Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Генеральный директор компании «АктивБизнесКоллекшн» Дмитрий Теплицкий в интервью «Б.О» рассказал о роботе-коллекторе
Дмитрий Теплицкий, «АктивБизнесКоллекшн»
В сентябре 2017 года компания «АктивБизнесКоллекшн» совместно с двумя банками, входящими в топ-50, реализовала два пилотных проекта, в ходе которых обработка портфелей осуществлялась при помощи последней разработки компании — системы для автоматизированного сбора просроченной задолженности (робота-коллектора).
— Дмитрий, всем известно, что «АктивБК» как один из лидеров отрасли взыскания всегда задает тон в области новых технологий работы с просроченной задолженностью. Как родилась идея создания робота-коллектора?
— Профессиональный рынок коллекшн в России становится более цивилизованным и технологичным. В современных реалиях, чтобы выжить, необходимо менять подходы к работе с просроченной задолженностью, внедрять и разрабатывать передовые технологии, позволяющие более качественно и без репутационных рисков обрабатывать портфели. В прошлом году наша компания внедрила систему полнотекстового распознавания речи, которая расшифровывает звуковые файлы разговоров операторов и по определенным маркерам выявляет в том числе высокорискованные переговоры. Эта технология позволила улучшить работу отдела контроля качества, усовершенствовать модели управления процессом взыскания. Именно система распознавания речи стала одной из первых технологий, которые легли в основу будущего робота-коллектора.
— Какие задачи выполняет робот-коллектор и насколько корректно сравнение показателей его работы и работы живого человека?
— Сейчас робот-коллектор способен справляться с типовыми, стандартными ситуациями на ранних этапах просрочки. Во время первого звонка должнику оператор выстраивает свой диалог на основе довольно простого алгоритма и очевидной последовательности действий, например: идентификация, сообщение о размере задолженности, о способах ее погашения и т.д. По сути, этот процесс — чисто механический и стандартный. Именно с него мы начали роботизировать процесс взыскания. Конечно, робот будет совершенствоваться и со временем сможет применяться в менее тривиальных ситуациях; в среднесрочной перспективе работа операторов останется актуальной, они будут решать сложные и нестандартные задачи, совершенствовать свои профессиональные навыки и знания. Но на ранних этапах сбора просроченной задолженности робот уже успешно конкурирует с людьми.
— Чем так полезен робот и какое будущее его ожидает?
— Использование робота снижает как репутационные риски, так и затраты call-центра. Ведь робот гарантированно не нагрубит клиенту, не нарушит профильный Закон, не совершит ошибок, основанных на «человеческом факторе». Кроме того, мы считаем, что постепенно робот сможет заметно превзойти человека-оператора и по эффективности взыскания, ведь робот способен обучаться на массивах больших данных — наша компания проводит около 250 тыс. разговоров с должниками в день — анализ этих разговоров поможет роботу выбирать оптимальную стратегию работы.
В долгосрочной перспективе в типовых случаях робот сможет заменить оператора call-центра, избавить людей от рутины и постоянного стресса и предоставить возможность для более тщательного анализа нестандартных ситуаций, поиска творческих решений и методов работы, а также повысить качество работы с должниками.
— Вы говорите, что робот уже успешно работает. Насколько этот продукт востребован на рынке сейчас?
— Как известно, в этом году у рынка взыскания просроченной задолженности физических лиц появился регулятор, и вступил в силу профильный Закон, защищающий интересы граждан. В этих условиях выросла роль технологий, позволяющих эффективно, качественно и без риска работать с долгами. Рынок сейчас как никогда ранее заинтересован в их внедрении. Наша компания первой в России успешно запустила подобный проект. Уже сейчас мы понимаем, что для того, чтобы сохранить позиции одного из лидеров отрасли, мы обязаны постоянно развиваться и совершенствовать свои технологии.
Команда «АктивБизнесКоллекшн» ставит развитие технологий на одно из первых мест, используя передовые IT-решения как в области взыскания, так и в контроле качества. Комплексный подход и автоматизация многих процессов позволяют работать сразу с огромным количеством дел и обеспечивают при этом максимальную эффективность.
— Если есть необходимость в постоянном развитии, планируете ли вы внедрение новых технологий в работе?
— Да, конечно. Наша компания постоянно совершенствует технологии и процессы работы с должниками. Помимо совершенствования робота-коллектора, системы речевого анализа, собственной CRM-системы мы понимаем, что даже продвинутые прикладные системы искусственного интеллекта более эффективны в тандеме с человеком. В настоящее время у нас реализуется подобный проект — «Автоматизированный интерактивный помощник оператора». Эта система работает вместе с человеком: во время разговора оператора с должником система слушает и распознает, что сказал должник, и, если оператору нужна какая-то справочная информация (например, должник просит уточнить сумму и структуру своей задолженности или, скажем, какие-то детали клиентского договора), система автоматически покажет оператору эту информацию, сэкономив таким образом его время. Оператору не нужно будет нажимать на кнопки, делать запрос вручную, он сможет сосредоточиться на общении с должником. Эта же система может подсказать оператору, какие аргументы уже были доведены до должника ранее, напомнить о достигнутых ранее договоренностях, сравнить голос человека, с которым идет разговор, с голосом человека, с которым общение происходило во время предыдущего звонка, на случай если должник попытается заявить, что это не он.
Более того, такая система подскажет при общении с тем или иным клиентом, какой аргумент лучше использовать, опираясь на статистику взыскания. У нас накоплен огромный массив данных, позволяющий сделать выводы о том, какие аргументы наиболее действенны в тех или иных ситуациях. Соответственно система подскажет оператору, какой скрипт может дать наиболее предпочтительный результат, какую следует избрать тактику общения.
Реклама
Генеральный директор компании «Партнерство профессионалов» Муратхан Эльдаров рассказал Павлу Самиеву, генеральному директору АЦ «БизнесДром», об особенностях работы системы Claritech для аллокации расходов и ее возможностях для финансистов из любых сфер бизнеса
Одним из этапов развития любой компании является привлечение внешнего финансирования. Поскольку банковское кредитование зачастую не соответствует ожиданиям руководителей бизнеса (в том числе по размеру кредита или процентной ставки), широкое распространение получили альтернативные инструменты