Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Анализ нового Закона о третейском разбирательстве
06.09.2016 Аналитика

Анализ нового Закона о третейском разбирательстве

Первого сентября вступил в силу ФЗ № 382 «Об арбитражном (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». По словам разработчиков нормативно-правового акта, Закон призван очистить рынок от «карманных» третейских судов


Отныне учреждать третейские суды (а после вступления ФЗ в силу — арбитражные учреждения) можно только при некоммерческих организациях (НКО). Осуществлять деятельность арбитражное учреждение может только при наличии лицензии. Выдавать и отзывать лицензии будет надзорный и контрольный орган при Минюсте РФ — Совет по совершенствованию третейского разбирательства.

В целом Закон регламентирует порядок создания арбитражного учреждения, требования к НКО, которое захотело создать третейский суд, требования к арбитрам. По Закону треть общего числа третейских судей должна будет иметь ученые степени, присужденные в России. Определенное число арбитров должны иметь стаж работы судьи в государственном суде. Закон разрешает работать третейскими судьями федеральным и мировым судьям в отставке.

Все эти законодательные новеллы по замыслу авторов Закона позволят очистить рынок от недобросовестных третейских судов, повысить качество третейского разбирательства, что в итоге должны оценить и клиенты. Основная масса клиентов третейского суда — это банки и МФО, а споры по договору займа, кредита в судебной практике любого третейского суда встречаются чаще всего. Остается надеяться, что все кто обращается в третейские суды, в скором времени ощутят эти перемены.

В процессуальном плане новый Закон содержит одну важную вещь — установлен твердый срок выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Отныне это один месяц и для районного суда, и для арбитражного. Раньше третейский суд мог разрешить спор в течение 10 дней, а выдача исполнительного листа, например, в государственном арбитраже затягивались на три месяца, что закономерно не устраивало представителей банков.

Абсолютно полный перечень новелл представлен в таблице, подготовленной отделом анализа судебной практики проблем правоприменения Арбитражного третейского суда Москвы.

Постатейный комментарий к Закону см. по сслыке>>

1. Регистрация Третейского суда (ТС)

1

Установлен уполномоченный орган в области третейских судов — Министерство юстиции РФ. В Минюсте ответственным за это направление назначен замминистра Михаил Гальперин

2

Разделяются: Третейский суд (теперь это только третейские судьи) и Арбитражное учреждение (организация, которая организует третейское разбирательство для третейских судей)

3

Закон лишает возможности юридических лиц, кроме некоммерческих организаций, создавать Арбитражные учреждения (АУ), а также вводит обязательное получение специального разрешения от Минюста России, в том числе и для иностранных ТС, работающих в России

4

С саморегулируемых организаций снимается обязанность учреждать ТС

5

Вводится новый орган при Минюсте РФ — Совет по совершенствованию третейского разбирательства по вопросам создания АУ

6

Вводятся исчерпывающие, но размытые требования для соискателя:
- требования к регламентам АУ;
- требования к составу списка арбитров (не менее 30 человек, не менее половины состава судей в отставке, не менее одной трети состава юристов с учеными степенями);
- учитываются репутация соискателя, масштаб и характер его деятельности, финансовое обеспечение;
- учитывается деятельность учреждения-правопредшественника, включая судебную практику

7

Запрещено создавать АУ любыми госорганами, госкорпорациями, госкомпаниями, политическими партиями и религиозными организациями, адвокатскими образованиями или палатами, нотариальными палатами

8

Запрещается использовать названия АУ, схожие с названиями государственных судов

9

АУ обязано иметь свой сайт

10

В АУ  введен новый орган — «Комитет по назначениям», куда есть возможность обжаловать вопрос отвода и прекращения полномочий арбитров. При этом вопрос назначения арбитров может быть урегулирован Регламентом. В Комитете должно быть не менее 20 человек. Минимум 10 из них — судьи в отставке, не менее 13 человек должны избираться путем голосования арбитров простым большинством

11

Установлено право «судьям в отставке» работать третейскими судьями. Для этой цели дополнительно в Законе 382-ФЗ указано, что деятельность арбитров не является предпринимательской. В смысле п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О госслужбе» любой чиновник теперь может быть Третейским судьей

12

Стороны могут назначать арбитрами людей, не являющихся юристами

13

Определяется отсутствие ответственности арбитра по своим делам, кроме возможности лишить или снизить его гонорар или в рамках гражданского иска по уголовному делу в целях возмещения ущерба

 

Закон устанавливает исчерпывающий, но не полный перечень аффилированных лиц в третейском разбирательстве. Часть 4 нивелирует его актуальность, так как аффилированностьне предполагает отказа в выдаче исполнительного листа лишь на этом основании, то есть надо доказать еще какое-нибудь основание для отказа

14

Вводится требование обязательной разработки Регламентов под все виды споров для АУ (общегражданские, корпоративные и споры по депонированию в Минюсте РФ регламентов и всех изменений к нему). Однако разбирательство будет проходить по Регламенту, действующему на момент подачи иска, а не подписания третейского соглашения (ч. 2 ст. 45 ФЗ-382)

15

Закон вводит обязательные положения для новых регламентов:
- перечень компетенции;
- требования к судьям;
- структура АУ;
- функции АУ;
- правила ведения арбитража;
- размер расходов на арбитраж

16

Вводится обязанность АУ-НКО публиковать сведения о своих учредителях и органах управления. Эти данные можно узнать на сайте ФНС РФ. К сожалению, данная обязанность не распространяется на бенефициаров

17

Вводится порядок отзыва лицензии у АУ через арбитражный суд за нарушение законодательства РФ. К сожалению, термин «нарушение действующего законодательства» включает в себя объемный перечень, что может стать причиной злоупотреблений. При отзыве лицензии принятые решения не могут быть отменены на этом основании. По старым арбитражным соглашениям стороны могут идти в другой ТС

18

Вводится ответственность НКО за АУ, которые оно учредило, однако только в виде возмещения убытков, причиненных им сторонам вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей при наличии умысла или грубой неосторожности, но не за действия или бездействие арбитров

2. Компетенции ТС

1

Запрещенные компетенции ТС:
- административные и публичные дела;
- установление фактов, имеющих юридическое значение;
- защита прав группы лиц (потребительские);
- о несостоятельности (банкротстве);
- по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- споры о созыве общего собрания участников юридического лица;
- споры по исключению участников юридического лица;
- споры, вытекающие из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью;
- споры, связанные с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов;
- споры с участием лиц, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- споры о приватизации государственного и муниципального имущества;
- госзакупки;
- возмещением вреда, причиненного окружающей среде;
- споры, возникающие из семейных отношений, в том числе из отношений по распоряжению опекунами и попечителями имуществом подопечного, за исключением дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества;
- споры, возникающие из трудовых отношений;
- споры, возникающие из наследственных отношений;
- споры, о приватизации государственного и муниципального имущества;
- споры о госзакупках;
- споры о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;
- споры о выселении граждан из жилых помещений;
- споры об усыновлении (удочерении) детей;
- споры о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;
- споры об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
- споры об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (об эмансипации);
- споры о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;
- споры о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам;
- споры о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;
- споры по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;
- споры по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства

2

Разрешенные компетенции ТС:
- споры, связанные с созданием юрлиц, управлением ими или участием в них;
- споры, касающиеся перехода доли или части доли в уставном капитале юрлиц;
- споры, связанные с принадлежностью акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ и товариществ, паев членов кооперативов, установлением их обременений и реализацией вытекающих из них прав, в частности споры, вытекающие из договоров купли-продажи акций, долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ, партнерств, товариществ, споры, связанные с обращением взыскания на акции и доли в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ, партнерств, товариществ;
- споры по искам учредителей, участников, членов юридического лица (далее — участники юридического лица) о возмещении убытков, причиненных юридическому лицу, признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом, и (или) применении последствий недействительности таких сделок;
- споры, связанные с назначением или избранием, прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих или входивших в состав органов управления и органов контроля юрлиц, споры, возникающие из гражданских правоотношений между указанными лицами и юрлицами в связи с осуществлением, прекращением, приостановлением полномочий указанных лиц, а также споры, вытекающие из соглашений участников юрлиц по поводу управления этими юрлицами, включая споры, вытекающие из корпоративных договоров;
- споры об обжаловании решений органов управления юрлиц;
- споры о разделе между супругами совместно нажитого имущества

 

Дела по госконтрактам будут неподведомственны ТС до принятия соответствующего Закона

3. Третейское разбирательство

1

Исключен принцип «законности» третейского разбирательства

2

Определен порядок оказания содействия ТС со стороны госсудов в части отвода и назначения судьи, решения вопроса о компетенции ТС, оспаривания арбитражной оговорки, если ТС не может этого сделать сам

3

Определено право ТС обратиться в госсуд с запросом о содействии в получении этих доказательств. Запрос исполняется в течение 30 дней

4

Установлены права прокуроров участвовать в принудительном исполнении или отмене решений ТС по делам с участием компаний с госучастием или с участием граждан с ограниченной дееспособностью

5

Произведены техническая коррекция форм процессуальных документов и приведение их к единообразию

6

Старые дела будут рассматриваться и исполняться по-старому, а новые  — по-новому

7

ТС лишен возможности принимать обеспечительные меры. Теперь это возможно только в общем порядке

8

Установлен минимальный срок хранения дел — пять лет

4. Исполнение решения

1

Определено право сторон договариваться, получать исполнительные листы или отменять решения ТС не только по месту нахождения должника или имущества, но и по месту третейского разбирательства или нахождения других сторон

2

Определены права лиц, не являющихся стороной третейского разбирательства, но чьи права и обязанности затрагиваются решением ТС, восстановить в госсуде срок на представление своих возражений по третейскому решению

3

Установлен единый срок выдачи исполнительных листов и рассмотрения вопроса об отмене решения ТС — один месяц

4

Определено право госсудов приостанавливать отмену решений ТС до трех месяцев и давать возможность ТС возобновить дело и устранить нарушения

5

Устанавливается право госсуда при отказе в отмене решения ТС выдать исполнительный лист

6

Госсудам запрещено ведение параллельных процессов по выдаче исполнительных листов и по отмене решения ТС

7

Установлено единое обжалование судебных актов госсудов по третейским решениям  — только в кассацию

8

Устанавливается обязательное получение исполнительного листа для предъявления решения ТС к банкротству должника и для внесения изменений в госреестры

9

Определен отказ от права на возражения в госсуде по третейскому разбирательству, если оно не заявлено в третейском суде






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ