Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
— Кирилл, что именно приносят Сберу технологии искусственного интеллекта сегодня и на что он рассчитывает в эпоху сильного искусственного интеллекта (AGI)? Есть ли какие-то экономические KPI «на сегодня» и «на завтра»?
— Финансовый сектор активно использует искусственный интеллект, и Сбер — один из лидеров в этой области. Мы стремимся изменить взаимодействие человека с окружающим миром, так что развитие AI и больших языковых моделей (LLM) — ключевое для нас направление. Все более качественные нейросетевые модели позволяют улучшать взаимодействие с клиентами, а устройства с умными ассистентами на борту все сложнее отличить от человека. Ускоряется прогресс в генерации текста и понимании устной речи с переводом ее в текст.
Финансовый эффект от внедрения AI для Сбера в этом году ожидается на уровне 450 млрд рублей, а в совокупности за 2020–2024 годы — 1,5 трлн рублей.
Но дело не только в деньгах. Для нас это прежде всего инвестиции в технологии. Мы хотим сделать общение с AI максимально похожим на разговор с человеком, чтобы искусственный интеллект стал не просто бизнес-инструментом, но и помощником для каждого человека.
Сейчас мир приближается к эпохе сильного искусственного интеллекта, который обретет интерактивность и откроет новые возможности для удовлетворения потребностей людей. AGI будет понимать предпочтения каждого отдельного человека и помогать ему решать бытовые задачи.
— Можно ли утверждать, что AI-трансформация логически продолжает цифровую трансформацию? Возможна ли первая без второй?
— На мой взгляд, искусственный интеллект можно назвать следующим этапом цифровизации. Когда несколько лет назад начинали говорить про цифровую трансформацию, у всех компаний уже были веб-сайты. Однако от первых сайтов до трансформации в некоторых индустриях прошло 10–15 лет.
Похожую ситуацию мы видим и в отношении искусственного интеллекта. С одной стороны, у многих компаний есть ряд AI-наработок: скоринги, предиктивные технологии, комплаенс, кредитные конвейеры и прочее. Все эти технологии имеют такое же отношение к AI-трансформации, как веб-сайты — к цифровой. Главная часть трансформации будет проходить на основе генеративного искусственного интеллекта. Сегодня наш GigaChat уже трансформирует многие бизнес-процессы банка и процессы взаимодействия с клиентами. Поэтому, если у компании есть компетенции развивать AI, она может стать лидером в этой сфере. AI-трансформация возможна без цифровой трансформации, если компания уже имеет развитую цифровую инфраструктуру и готова масштабировать AI-технологии. Но если предприятие еще не перешло «в цифру», нужно срочно фокусироваться на этом, чтобы не остаться за бортом.
— Ваша задача заключается в том, чтобы полностью завершить ИИ-трансформацию Сбера, а в перспективе — сильного искусственного интеллекта (AGI)? Что это означает?
— Сегодня мы видим трансформацию Сбера с помощью AI (и впоследствии AGI) как живой, динамичный процесс, который меняется по мере развития технологий. Фокус нашей трансформации — улучшение клиентского опыта через автоматизацию внутренних процессов и повышение возможностей и производительности сотрудников.
Сотрудники, использующие искусственный интеллект, повышают собственную эффективность. Например, наш AI-ассистент разработчика GigaCode упрощает процесс написания кода, предлагая наиболее вероятные и релевантные подсказки, что на 25% ускоряет разработку.
Кирилл Меньшов (Сбер). Фото: Сергей Бардин / «Б.О»
— Может ли искусственный интеллект стать драйвером ключевых изменений, происходящих в банке и в целом на рынке?
— Сегодня люди взаимодействуют с искусственным интеллектом постоянно: когда строят маршрут в навигаторе, генерируют пост для соцсети, изображение или видео, переводят деньги через виртуального ассистента. AI быстро меняет мир вокруг нас, улучшая качество жизни.
В Сбере мы внедрили AI-модели в 85% наших процессов — это такие кейсы, как онлайн-банкинг, кредитование, виртуальные ассистенты и чат-боты, умные устройства, биометрия и многие другие. Десятки миллионов наших клиентов используют эти технологии каждый день. Развитие AI также приведет к появлению новых профессий и навыков, школьники и студенты сейчас массово идут в эту сферу и драйвят ее.
В стратегии Сбера AI играет ключевую роль. Мы убеждены, что технологии на его основе универсальны и могут быть использованы во внутренних процессах практически любой компании из любой отрасли.
— Искусственный интеллект все больше выступает в связке с облачными технологиями. Как вы думаете, почему?
— Искусственный интеллект в облачных вычислениях представляет огромный потенциал для развития различных отраслей экономики. Облачная модель позволяет заказчику быстро развернуть систему и масштабировать ее исходя из потребностей пользователей. В условиях ограниченного доступа к технологиям это приобретает дополнительную ценность.
Кроме того, облачные решения позволяют бизнесу экономить на затратах на оборудование и получать доступ к ресурсам в любое время и из любой точки мира. Поэтому продукты на их основе становятся привлекательным выбором для многих компаний, особенно для тех, кто хочет быстро внедрить AI без необходимости инвестировать в собственную инфраструктуру.
— Стратегия Сбера заключается в том, чтобы делать все, что можно, своими силами. Над какими продуктами работаете в настоящий момент и какие уже доступны внешнему рынку?
— Мы накопили необходимые компетенции и делимся ими с рынком. Решения, которые мы предлагаем рынку, используем и в периметре Сбера — это повышает доверие к ним.
В качестве примера приведу нашу платформу Process Mining, которая изначально создавалась для оптимизации бизнес-процессов. Она работает по принципу выявления бизнес-процессов по «цифровым следам» — зафиксированным действиям сотрудников и программно-аппаратных комплексов. После анализа этих действий определяются «узкие места», а затем идет подготовка предложений по повышению эффективности.
Это влияет и на финансовый результат Сбера: подтвержденный эффект от оптимизации бизнес-процессов с использованием Process Mining уже превысил 15 млрд рублей.
Также мы разработали собственную СУБД — Platform V Pangolin — в качестве замены Oracle. Она соответствует корпоративным стандартам надежности, производительности и безопасности. За два года мы перевели на нее множество бизнес-процессов — платформа используется в архитектуре более 700 автоматизированных систем. Более 80 тыс. инсталляций Platform V Pangolin успешно применяются в различных сервисах и приложениях разного масштаба и разной критичности.
В настоящее время в рамках импортозамещения ERP-системы, которая была построена на базе SAP, Сбер создает несколько прикладных платформ на базе Platform V по управлению финансами, закупками, недвижимостью и кадрами. Разработка ведется для удовлетворения потребностей банка, но мы понимаем, что решение в перспективе будет интересно и рынку.
Кирилл Меньшов (Сбер). Фото: Сергей Бардин / «Б.О»
— Мы уже привыкли к утверждению, что данные — это нефть XXI века, знаем, что хранилища данных Сбера — одни из самых больших в стране. Какие вызовы стоят перед дата-гигантами?
— Мы столкнулись с парадоксом данных. С одной стороны, их много — при обучении LLM-моделей использованы все доступные датасеты. Как говорят наши специалисты, «исследован весь интернет». С другой стороны, мы видим дефицит именно качественных структурированных данных для обучения моделей. Можно сказать, что «данные порождают данные» — все больше и больше данных создаются AI-моделями, и не всегда их качество подобно оригиналу, хотя они очень похожи. Вопрос их происхождения и «чистоты» стал как никогда актуален — ведь качество работы модели зависит не только от алгоритмов, но и от данных, поданных для обучения и при использовании.
Лидерство в области AI будет определяться в том числе способностью компании собрать больше качественных данных для обучения моделей, чем у конкурентов. В Сбере мы непрерывно улучшаем качество наших данных, ищем новые источники информации, развиваем синтез данных и инвестируем в научные исследования, направленные на поиск и развитие новых типов данных.
— Как Сбер мотивирует и поддерживает IТ-кадры?
— В Сбере работают больше 45 тыс. IТ-специалистов с компетенциями в ключевых технологических направлениях — AI&ML, Data и др. Мы ориентируемся на сохранение самых ценных сотрудников, следим за тенденциями рынка. У нас действуют программы карьерного развития и продвижения. Ежегодно мы привлекаем около 7 тыс. новых специалистов и развиваем культуру карьерных перемещений, взращивая таланты внутри.
Кроме того, в Сбере есть широкая линейка программ, где цифровые специалисты могут повысить квалификацию в своей области (upskilling), а также программы переобучения сотрудников, которые дают возможность освоить навыки для решения новых задач в текущей команде при изменении требований к роли или стать кандидатом на новую профессию (reskilling|reinvention). «Школа 21» позволяет как внешним кандидатам, так и сотрудникам Сбера освоить программирование с нуля и найти себя в IТ.
У нас открыта программа развития технохабов в регионах. Это комфортные офисы для работы IT-сотрудников. Такие хабы уже есть в Казани, Екатеринбурге. Мы также уделяем особое внимание работе с инженерным сообществом, для чего развиваем платформу GitVerse и другие open source-инструменты.
Мы открыты для сотрудничества с вузами. Например, на кафедре «Банковские информационные технологии» МФТИ вместе с факультетом прикладной математики и информатики мы создали систему обучения в области компьютерных наук. Она включает в себя лучшие практики проектирования и разработки ПО, его работу в облачной инфраструктуре, создание конвейера непрерывной интеграции и поставки. Ежегодно там обучаются более 150 студентов, преподавателями которых являются ведущие специалисты Сбера, СберТеха и индустрии. Также читаем специальные курсы по технологиям больших данных в МГТУ им. Баумана и МГУ.
Генеральный директор компании «Партнерство профессионалов» Муратхан Эльдаров рассказал Павлу Самиеву, генеральному директору АЦ «БизнесДром», об особенностях работы системы Claritech для аллокации расходов и ее возможностях для финансистов из любых сфер бизнеса
Одним из этапов развития любой компании является привлечение внешнего финансирования. Поскольку банковское кредитование зачастую не соответствует ожиданиям руководителей бизнеса (в том числе по размеру кредита или процентной ставки), широкое распространение получили альтернативные инструменты