Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Банковский спецназ
06.05.2022 FinCorpFinRegulationАналитика

Банковский спецназ

В советской системе существовали «спецбанки» долгосрочного финансирования, а в сегодняшней системе таких институтов нет


Советская экономика 30-х годов, времен индустриализации, потребовала создания специальных финансовых институтов для финансирования именно долгосрочных проектов. Такими институтами стали «спецбанки».

Хотя в их названии и было слово «банк», но как таковыми банками они не являлись. У них не было пассивов, то есть они не занимались привлечением клиентов и их обслуживанием, не занимались кредитованием. Через спецбанки правительство СССР обеспечивало финансирование на безвозвратной основе всей инфраструктуры в стране: строительство электростанций, дорог, новых заводов, больниц, школ, домов и городов.

Спецбанки были инструментом бюджета по финансированию на безвозвратной основе или на основе долгосрочного кредита, длинных инфраструктурных проектов, и потому подчинялись они не Госбанку СССР, а Наркомфину (в сегодняшней терминологии — Минфину). В годы индустриализации было создано четыре спецбанка по отраслевому принципу: Промбанк, Сельхозбанк, Цекомбанк и Торгбанк. В последующем все эти банки были объединены в единый Стройбанк, который подчинялся Совету Министров СССР и отвечал за все капитальное строительство в стране.

Таким образом, в финансовой системе СССР были четко разделены роли по краткосрочному и долгосрочному кредитованию. Краткосрочными кредитами, то есть обычными кредитами на возвратной основе, под оборотные средства занимался Госбанк через сеть своих отделений. А вот за долгосрочное финансирование отвечало правительство через Стройбанк.

Именно Стройбанк был тем финансовым институтом, которому Минфин выделял ресурсы под проекты, которые нужно было финансировать и за сроками и нормативами по которым необходимо было следить.

Сегодняшняя система коммерческих банков с ЦБ во главе в хорошем смысле воспроизводит систему Госбанка СССР и обеспечивает экономику краткосрочным кредитованием. В системе контроля рисков, в использовании ресурсов частных лиц и предприятий сегодняшняя система, наверное, даже лучше, чем была во времена СССР.

А вот с длинными деньгами у нас хуже. Система долгосрочного финансирования эпизодически кусками «распределена» по многим банкам и структурам. Что-то финансируется напрямую из Казначейства Минфина, но там все перемешано. Через Казначейство финансируется зарплата учителям, врачам, театральным работникам, а также строительство дорог и мостов. Что-то кредитуется на долгосрочной основе через госбанки типа РСХБ, ВТБ, ПСБ. Но эти банки, подчиняются единым нормативам ЦБ в рамках краткосрочного кредитования, и им сложно на балансе держать одновременно короткие и длинные кредиты. Есть еще ВЭБ, на который переложили часть «длинных» государственных или полугосударственных проектов. Элементы долгосрочного финансирования у нас понемногу разбросаны по разным банкам и структурам. Но единого финансового института, который отвечал бы за долгосрочное финансирование, в России нет. А сейчас, когда страна на многие годы, если не на десятилетия, будет отрезана от внешних рынков капитала и инвестиций, мы просто будем вынуждены заново создавать такие институты. И прошлые уроки форсированной индустриализации могут быть нам вполне полезны.

 

Подготовлено по материалам Telegram-канала SVasiliev







Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ