Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Finita la comedia
06.03.2012 Мнение

Finita la comedia

Общественные и экономические отношения можно сравнить с двигателем, а доверие — с моторным маслом. У «движка» российской экономики, похоже, пробит «картер», хотя он продолжает вроде как исправно тарахтеть


Владимиру Путину, премьер-министру и кандидату в президенты, задают вопрос, когда же акции ВТБ поднимутся наконец до уровня цены IPO. Тот отвечает, что, мол, готов поручить проработать вопрос об обратном выкупе акций у миноритариев. Президент банка Андрей Костин обещает «проработать», но с ходу называет сумму в 15–18 млрд рублей (подробнее). Альфред Кох, бывший главой Госкомимущества в 1990-е годы, пишет у себя в Facebook: «Либо Путин нас за дураков держит, либо Костин его дураком считает. Участники первоначального размещения давно продали свои акции с убытком! Лично Костин на кредитное плечо ВТБ все это время скупал подешевевшие акции с рынка. Теперь он получил от Путина право выкупить свой пакет у себя же как минимум за два конца! Какой молодец! Это тем более хорошо на фоне разговоров о несправедливой приватизации 90-х. Завидую! Я так не умел и не умею. Боюсь». Запись мгновенно обретает популярность в Сети.

В этой истории прекрасно все: от готовности кандидата в президенты попиариться за госсчет до реплики, мол, я так не умею — боюсь. То ли г-н Кох шутит над своей неоднозначной репутацией, то ли вправду завидует. Но беспокоит именно факт, что огромное число людей не ставят под сомнение заявление, автору которого вряд ли можно верить на слово, при этом никаких доказательств он не приводит. А, например, у меня есть несколько знакомых, которые так и не продали злополучные акции 2007 года выпуска. Уверен, что не у меня одного. Так что сия вера в Коха — просто признак растущего недоверия к властям. Таких признаков множество, но перечислять их нет места.

Феномен доверия всегда был в центре внимания экономистов. Любые экономические ухудшения приписываются утрате доверия. Нобелевский лауреат Кеннет Эрроу называл доверие «смазкой общественного механизма». А другой нобелевский лауреат Джордж Акерлоф предложил использовать понятие «мультипликатор доверия» по аналогии с мультипликатором Кейнса.

Пока доверие сохраняется в частном секторе — об этом свидетельствует рост банковских кредитов физлицам, несмотря на резкий уход зарплат в тень

Наверное, стоит напомнить суть последнего. Она проста. Допустим, государство повысило пенсии. Это приводит ко второму кругу расходов — уже со стороны пенсионеров. В свою очередь, второй круг расходов оборачиваются доходом для другой группы населения и новым кругом расходов. Так продолжается до определенного предела, называемого предельной склонностью к потреблению (на величину оной влияет и готовность банков кредитовать население и бизнес). Но тот же процесс может идти в обратную сторону, причем фактор утраты доверия становится решающим.

Пока доверие сохраняется в частном секторе. Об этом свидетельствует, например, рост банковских кредитов физлицам, несмотря на то что из-за повышения ставок страховых взносов зарплаты резко ушли в тень. По данным Росстата, в 2011 году впервые доля ФОТ в ВВП сократилась, также уменьшилось число наемных работников при общем росте занятости. То есть работники доверяют работодателям, даже готовы в ИП записываться, будучи де-факто сотрудниками фирмы, банки доверяют клиентам с серыми доходами, но все вместе не доверяют государству. Те, кто совсем не доверяют, выводят капитал из страны. Его отток, начавшийся в 2011 году, в январе только усилился. Появления кругов уменьшения расходов в связи с выпадающими доходами ждать недолго.

Доверие как смазка — хорошая метафора. Все знают, что происходит с двигателями, когда смазки становится слишком мало. А у нас, похоже, пробило «картер».






Новости Релизы