Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Финансовый мониторинг криптоактивов: обязанности банков
30.06.2025 Best-practice

Финансовый мониторинг криптоактивов: обязанности банков

В последние годы Российская Федерация делает последовательные шаги по интеграции цифровых финансовых инструментов в свою правовую и экономическую систему. Центральное место в этом процессе занимает криптовалюта


Криптовалюта — уникальный феномен, определяемый как цифровой актив, использующий криптографию для обеспечения безопасности транзакций и контроля создания новых единиц, функционирующий на основе децентрализованной технологии распределенного реестра (блокчейна) и не имеющий единого обязанного перед каждым владельцем лица в традиционном понимании, за исключением операторов системы, обеспечивающих соблюдение ее правил. Это определение, отражающее суть явления, хотя и не полностью совпадающее с узким термином «цифровая валюта», закрепленным в Федеральном законе № 259-ФЗ, лежит в основе понимания регуляторами и участниками рынка природы этих технологических инноваций.

Однако сфера цифровых активов изначально не ограничивалась валютной функцией. Сегодня под термином «криптоактив» понимают весь спектр цифровых ценностей, созданных и обращающихся с использованием криптографии и распределенных реестров. Этот спектр включает в себя не только криптовалюты как таковые (например, Bitcoin или Ethereum), но и стейблкоины (цифровые активы, привязанные к стоимости традиционных активов), токены, представляющие права на реальные или цифровые товары, услуги или доли в проектах (утилитарные, security-токены), а также уникальные невзаимозаменяемые токены (NFT). Именно эта разнородная и стремительно развивающаяся экосистема, сочетающая потенциал для инноваций с присущими ей рисками псевдоанонимности и трансграничности, ставит сложные задачи перед системой национальной финансовой безопасности.

По мере того как законодательство, реализованное в недавно принятых законах № 237585-8 и № 341257-8, а также в рамках экспериментальных правовых режимов, постепенно определяет правила игры для участников крипторынка, неизбежно усиливается внимание к финансовому мониторингу. Противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) становится ключевым элементом легитимации обращения криптоактивов в России. В этих условиях на банки и юридических лиц — профессиональных участников этого нового рынка — ложатся существенные и часто непрозрачные и понятные обязанности по выявлению, анализу и пресечению подозрительных операций. Формирование эффективной системы контроля за оборотом криптоактивов, отвечающей как требованиям безопасности, так и потребностям развивающейся цифровой экономики, стало одной из наиболее актуальных задач современного российского финансового права и практики комплаенса.

Мониторинг операций, связанных с рынком криптоактивов, приобретает исключительную важность и требует от банков создания и развития сложных аналитических систем и методологий.

Фокус постепенно смещается с выявления переводов на счета известных криптобирж на обнаружение скрытых схем взаимодействия с крипторынком. Ключевыми индикаторами, требующими немедленного внимания, становятся транзакции, указывающие на использование специальной инфраструктуры для обхода контроля. Они включают в себя переводы на счета номинальных держателей (дропов), используемые для анонимного обмена криптовалют на фиатные деньги, а также операции, связанные с провайдерами криптомиксеров (сервисов, затрудняющих отслеживание транзакций) или с использованием privacy-ориентированных кошельков. Повышенную настороженность вызывают платежи в адрес подозрительных ИП или юрлиц без четкой бизнес-логики, которые могут служить прикрытием для P2P-обменов вне регулируемых платформ. Явным сигналом для углубленного анализа является наличие в назначении платежа характерных терминов, таких как BTC, ETH, USDT, «криптовалюта», «биткоин», «майнинг», «обмен» или названия известных криптобирж. Наконец, банки обязаны выявлять схемы, типичные для обналичивания или сокрытия происхождения средств, в частности структурирование (множественные мелкие переводы ниже контрольных сумм), редкие необоснованные поступления или списания крупных сумм, не соответствующие обычному обороту или профилю клиента, а также циклические переводы между счетами разных лиц.

Каждая выявленная операция, имеющая признаки связи с криптоактивами, подлежит углубленному анализу. Банки обязаны сопоставлять такие операции с известным профилем клиента, его заявленной деловой активностью и финансовыми возможностями, тщательно проверять источник происхождения средств и их конечного получателя.

Особое внимание уделяется транзакциям, подпадающим под критерии необычных операций, установленные Федеральным законом № 115-ФЗ и нормативными актами Росфинмониторинга, особенно при подозрении на обход валютного контроля или финансирование незаконной деятельности.

При возникновении обоснованных подозрений в причастности операции к ПОД/ФТ банк обязан немедленно приостановить ее исполнение на срок до пяти рабочих дней (с возможностью продления до тридцати и более дней для запроса дополнительной информации). Параллельно с приостановкой банк направляет всю информацию об операции и о клиенте в Росфинмониторинг в установленном порядке. В случае подтверждения высокого уровня риска или выявления прямых нарушений кредитная организация должна быть готова к принятию жестких мер, включающих блокировку банковских карт клиента, отказ в совершении дальнейших операций и расторжение договора банковского обслуживания. Регуляторные органы настоятельно рекомендуют банкам применять эти меры превентивно при выявлении существенной криптоактивности клиентов, особенно связанной с нерегулируемыми зарубежными площадками.

Фундамент подобной деятельности — это постоянно актуализируемые правила внутреннего контроля (ПВК). Банки обязаны разрабатывать и внедрять в ПВК специфические процедуры и сценарии рисков, связанные именно с криптоактивами, с учетом развития методов «отмывания» денежных средств. Это требует значительных инвестиций в технологические решения для автоматизации сбора и анализа данных, включая инструменты для мониторинга блокчейн-транзакций (в рамках доступной информации) и выявления подозрительных паттернов. Помимо этого критически важно регулярное обучение сотрудников (от операционистов до аналитиков безопасности), в рамках которого следует изучать новые схемы мошенничества, особенности криптоактивов и актуальные требования регуляторов. Все данные, полученные в ходе идентификации, верификации, мониторинга операций и принятия решений, подлежат обязательному хранению в течение не менее пяти лет после прекращения отношений с клиентом.

Законодательные инициативы 2024 года совместно с существующим каркасом Закона № 115-ФЗ и активной позицией регуляторов обозначают все более строгие рамки для финансового мониторинга криптоактивов в России.

На банки возложена критически важная и ресурсоемкая роль первого барьера на пути нелегальных потоков, связанных с цифровыми активами. Их обязанности — от усиленного проверки клиента при открытии счета до глубокого анализа транзакций на предмет малейших признаков использования дропов, миксов или P2P-схем и оперативного реагирования блокировками и сообщениями в Росфинмониторинг — требуют постоянного наращивания технологических и экспертных возможностей. При этом профессиональные участники крипторынка (операторы), действующие в рамках экспериментальных правовых режимов, интегрируются в систему ПОД/ФТ как новые субъекты контроля.

Эффективность этой формирующейся системы начинает подтверждаться наблюдаемым снижением нелегального оборота криптоактивов, однако говорить о ее завершенности преждевременно. Движение в направлении все более строгого, технологически оснащенного и согласованного на международном уровне регулирования криптоактивов в ПОД/ФТ представляется необратимым. Для банков это означает эпоху беспрецедентных инвестиций в комплаенс-технологии и экспертизу, постоянной адаптации к новым схемам обхода контроля и готовность применять жесткие меры вплоть до массовой блокировки карт и счетов при выявлении подозрительной активности. Риски неисполнения обязанностей — от репутационного удара и многомиллионных штрафов до уголовной ответственности — делают построение надежной системы мониторинга криптоактивов вопросом стратегической важности для любого кредитного института.






Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ