Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Тренды развития интернет-банков для индивидуальных предпринимателей и МСБ по итогам исследования Markswebb Business Internet Banking Rank 2023
Эксперты изучили 14 интернет-банков для бизнеса и оценили их развитие с точки зрения двух типов пользователей: ИП без сотрудников и малого и среднего бизнеса с наемными сотрудниками.
Пользователи оказались перегружены возможностями. Поэтому зоны роста — улучшение навигации и кастомизации интернет-банка.
Кастомизация главного экрана — важная задача в условиях продуктовой насыщенности. У предпринимателей разные потребности и цели входа в интернет-банк. При этом есть желание как можно быстрее перейти к целевому действию после авторизации и необходимость мгновенного доступа к ленте платежей, остаткам по счетам и уведомлениям о проблемах (картотеки, аресты счетов, отклоненные платежи).
Эти задачи решила бы возможность персонализации главного экрана. Но на сегодняшний день ни один интернет-банк не предоставляет пользовательский интерфейс, полностью решающий эту задачу.
Решений на рынке стало больше и реализации стали лучше. В интерфейсах появились разделы, в которых собраны конкретные сервисы, способные упростить работу клиентов при работе с маркетплейсами.
Наиболее развитые решения — в «Точке» и Модульбанке, где оказывают помощь при заполнении профиля в маркетплейсе, а также помогают с подготовкой документов при регистрации.
Клиенты банков в интервью заявили, что существуют барьеры, из-за которых они пока не готовы пользоваться банковскими сервисами по работе с маркетплейсами:
Сервисы для работы с госзакупками в интернет-банках были всегда, но с ростом количества госзакупок поиск становится затруднительным, а объединение помогает решить проблему.
Альфа-Банк, СберБанк, ВТБ, «Точка» и «Тинькофф» добавили в своих интерфейсах раздел «Госзакупки», в котором консолидировали все сервисы и продукты, необходимые для участия в торгах.
Нейросети уже добрались до интернет-банков. Первые два эксперимента в этой области: GigaChat от СберБанка и Chat GPT в «Точке».
Ни одна из этих нейросетей не интегрирована в чат напрямую, а являются дополнительной бесплатной услугой с отдельной точкой входа. В обоих экспериментах нейросеть обучалась на основе открытых источников из интернета, а также на основе запросов клиентов и ответов, которые им предоставляли сотрудники банков. Благодаря этому они выдают релевантные ответы исходя из запросов пользователей.
Пока нейросети не дают персонализированных ответов, но иногда могут предоставить больше информации, чем чат-бот. Например, нейросети могут дать клиенту справочную информацию по ВЭД, по торговому эквайрингу и по кредитным продуктам.
Задачи, с которыми сталкивается предприниматель при работе с самозанятыми, не покрыты рынком, хотя определенно востребованы и популярны.
Массовые выплаты самозанятым реализованы в десяти банках. Второй по важности сценарий — проверка статуса самозанятого. Эта возможность является подушкой безопасности для владельца бизнеса. Проверку статуса самозанятого осуществляют лишь четыре банка. Следом идет сервис оплаты налога за самозанятых, который упрощает процесс как работодателю, так и сотруднику в статусе самозанятого. Только Модульбанк позволяет своим клиентам оплачивать налог вне зависимости от банка самозанятого. Причем этот процесс автоматизирован, и клиенту не придется ничего вносить самому благодаря интеграции по API.
Кредитные продукты продолжают сохранять высокий спрос на рынке. Однако боли прошлого года, связанные с прозрачностью условий по кредиту, до сих пор не закрыты до конца. Лишь три банка из 14 информируют клиентов о требовании к заемщику, поручителю и залогу, а также о сроке и порядоке рассмотрения заявки.
По сравнению с прошлым годом стало больше банков, которые вместо заявок на кредиты предлагают заранее предодобренные предложения.
В прошлом году у банков были проблемы в пользовательском опыте, связанные с подключением депозитов. Сейчас многие банки эти проблемы устранили. Детальные условия пополнений, частичного или полного изъятия реализованы у восьми банков из 14. В этом году в периметре методики оказался новый продукт — бивалютные депозиты. Этот продукт наиболее востребован пользователями, которые занимаются ВЭД и сезонными закупками, поэтому клиент может самостоятельно выбрать наиболее выгодные условия по продукту.
Подключить такой продукт на сегодняшний день можно лишь в Альфа-Банке и СберБанке.
Топ-5 банков позволяют своим клиентам проводить документооборот внутри интернет-банка, без необходимости использовать сторонние сервисы, такие как «Мое Дело». Банки-лидеры уже сейчас предоставляют своим клиентам возможность:
В рейтинге 2023 года наблюдается высокий уровень развития рынка в блоке «Бухгалтерия». Бухгалтерия для упрощенной системы налогообложения (УСН) 15% — следующий шаг для развития. Банки раньше не предлагали такую реализацию, поскольку высока вероятность допустить ошибку при расчете расходов и дать клиенту некорректную информацию. Сейчас такую возможность предоставляет «Точка».
По темпам цифровизации и внедрения инноваций банковский сектор России давно занимает лидирующие позиции. Еще в 2020 году, согласно исследованию компании Deloitte, Россия вошла в топ-10 стран по цифровизации банков. Куда направлен вектор инноваций четыре года спустя? Какие подходы к автоматизации финансовых процессов находятся на гребне технологической волны?
Когда наступает банкротство организации или гражданина, это событие, как правило, затрагивает интересы очень и очень многих: самого должника, его контролирующих и аффилированных лиц, реальных и потенциальных контрагентов должника, иных субъектов — в том числе и государства. Поэтому информация о факте возбуждения и ходе дела о банкротстве должна быть публичной, чтобы широкий круг лиц мог соответствующие сведения получить, проанализировать и оценить, например, в контексте собственных рисков продолжения взаимоотношений с должником