом, по которому определяется стоимость поврежденного или утраченного товара, а накладные легко подделать. Нередки случаи страхового мошенничества. Определить истинный размер убытка довольно сложно, и часто страховщик вынужден оперировать приблизительными данными.
На условия страхования в части страхового покрытия и стоимости полиса напрямую влияют условия эксплуатации объектов страхования и охранно-пожарной безопасности. Максим Пушкарев («РОСНО») отмечает, что закладываемое банку имущество (товары на складе, оборудование и пр.) размещается как правило в дешевых арендуемых помещениях, которые чаще всего не удовлетворяют требованиям по пожарной безопасности и охране.

Малый бизнес зачастую ведет полулегальный образ жизни, поэтому существуют проблемы с оформлением имущественных прав

Это приводит к удорожанию страхового полиса и ужесточению требований к объекту страхования со стороны страховщика.
Российский малый и средний бизнес пока недостаточно профессионально оценивает свои риски и правильно их защищает. Малые предприятия стремятся любыми способами минимизировать свои расходы на страхование (в лучшем случае страхуют имущество). Средние предприятия в большей степени готовы к страхованию, но они очень тщательно выбирают страховщиков и их продукты.
И малые, и средние предприятия часто меняют страховщиков, выбирая лучшего, в том числе на основе информации от «сарафанного радио». Это означает, что у страховщиков существует возможность захватить сегмент, положительно зарекомендовав себя. В регионах, где наблюдается увеличение иностранных инвестиций, спрос на страхование повышается, так как иностранные инвесторы обладают большей страховой культурой.

Учеба на ошибках

Российский малый и средний бизнес пока имеет небольшой стаж работы, а сознание предпринимателей формируется со временем и, как правило, на опыте потерь. Опросы компании «Росгосстрах» показывают, что подавляющее большинство — более 80% предприятий — положительно относятся к услуге: почти половина предпринимателей считает страхование экономически обоснованным способом борьбы с опасностями. Еще почти треть — способом получения психологической уверенности. И менее 20% относятся отрицательно, то есть считают услугу пустой тратой денег. В дальнейшем рынок будет расти в основном за счет приобретения уже застрахованными предприятиями новых видов страхования. Например, около половины предпринимателей рассматривают возможность приобретения дополнительной страховки к уже имеющейся.
Татьяна Гар, руководитель Центра стратегического развития и маркетинга страховой группы «Уралсиб», считает, что рост операций в этом сегменте в значительной степени будут обеспечивать страховые продукты, связанные с банковским кредитованием, лизингом сельхозтехники и автотранспорта, а также различные виды страхования ответственности.
Кроме того, перспективы развития рынка страхования рисков малого и среднего бизнеса будут определяться динамикой развития самого предпринимательства. Во многих регионах России предприятия МСБ уже сегодня имеют значительный вес в производстве сельскохозяйственной и пищевой продукции, в объеме перевозок на автомобильном транспорте, в розничном товарообороте, в строительстве.

Факторы роста

И все-таки в первую очередь страховщики надеются на банки и на государство. Станислав Чернятович, вице-президент, директор департамента по работе с финансовыми институтами компании «АльфаСтрахование», отмечает близкую к линейной зависимость объемов сборов и динамики развития страховых продуктов от активности кредитования в корпоративном и МСБ сегментах. Большинство банков планируют в 2011 году нарастить кредитные портфели в корпоративным сегменте, все основные игроки ожидают прирост 15–25% к объемам выдач 2010 года.

Зависимость объемов сборов и динамики развития страховых продуктов от активности кредитования МСБ близка к линейной

Аналогичный рост следуют ожидать в сегменте корпоративного страхования. Хотя в более далекой перспективе наибольший потенциал для развития сегмента корпоративного страхования в России имеет добровольное и некредитное страхование: здесь уровень проникновения на порядок ниже, чем в странах с развитой культурой страхования.
Петр Кондратьев, директор департамента по работе с банками страховой компании «ОРАНТА», считает, что росту сегмента МСБ способствовала бы реальная государственная поддержка, либерализация требований к заемщикам этого сегмента со стороны банков, внедрение унифицированных продуктов.
Максим Пушкарев («РОСНО») также связывает перспективы развития рынка прежде всего с ростом кредитования этого направления, с появлением новых банковских программ и продуктов, со снижением ставок, с упрощением процедуры выдачи кредитов, с развитием микрокредитования. Кроме того, благоприятным фактором будет рост конкуренции на рынке кредитования небольших компаний и расширение продуктовой линейки банков по кредитованию МСБ. Также страховщики призывают банкиров открывать центры кредитования малого бизнеса по всей России. Определенную роль сыграет и появление новых страховых продуктов, удобных современных технологий для этого сегмента.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ