Банковское обозрение

Финансовая сфера


  • Банки не готовы работать с сегментом МСБ в полном объеме
11.07.2012 Мнение
Банки не готовы работать с сегментом МСБ в полном объеме

В конце 2011 года был зафиксирован всплеск ожиданий предпринимателей относительно доступности финансирования со стороны банков. Весной 2012 года мы видели, что ожидания МСБ идут на спад. При том, что сейчас у бизнеса есть катастрофическая потребность в финансовых ресурсах. Однако две трети предприятий все же планируют использовать собственные средства, а только потом привлекать ресурсы через кредитование банками и предоставление займов от МФО 


По итогам наших исследований мы наблюдаем, что банки не готовы работать с сегментом МСБ в полном масштабе. Банковская статистика говорит, что они предпочитают кредитовать физлиц, нежели МСБ. Причин тому несколько, но основные — это непрозрачность бизнеса и отсутствие качественного и понятного обеспечения.

Когда же предприниматели обращаются к банкам, то в первую очередь их, естественно, интересуют условия по кредиту, во-вторых, — надежность банка, и в-третьих, —доверительные отношения с ним. Для предпринимателя очень важно личное общение и взаимоотношения с менеджером кредитной организации.

Из каналов коммуникаций, которые лучше использовать банкам, чтобы сообщать МСБ о своих предложениях, наиболее эффективным каналом, по итогам исследований НАФИ, является Интернет. Именно там предприниматели наиболее активно изучают предложения банков. Они в основном представлены в поисковых системах (34%), на корпоративных сайтах банков (31%) и на специализированных банковских, финансовых и бухгалтерских порталах (16%). Второй по популярности канал — директ-маркетинг. На третьем месте — реклама в печатных СМИ, в первую очередь, в бухгалтерских и налоговых изданиях (64%), а затем — в региональных (16%).

Искать информацию о банковских услугах в Интернете больше предпочитают микро- и малый бизнес. «Середнячки» более избалованы и ориентируются на прямые предложения со стороны банков. Если рассматривать отраслевой аспект, то предложения по кредитам в Интернете чаще ищут предприятия оптовой и розничной торговли. Предприятия АПК предпочитают печатные СМИ.

Если бы перед вами сейчас стояла задача выбрать банк для кредита для вашей организации, чем бы вы руководствовались прежде всего?*

Варианты ответа

Тип бизнеса

 

Микробизнес

Малый бизнес

Средний бизнес

Всего

Условия по кредиту (процентные ставки, срок кредита, комиссии и т.д.)

46%

47%

45%

46%

Надежность банка

35%

38%

41%

37%

Длительность работы на рынке МСБ

11%

15%

15%

13%

Оперативность принятия решения о выдаче кредита

10%

10%

8%

10%

Доверительные отношения с банком, личные контакты

8%

11%

13%

10%

Положительные отзывы и рекомендации коллег, партнеров, знакомых

6%

3%

3%

4%

Соблюдение конфиденциальности информации

3%

3%

3%

3%

Профессионализм менеджеров

1%

2%

1%

1%

Другое

2%

1%

1%

1%

Затрудняюсь ответить

7%

6%

4%

6%

* Инициативный всероссийский опрос НАФИ в сентябре 2011 года. Опрошено 2000 предприятий в 8 федеральных округах.