Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Ядерный синтез
20.04.2011 Аналитика

Ядерный синтез

В октябре 2010 года Номос-Банк успешно завершил масштабный проект по замене ядра АБС. Восемь новых функциональных модулей, установленные в рекордно короткие сроки, позволили полностью централизовать деятельность банка


Исторически сложилось так, что в российских банках внимание к учету и отчетности всегда было очень высоким, в то время как бизнес-процессы учитывались во вторую очередь. Под этот подход «затачивались» и российские автоматизированные системы. Но банковский бизнес постепенно меняется, соответственно меняются и требования к обслуживающим его системам. Уже несколько последних лет формируется тенденция — АБС становятся все более продуктоориентированными. На первое место выходят такие факторы, как сокращение операционных затрат за счет унификации процессов, централизация бэк-офисных функций, изменение функционала работников фронт-офисов. Уже вполне можно говорить о том, в каком именно направлении идет эволюция АБС — на первое место выходит правильная настройка бизнес-процессов с последующим отражением их в бухгалтерском учете.

Выбор диктуют задачи

В эволюции АБС на первое место выходит правильная настройка бизнес-процессов с последующим отражением их в бухгалтерском учете

Поиск уникальной АБС, которая бы позволила решить все проблемы сразу, идет с самого начала развития банковского сектора. Такой системы не было в начале 1990-х, нет ее до сих пор. Сегодня ни один вендор на рынке не может предложить готовую систему, которая была бы идеальной со всех точек зрения. Но рынок развивается, и уже сейчас можно выбрать наиболее подходящее банку предложение. Главное — четко понимать цели и задачи бизнеса банка, и заранее определить обязательные критерии, по которым этот выбор будет осуществляться.
В частности, когда было принято решение о замене нашей системы, мы уже знали, что она будет ядром для централизации всех остальных систем. Кроме того, система должна быть хорошо кастомизирована, в ней должен содержаться весь основной функционал. Еще одно серьезное требование — гибкость, чтобы проблемы бизнеса можно было решать на уровне настроек. Также нам было очень важно, чтобы вендор обеспечивал все необходимые доработки.
Такой поставщик нашелся — это компания ЦФТ. Предложенная ею система соответствовала сформулированным нами критериям. Дополнительным фактором в пользу этого выбора стала возможность кастомизации системы не только вендором, но и авторизованными им, сторонними, компаниями. Наличие таких компаний на рынке очень удобно, так как позволяет сокращать затраты на изменения в системе.

Думайте сами, решайте сами

Решение о смене ядра было принято в 2008 году. В начале 2009 года был проведен тендер и выбран вендор, а в августе 2009-го с ним подписали контракт. Акционеры поставили довольно жесткие сроки, поэтому мы решили проводить внедрение в рамках пилота — в головном офисе и одном из региональных филиалов. Уже через восемь месяцев система была внедрена сначала в московских офисах, затем во всех филиалах банка.

Ни один вендор не может предложить готовую систему, которая была бы идеальной со всех точек зрения

Серьезным этапом в проекте стало тиражирование — доведение системы до такого уровня, когда ее можно быстро внедрять в филиалы. Летом 2010 года мы его завершили и, соответственно, сейчас реализуем план внедрения, а также расширение линейки продуктов, которые переводятся на эту систему.
Как это часто случается, сроки, выделенные для реализации проекта, были ограничены. При этом требовалось решить объемную задачу — провести консолидацию и миграцию всех данных из старой системы. Анализируя, благодаря чему внедрение было осуществлено в весьма сжатые сроки, можно выделить несколько причин.
Во-первых, мы сделали ставку на собственную команду. Как показывает практика, управлять проектом все-таки нужно самостоятельно, а не отдавать этот процесс на аутсорсинг. Хотя использовать ресурсы аутсорсинга для оптимизации затрат можно.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Андрей Середа, заместитель управляющего, дирекция информационных технологий Номос-Банка:

В банковской инфраструктуре, как правило, задействовано несколько категорий серверов: сервера приложений и доступа, сервера, обеспечивающие работоспособность неосновных банковских приложений. Сложно говорить о каких-то предпочтениях банков при выборе серверов — каждая финансовая организация, как правило, исходит из своих задач и объемов бизнеса. Если выделять какую-то общую тенденцию то, пожалуй, я бы отметил, что многие банки переходят на использование принципов виртуализации. Номос-Банк не исключение.

Это не удивительно, так как, например, использование виртуализации в части серверов доступа, приложений и обеспечивающих серверов позволяет нам решать целый комплекс вопросов. Мы уменьшаем плотность размещения мощностей на один шкаф, снижаем затраты на электроэнергию для охлаждения, повышаем коэффициент использования вычислительных мощностей, сокращаем затраты на оборудование.

Что касается серверов для баз данных, то банк, естественно, использует сервера класса Hi-End со всеми присущими им характеристиками.

Во-вторых, нам удалось достичь максимально благоприятного сотрудничества между командой внедрения и бизнес-подразделениями банка.
В-третьих, удачно сложилось партнерство со специалистами вендора — несмотря на то, что миграция данных и интеграция с другими системами делались собственной командой банка, доработка функционала проводилась совместно со специалистами ЦФТ.
Немаловажно и то, что на рынке уже накоплен определенный опыт подобных проектов — и специалистами банка, и вендорами, — поэтому можно говорить о переходе на новый качественный уровень их реализации.

Для нас одним из наиболее интересных моментов в этом проекте стало применение интеграции систем посредством шины данных — для специалистов банка это был новый опыт.
Кроме того, мы отработали схему дистанционного массового обучения персонала. Это тоже полезная практика, позволившая нам за короткое время обучить работе с новой системой большое количество специалистов.
На внутреннем портале в интерактивном режиме была выложена вся документация о системе, причем знакомиться с ней можно было в тестовом режиме с реальными данными. В конце обучения сотрудники выполняли определенные задания, по которым мы определяли их уровень подготовки. Такой способ обучения оказался очень эффективным.

Что оправдывает средства

Что мы получили в результате этого проекта? Прежде всего — полноценное централизованное решение. Благодаря опыту централизации АБС мы приобрели определенный опыт централизации и остальных приложений — по этой же схеме мы стали дорабатывать систему кадрового учета и дистанционное банковское обслуживание. Мы также смогли централизовать бэк-офисные функции в масштабах всего банка, что позволило оптимизировать функционал работников фронт-офиса. Теперь специалисты, работающие в точках продаж, могут максимально сконцентрироваться на обслуживании клиента, не тратя время на контроль над системой.

Очень важно и то, что в рамках централизации идет процесс унификации банковских продуктов. Унификация и распространение продуктов по сети происходит теперь совершенно в другие сроки и с другим качеством. С технологической точки зрения все изменения стали более прозрачными, они вносятся один раз и сразу тиражируются на все точки.
Бизнес-процессы активно оптимизируются, и каждый филиал получает уже готовую технологию с отработанным алгоритмом бизнеса. Организовано круглосуточное централизованное обслуживание всех точек. Все изменения, которые происходят, управляемы и регламентированы.
Пока еще сложно оценить все плюсы внедрения. Количественные показатели, на основании которых можно будет делать выводы, мы сможем получить к середине 2011 года года, до конца года будет завершена централизация операционных функций. К этому времени должен быть осуществлен и перевод на новую систему большей части банковских продуктов.

 






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ