Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Первого сентября вступил в силу ФЗ № 382 «Об арбитражном (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». По словам разработчиков нормативно-правового акта, Закон призван очистить рынок от «карманных» третейских судов
Отныне учреждать третейские суды (а после вступления ФЗ в силу — арбитражные учреждения) можно только при некоммерческих организациях (НКО). Осуществлять деятельность арбитражное учреждение может только при наличии лицензии. Выдавать и отзывать лицензии будет надзорный и контрольный орган при Минюсте РФ — Совет по совершенствованию третейского разбирательства.
В целом Закон регламентирует порядок создания арбитражного учреждения, требования к НКО, которое захотело создать третейский суд, требования к арбитрам. По Закону треть общего числа третейских судей должна будет иметь ученые степени, присужденные в России. Определенное число арбитров должны иметь стаж работы судьи в государственном суде. Закон разрешает работать третейскими судьями федеральным и мировым судьям в отставке.
Все эти законодательные новеллы по замыслу авторов Закона позволят очистить рынок от недобросовестных третейских судов, повысить качество третейского разбирательства, что в итоге должны оценить и клиенты. Основная масса клиентов третейского суда — это банки и МФО, а споры по договору займа, кредита в судебной практике любого третейского суда встречаются чаще всего. Остается надеяться, что все кто обращается в третейские суды, в скором времени ощутят эти перемены.
В процессуальном плане новый Закон содержит одну важную вещь — установлен твердый срок выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Отныне это один месяц и для районного суда, и для арбитражного. Раньше третейский суд мог разрешить спор в течение 10 дней, а выдача исполнительного листа, например, в государственном арбитраже затягивались на три месяца, что закономерно не устраивало представителей банков.
Абсолютно полный перечень новелл представлен в таблице, подготовленной отделом анализа судебной практики проблем правоприменения Арбитражного третейского суда Москвы.
Постатейный комментарий к Закону см. по сслыке>>
1. Регистрация Третейского суда (ТС) |
|
1 |
Установлен уполномоченный орган в области третейских судов — Министерство юстиции РФ. В Минюсте ответственным за это направление назначен замминистра Михаил Гальперин |
2 |
Разделяются: Третейский суд (теперь это только третейские судьи) и Арбитражное учреждение (организация, которая организует третейское разбирательство для третейских судей) |
3 |
Закон лишает возможности юридических лиц, кроме некоммерческих организаций, создавать Арбитражные учреждения (АУ), а также вводит обязательное получение специального разрешения от Минюста России, в том числе и для иностранных ТС, работающих в России |
4 |
С саморегулируемых организаций снимается обязанность учреждать ТС |
5 |
Вводится новый орган при Минюсте РФ — Совет по совершенствованию третейского разбирательства по вопросам создания АУ |
6 |
Вводятся исчерпывающие, но размытые требования для соискателя: |
7 |
Запрещено создавать АУ любыми госорганами, госкорпорациями, госкомпаниями, политическими партиями и религиозными организациями, адвокатскими образованиями или палатами, нотариальными палатами |
8 |
Запрещается использовать названия АУ, схожие с названиями государственных судов |
9 |
АУ обязано иметь свой сайт |
10 |
В АУ введен новый орган — «Комитет по назначениям», куда есть возможность обжаловать вопрос отвода и прекращения полномочий арбитров. При этом вопрос назначения арбитров может быть урегулирован Регламентом. В Комитете должно быть не менее 20 человек. Минимум 10 из них — судьи в отставке, не менее 13 человек должны избираться путем голосования арбитров простым большинством |
11 |
Установлено право «судьям в отставке» работать третейскими судьями. Для этой цели дополнительно в Законе 382-ФЗ указано, что деятельность арбитров не является предпринимательской. В смысле п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О госслужбе» любой чиновник теперь может быть Третейским судьей |
12 |
Стороны могут назначать арбитрами людей, не являющихся юристами |
13 |
Определяется отсутствие ответственности арбитра по своим делам, кроме возможности лишить или снизить его гонорар или в рамках гражданского иска по уголовному делу в целях возмещения ущерба |
|
Закон устанавливает исчерпывающий, но не полный перечень аффилированных лиц в третейском разбирательстве. Часть 4 нивелирует его актуальность, так как аффилированностьне предполагает отказа в выдаче исполнительного листа лишь на этом основании, то есть надо доказать еще какое-нибудь основание для отказа |
14 |
Вводится требование обязательной разработки Регламентов под все виды споров для АУ (общегражданские, корпоративные и споры по депонированию в Минюсте РФ регламентов и всех изменений к нему). Однако разбирательство будет проходить по Регламенту, действующему на момент подачи иска, а не подписания третейского соглашения (ч. 2 ст. 45 ФЗ-382) |
15 |
Закон вводит обязательные положения для новых регламентов: |
16 |
Вводится обязанность АУ-НКО публиковать сведения о своих учредителях и органах управления. Эти данные можно узнать на сайте ФНС РФ. К сожалению, данная обязанность не распространяется на бенефициаров |
17 |
Вводится порядок отзыва лицензии у АУ через арбитражный суд за нарушение законодательства РФ. К сожалению, термин «нарушение действующего законодательства» включает в себя объемный перечень, что может стать причиной злоупотреблений. При отзыве лицензии принятые решения не могут быть отменены на этом основании. По старым арбитражным соглашениям стороны могут идти в другой ТС |
18 |
Вводится ответственность НКО за АУ, которые оно учредило, однако только в виде возмещения убытков, причиненных им сторонам вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей при наличии умысла или грубой неосторожности, но не за действия или бездействие арбитров |
2. Компетенции ТС |
|
1 |
Запрещенные компетенции ТС: |
2 |
Разрешенные компетенции ТС: |
|
Дела по госконтрактам будут неподведомственны ТС до принятия соответствующего Закона |
3. Третейское разбирательство |
|
1 |
Исключен принцип «законности» третейского разбирательства |
2 |
Определен порядок оказания содействия ТС со стороны госсудов в части отвода и назначения судьи, решения вопроса о компетенции ТС, оспаривания арбитражной оговорки, если ТС не может этого сделать сам |
3 |
Определено право ТС обратиться в госсуд с запросом о содействии в получении этих доказательств. Запрос исполняется в течение 30 дней |
4 |
Установлены права прокуроров участвовать в принудительном исполнении или отмене решений ТС по делам с участием компаний с госучастием или с участием граждан с ограниченной дееспособностью |
5 |
Произведены техническая коррекция форм процессуальных документов и приведение их к единообразию |
6 |
Старые дела будут рассматриваться и исполняться по-старому, а новые — по-новому |
7 |
ТС лишен возможности принимать обеспечительные меры. Теперь это возможно только в общем порядке |
8 |
Установлен минимальный срок хранения дел — пять лет |
4. Исполнение решения |
|
1 |
Определено право сторон договариваться, получать исполнительные листы или отменять решения ТС не только по месту нахождения должника или имущества, но и по месту третейского разбирательства или нахождения других сторон |
2 |
Определены права лиц, не являющихся стороной третейского разбирательства, но чьи права и обязанности затрагиваются решением ТС, восстановить в госсуде срок на представление своих возражений по третейскому решению |
3 |
Установлен единый срок выдачи исполнительных листов и рассмотрения вопроса об отмене решения ТС — один месяц |
4 |
Определено право госсудов приостанавливать отмену решений ТС до трех месяцев и давать возможность ТС возобновить дело и устранить нарушения |
5 |
Устанавливается право госсуда при отказе в отмене решения ТС выдать исполнительный лист |
6 |
Госсудам запрещено ведение параллельных процессов по выдаче исполнительных листов и по отмене решения ТС |
7 |
Установлено единое обжалование судебных актов госсудов по третейским решениям — только в кассацию |
8 |
Устанавливается обязательное получение исполнительного листа для предъявления решения ТС к банкротству должника и для внесения изменений в госреестры |
9 |
Определен отказ от права на возражения в госсуде по третейскому разбирательству, если оно не заявлено в третейском суде |
Банки смогли преодолеть пик кризиса 2022 года весьма достойно, без существенных вливаний в банковскую отрасль для докапитализации. Участники рынка не раз отмечали, что меры ЦБ были своевременными и точными, но время их действия подошло к концу. На какие меры поддержки может рассчитывать финансовая отрасль в 2024 году?