Финансовая сфера

Банковское обозрение


18.01.2021 FinRegulationАналитика
«Цифра» к нам приходит

Внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере — главный тренд 2021 года


Указом Президента России от 7 мая 2018 года № 204 сформирована национальная программа «Цифровая экономика РФ» в рамках которой разработан ряд проектов цифровизации процессов во всех сферах жизни и бизнеса. Рассмотрим, какие цифровые нововведения ожидаются в 2021 году.

Закон о «цифровых финансовых активах»

С 1 января вступает в действие Закон «О цифровых финансовых активах» (Закон о ЦФА). Он устанавливает определение цифровой валюты. Под ней понимается совокупность электронных данных, которые могут быть приняты в качестве средства платежа или в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует обязанное лицо.

Криптовалюта не отнесена к деньгам, а представляет собой «совокупность электронных данных». При этом в ряде ситуаций она теперь официально будет считаться имуществом — например, криптовалюту будут учитывать чиновники в декларациях, ее можно будет включить в конкурсную массу должника при банкротстве. Но в Законе не упоминаются ни совместно нажитое имущество супругов, ни наследственная масса, а значит, с разделом или наследованием криптовалюты будут сложности.

Любопытно, что криптовалюта в Законе характеризуется как объект, который можно использовать в качестве «средства платежа». При этом ее использование в качестве средства платежа за товары, работы и услуги Закон строго запрещает. 

Стоит отметить, что по смыслу Закона будут запрещены именно операции по оплате в криптовалюте, теоретически операции по обмену криптовалюты на фиатные средства или другие криптовалюты, то есть валютообменные операции (с учетом того, что цифровая валюта это средство платежа), не ограничены. Однако на практике может оказаться иначе. 

Неясно, что будет с прочими способами использования (например, в качестве оплаты интеллектуальных прав), но вероятно, что их также будут считать запрещенными. За использование криптовалюты в качестве средства платежа российскими резидентами предусмотрены санкции: часть из них будет определена в грядущих поправках в НК, КоАП и УК, но кое-что есть и в Законе «О цифровых финансовых активах». Например, сайты с информацией о приеме платежей в криптовалютах теперь запрещены, и их блокировки Роскомнадзором получат полноценное правовое основание.

Российские резиденты — обладатели криптовалют теперь должны будут декларировать их, порядок должен быть установлен в грядущих поправках в НК. При этом недекларирование криптовалюты помимо привычных санкци повлечет также невозможность обратиться в суд. Условие спорное: как суд будет проверять, была ли криптовалюта задекларирована или нет и почему защита уже имеющегося права ставится в зависимость от исполнения публично-правовой обязанности? Почему суд обременяется обязанностями по налоговому контролю?

Так, с одной стороны, Закон установил правовой режим криптовалюты и приравнял ее к имуществу в определенных ситуациях, открыв возможность для судебной защиты. Снят вопрос о суррогатной природе криптовалюты. С другой стороны, теперь криптовалюта как средство платежа находится под запретом, а ее обладателям вменена обязанность декларировать свои сбережения под угрозой отказа в правовой защите и иных санкций.

Важное нововведение Закона о ЦФА — возможность выпуска токенов — ценных бумаг и других токенов, представляющих права денежных требований. В данном случае можно выделить два типа активов

1. Права по эмиссионным ценным бумагам. В соответствии со ст. 12 Закона о ЦФА, такие ЦФА предоставляют их обладателю право требовать реализации прав по эмиссионным ценным бумагам через оператора информационной системы. То есть права по бумаге исполняются на платформе.

2. Право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг. Такие ЦФА предоставляют их обладателю право требовать передачи ему ценных бумаг в течение срока или при наступлении события. Т.е. данное положение позволяет токензировать реальные активы, которые можно получить взамен ЦФА.

Сами цифровые права, представляющие собой записи в распределенном реестре (блокчейн-токены) и подтверждающие права их владельца на эмиссионные ценные бумаги, участие в акционерном обществе или денежные требования, с вступлением в силу Закона о ЦФА будут выпускаться и обращаться под контролем Банка России. Для этого ЦБ РФ будет вести специальный реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Попасть в реестр будет непросто, для этого нужно соответствовать всем требованиям, установленным Законом, и пройти проверку Банка России.

Выпустить цифровые финансовые активы с помощью оператора информационной системы, внесенного в реестр Банка России, смогут юрлица и ИП. После выпуска цифровые финансовые активы можно будет покупать и продавать с помощью оператора обмена цифровых финансовых активов, который также должен быть включен в специальный реестр Банка России. Следовательно, в России четко определено два субъекта рынка: информационная система выпуска ЦФА и оператор обмена ЦФА.

Соответствующие изменения вносятся в ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Вместе с тем существующие криптобиржи, торгующие криптовалютами, а также криптокошельки не подпадают под эти определения и остаются вне рамок действия указанного Закона. В ПОД/ФТ-регулирование не попали

  • криптобиржи, которые осуществляют обмен цифровых валют на фиатную валюту и на другие цифровые валюты; 
  • криптокошельки
  • консультанты, которые сопровождают проведение ICO;
  • криптообменники (без открытия счета на бирже).

Для иностранных бирж и информационных платформ для выпуска токенов Закон устанавливает, что к правоотношениям, возникающим при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов с участием иностранных лиц, применяется российское право. Таким образом, Закон допускает работу иностранных информационных систем, однако конкретные требования, а также варианты разрешения возможных правовых коллизий (например, понимание того, что будет относиться к иностранной информационной системе в соответствии с российским правом) отсутствуют.

Еще один минус — ограничения по иностранным лицам, которые могут организовать криптобиржу в России. Закон говорит, что лица из офшорных юрисдикций не могут быть соучредителями криптобирж, при этом в список таких юрисдикций входят, например, Гибралтар и Лихтенштейн (согласно Приказу Минфина от 13 ноября 2007 года № 108н), в которых достаточно развито законодательство в сфере криптоэкономике и которые могли бы стать хорошими соучредителями.

Документ: 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Электронные песочницы

28 января 2021 года вступает в силу 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». Закон позволяет организациям — участникам экспериментального правового режима (ЭПР) не применять отдельные нормативные акты Российской Федерации, которые ограничивают внедрение цифровых инноваций. Цифровая инновация это:

  • новые или улучшенные продукты (товар, работа, услуга, охраняемый результат интеллектуальной деятельности) либо новый или улучшенный процесс; 

  • новые метод продаж или организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях, введенные в употребление, созданные или используемые по установленным направлениям и с использованием определенных технологий (нейротехнологий, ИИ, технологий работы с большими данными, системы распределенного реестра, робототехники, беспроводной связи, виртуальной дополненной реальности, промышленного интернета вещей и т.д.).

В рамках ЭПР участникам эксперимента предоставляются исключительные условия для развития определенных технологий. Например, сейчас все участники рынка обязаны соблюдать требования законодательства о защите персональных данных при их обработке. В свою очередь, участникам эксперимента, например, в целях обучения и развития систем ИИ будет разрешено собирать такие данные в обезличенном виде, не спрашивая согласия субъекта, и получать такие данные напрямую из государственных информационных систем. Или ЭПР может предоставить определенной организации — участнику эксперимента право оказывать телемедицинские услуги с расширенными возможностями: ставить в ходе консультаций диагноз, назначать лечение (для таких полномочий еще необходимо принятие так называемого законопроекта-спутника: он разработан, но пока не принят). Срок действия специального правового режима — три года.

ЭПР может быть введен по инициативе организации (или ИП), государственного органа (органа местного самоуправления). Порядок установления ЭПР непрост. В итоге решение принимается правительством Российской Федерации. То есть стать участником ЭПР, скорее всего, под силу будет только очень крупным компаниям. Но при этом Закон предусматривает возможность присоединения других участников — в случаях, когда это будет предусмотрено программой конкретного ЭПР. 

Документ: 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».

Новые правила для удаленной работы

С 1 января 2021 года вступают в силу поправки в Трудовой кодекс, касающиеся регулирования труда дистанционных работников. По новым правилам обмен документами между работником и работодателем при заключении или изменении трудового договора о дистанционной работе может осуществляться в электронном виде. При этом при подписании трудового договора или дополнительных соглашений к нему обязательна электронная подпись, а при обмене иными документами можно использовать другие способы идентификации, закрепленные в трудовом договоре или локальном нормативном акте работодателя.

Если иное не предусмотрено трудовым договором о дистанционной работе, режим рабочего времени и времени отдыха дистанционный работник устанавливает себе сам. При этом он может использовать для работы как технические и программные средства, предоставленные работодателем, так и собственные. При использовании собственных средств работодатель выплачивает работнику дополнительную компенсацию, размер которой определяется трудовым договором о дистанционной работе.

Помимо иных оснований, предусмотренных Трудовым кодексом, трудовой договор с дистанционным работником может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае, если в период дистанционной работы сотрудник без уважительной причины не взаимодействует с работодателем по вопросам, связанным с выполнением трудовой функции, более двух рабочих дней подряд со дня поступления соответствующего запроса работодателя.

Также устанавливается порядок временного перевода работника на дистанционную работу по инициативе работодателя без согласия сотрудника. Такой односторонний перевод допускается, например, в случаях катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве и в других случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия людей.

Документ: 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях».

Экспериментальное регулирование разработки и внедрения технологий ИИ

В настоящее время российское законодательство об ИИ представлено Законом № 123-ФЗ, которым с 1 июля 2020 года устанавливается экспериментальный правовой режим в Москве для создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий ИИ, и несколькими ГОСТами. 

Сейчас в Госдуме готовится к первому чтению законопроект, вводящий мораторий на вступление в силу ст. 7 указанного Федерального закона, которым вносятся изменения в ФЗ «О персональных данных». Причина для моратория — риски посягательства на неприкосновенность частной жизни, в том числе в силу отсутствия гарантий должного их использования для целей, а также техническая неготовность к защите персональных данных в случае ошибок в разрабатываемых продуктах. 

Одной из проблем 123-ФЗ является требование к локализации обезличенных персональных данных, используемых участниками эксперимента в Москве. Неясно, зачем такое требование установлено и как быть с хранением данных при использовании облачных технологий или технологий распределенного реестра. Также никак не урегулирован вопрос о предоставлении участникам эксперимента соответствующих технических средств или гарантий для выполнения требования Закона — например, в части завышения владельцами дата-центров цен на свои услуги в случае резкого роста спроса на хранение данных на территории Москвы.

Документ: 123-ФЗ от 24 апреля 2020 года «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий ИИ в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных"».

Цифровой нотариат

29 декабря 2020 года вступили в силу приказы Минюста, которые вносят дополнения в так называемый Закон о цифровом нотариате в части совершения нотариальных действий в электронном формате.

Теперь в электронном виде можно будет удостоверять: обеспечение доказательств, принятие в депозит безналичных денег, совершение исполнительной надписи, принятие на хранение электронного документа, получение выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества, свидетельствование верности перевода, передача электронных документов другим физлицам или юрлицам.

Важным нововведением является возможность получения сведений об открытии наследственного дела с использованием интернета и удостоверения сделки двумя и более нотариусами.

Уже с 29 декабря 2020 года стороны по сделке могут прийти одновременно, но при этом в разные нотариальные конторы, и удостоверить каждый у своего нотариуса договор. Такая сделка заносится в специальный реестр ЕИС нотариусов, и подобные договоры будут считаться единым документом, заключенным в письменной форме и подписанным сторонами. Оплата услуг нотариусов в этом случае производится каждой стороной отдельно, и ответственность за удостоверение сделки будут нести оба нотариуса солидарно.

Документ: 480-ФЗ от 27 декабря 2019 года «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации».