Банковское обозрение

Сфера финансовых интересов

  • Банковские корпоративы: квизы, игры по-семейному
29.12.2018 Аналитика
Банковские корпоративы: квизы, игры по-семейному

Представители банков, опрошенные «Б.О», уверены, что праздники для коллег все так же актуальны и остаются эффективным способом нематериальной мотивации персонала



«Пира во время чумы не происходит»

Весной этого года российские издания опубликовали информацию о том, сколько тратят на корпоративы крупнейшие банки России. Сами кредитные организации эту информацию не раскрывали: СМИ обратили внимание на графу в отчетности о финансовых результатах 102-й формы «Расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, мероприятий культурно-просветительского характера и иных подобных мероприятий». В эту статью обычно включены «корпоративы, праздники, тренинги», писали издания со ссылкой на один из коммерческих банков.

Лидером по расходам по этой графе в 2017 году стал Сбербанк. Он потратил 1,7 млрд рублей. По состоянию на 1 октября текущего года стало известно, что крупнейший банк страны не собирается уменьшать количество цифр в этой графе. За девять месяцев текущего года уже минус 1,2 миллиарда рублей.

Такого же темпа придерживается и ВТБ. Траты за шесть месяцев текущего года составили 61,8 млн рублей. В прошлом году Банк потратил более 80 млн.

Резко снизил темпы расходов на корпоративные мероприятия Газпромбанк. За шесть месяцев 2018-го он потратил лишь 17 млн. Для сравнения, в 2017-м расходы кредитной организации на «осуществление спортивных мероприятий, отдыха, мероприятий культурно-просветительского характера и иных подобных мероприятий» составили 120 млн рублей.

На запрос «Б.О» о комментарии Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк не ответили. В других банках раскрывать информацию о стоимости корпоративов также отказались. В Солид Банке лишь отметили, что «пира во время чумы» никогда не происходит и бюджет выделяется исходя из возможностей, не в ущерб общему финансовому результату.

Организацию мероприятия банки стараются в основном реализовывать собственными силами. Аутсорсинговые компании привлекают в случае объективной необходимости, например, когда проводится концертная программа и необходимо подготовить площадку и оборудование для мероприятия, объяснили в Ак Барс Банке.

«Просто хорошо провести время» уже недостаточно

Банки по-прежнему верны традициям и проводят корпоративы, посвященные ключевым праздникам. Речь идет о дне рождения кредитной организации, новогоднем празднике, 23 февраля и 8 марта.

Новички рынка отдают предпочтение лишь одному поводу в год — дню основания кредитной организации. Но при этом, например, карта рассрочки «Совесть» корпоратив проводит трижды: для сотрудников офиса в Москве, бэк-офиса в Воронеже и для менеджеров по продажам.

«Еще два года назад в России не было карт беспроцентной рассрочки как таковых. То есть вместе с “Совестью” мы строили и развивали не просто стартап, а новую категорию финансовых продуктов на рынке. При этом для QIWI “Совесть” стала первым “физическим” розничным продуктом и первым связанным с выдачей кредитов. Крупные финансовые игроки смотрели на нашу бизнес-модель с подозрением. С тех пор количество заявок на получение карты достигло 500 тыс. в месяц, сотрудников в штате стало около тысячи, а на “поле” появились новые игроки. Поэтому единственный повод, который мы считаем достойным масштабного коллективного празднования в нашем “возрасте” при имеющихся финансовых возможностях и территориальном распределении штата, — это день рождения проекта», — рассказала Анастасия Чернякова, руководитель группы по подбору и адаптации персонала карты рассрочки «Совесть».

Однако и ветераны, и новые игроки уверены, что модель корпоративных мероприятий необходимо в корне менять. Традиционный формат «просто хорошо провести время» уже не работает.

Основной тенденцией сегодняшних банковский корпоративных мероприятий является оригинальность. Она должна быть и в сценарии, и в идее, и в оформлении. Кроме того, значительная часть сотрудников банка предпочитает присутствовать на корпоративных мероприятиях вместе с членами своих семей.

«Все больше многие склоняются к спортивно-семейным вариантам проведения корпоративов — катание на коньках, лыжах», — объяснила Наталья Борисова, начальник отдела маркетинга и рекламы департамента развития розничного бизнеса Солид Банка. В Ак Барс Банке подтверждают эту тенденцию. Чаще мероприятия здесь организуют не только для сотрудников, но и для их семей. Приглашают всех сотрудников, независимо от должности. Персонал дает только положительные отзывы о подобном формате.

В Солид Банке всегда приветствуют присутствие высшего руководства на мероприятиях для всего персонала. Это дает ощущение сплоченности и равенства. «В большинстве своем люди любят и ждут эти мероприятия. Иногда даже передумывают покидать компанию, так как скоро корпоратив. Думают: схожу сначала, потом уволюсь. А на мероприятии все такие родные и свои, что “боль” уходит, нервы успокаиваются, человек возвращается в строй», — поделилась своими наблюдениями Наталья Борисова.

Что касается тематики корпоратива, то сегодня в тренде интеллектуальные соревнования, квизы, игры.

«Однако то, что “сработало” у одних, может пойти во вред другим коллективам — универсального рецепта здесь нет, — предупредила Анастасия Чернякова. — Эффективным корпоратив делает не внушительный бюджет или попадание в тренд, а грамотное планирование и удачные находки, которые отражают какие-то особенности вашей компании».

У карты рассрочки «Совесть» в этом году время проведения корпоратива выпадало на Чемпионат мира по футболу FIFA 2018, перед финальным матчем. «Вся страна болела и следила за играми, пару раз мы даже коллективно в офисе смотрели прямую трансляцию, других отвлеченных от рабочих задач тем просто не было. Мы ломали голову, чем можно затмить ЧМ, а потом сдались — раз уйти от него не получается, то нужно обыграть. Взяли стилистику футбольной игры за основу для концепции: создали эмблему нашего клуба, выдали всем форму с ней, нашли в команде московского офиса лучшего нападающего, голкипера, звезду контратаки, бомбардира года, рефери и других “сопоставимых” по задачам сотрудников и торжественно наградили. После финального матча в офисе еще некоторое время можно было услышать “Да ты же наш Мбаппе”», — поделилась опытом Анастасия Черникова.

После корпоративов работа идет как по маслу

В банках уверены: корпоративы делают коллектив более сплоченным и повышают работоспособность сотрудников. Но чтобы получить именно такую отдачу, нужно подойти к вопросу их организации основательно.

Если у корпоратива нет четкой задачи, то он может стать напрасной тратой времени и денег, уверены в кредитных организациях. «Когда у вас появляется мысль: “Не провести ли нам корпоратив?”, в первую очередь нужно задать себе вопрос: чем поможет эта активность?» — сказала Анастасия Черникова. Например, на дне рождения «Совести» подводят итоги года работы и отмечают достигнутые результаты; вдохновляют и мотивируют сотрудников на выполнение дальнейших бизнес-задач, повышают их лояльность. Также стремятся стимулировать работников к общению и знакомству друг с другом в неформальной обстановке, повысить вовлеченность.

«Не стоит упускать из виду и то, что мы живем в эпоху соцсетей. Хорошо организованная активность для сотрудников может стать отличным способом продвижения бренда (как бренда продукта, так и бренда работодателя), наполнения социальных сетей позитивными сообщениями о нем. Для этого нужно всего лишь заранее продумать механику, которая мотивирует сотрудников выкладывать не просто фотографии типа “мы в нарядных платьях с бокалами”, но контент, действительно связанный с брендом», — порекомендовала Анастасия Черникова. Чтобы получить такую отдачу, уверена она, необходимо придумать креативный мерч или выбрать неординарную площадку для проведения корпоратива, где обыграть особенности компании или продукта: «Для празднования Года проекта наши воронежские коллеги отправились на заброшенный карьер, превращенный в островок Дикого Запада. Там ковбои “Совести” боролись за завоевание сердец клиентов от индейцев до шерифа. Правильно выбранный и размещенный на виду хэштег помог получить массу фотографий с мероприятия в соцсетях, увеличить знание о компании и нарастить вес “Совести” как потенциального работодателя».

В необходимости рассказывать о своих мероприятиях окружающим уверены и в АК Барс Банке. Кредитная организация в прошлом году выбрала офлайновый способ. Новый год отмечали в городском парке, где была развлекательная программа для сотрудников и их семей. При этом доступ для других посетителей парка был неограничен: любой житель города мог присоединиться к веселью. В этом году в Банке планируют повторить этот опыт, так как такой формат мероприятия понравился всем.

А вот Наталья Борисова придерживается прямо противоположного мнения. В этом году сотрудников Солид Банка ждет новогодний вечер в классическом стиле — карнавальные костюмы, дед Мороз со Снегурочкой, живая музыка. В кредитной организации считают, что «люди устали от гонки за оригинальностью ради фото, выложенного в соцсетях, и хотят простого и душевного вечера “как раньше”».

При этом в Солид Банке также отмечают положительный эффект от корпоративных мероприятий. «Такие мероприятия позволяют сотрудникам познакомиться лично и за формализмом деловой переписки увидеть живого человека, — считает Наталья Борисова. — Часто после корпоративов многие процессы идут как по маслу, какие-то проекты сдвигаются с мертвой точки, потому что до этого взаимодействие происходило только по почте и по телефону, у сотрудников сложились какие-то стереотипы в отношении друг друга, нежелание взаимодействовать, подозрения и т.д. А на корпоративах, в личном общении оказывается, что оба они “нормальные”… Это, видимо, особенности нашего менталитета все-таки, и, несмотря на бизнес-процессы, регламенты, деловую этику, этот момент нельзя упускать из виду».

Юлия Рябухина, руководитель Центра развития корпоративной культуры Ак Барс Банка, соглашается, что корпоративные мероприятия — один из способов мотивации сотрудников и сплочения коллектива. «Они позволяют укрепить связи между разными подразделениями, дают возможность пообщаться в неформальной обстановке, ощутить себя единой командой. Все мероприятия мы стараемся проводить через призму корпоративных ценностей и тем самым повысить вовлеченность сотрудников».

Тенденция изменения формата корпоративных праздников говорит о том, что банки стали подходить к проведению корпоративных мероприятий более осознанно. Сегодня ясно: чтобы сохранить лояльность коллектива, не обязательно тратить миллиарды на новогодний праздник в компании красной икры и Сергея Шнурова. Вряд ли эти показатели станут определяющими в формировании сильной команды. Успех во многом зависит от яркой концепции и отношения к сотрудникам.