Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • ФЗ-230: Практическое совершенствование
14.11.2017 Аналитика

ФЗ-230: Практическое совершенствование

Судебная практика по № ФЗ-230 поможет заполнить пробелы в профильном Законе


Необходимость выработки системного и комплексного подхода к решению вопросов развития и укрепления рынка collection определила основную цель Форума. В условиях действия ФЗ-230 наблюдаются злоупотребление правом со стороны неплательщиков и разное толкование ряда основных норм Закона взыскателями и должниками. В ходе первой сессии участники рассмотрели кейс «Регулятор, профессиональные взыскатели и Закон — диалог или монолог». Из выступлений на Форуме стало ясно, что лидеры сферы делают ставку на единый механизм сотрудничества с регулятором в лице Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Результатом обсуждения стал вывод о необходимости обмена мнениями и создания алгоритма сов­местной работы: «Регулятор — коллекторские агентства».

По мнению Станислава Куркина, руководителя комитета по судебной практике Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), совместная наработка судебной практики по ФЗ-230 поможет убрать «белые пятна» в основных его положениях. Сегодня практика рассмотрения арбитражными судами вопросов правоприменения Закона складывается не в пользу коллекторских агентств. Если в рамках административного дела рассматривается спорный вопрос, касающийся трактовки должником и взыскателем отдельных статей, то нередко судьи принимают позицию заявителя, то есть регулятора, а доводы и аргументы коллекторов не находят отражения в судебных актах. С начала года ФССП передала в суд 258 административных исковых заявлений и материалов об административных правонарушениях. 36% из них относятся к деятельности коллекторских агентств, входящих в состав НАПКА. В основном по характеру это такие административные правонарушения, как превышение интенсивности телефонных переговоров, введение в заблуждение о применении мер судебного уголовного преследования, превышение интенсивности и времени отправки СМС-сообщений и применение психологического давления. «На деле мы видим, что ФЗ-230 содержит много спорных моментов, которые требуют уточнения, а отсутствие в Законе четких формулировок и определений приводит к негативным тенденциям в области правоприменения», — отметил в своем докладе на Форуме Станислав Куркин.

Ольга Мазурова, председатель правления коллекторского агентства «Сентинел Кредит Менеджмент» («СКМ»), в ходе дискуссии заявила, что Закон не определяет, что можно считать состоявшимся контактом с должником. Часто неплательщик, видя звонок от коллекторского агентства, сбрасывает вызов без ответа. При этом мы не считаем переговоры состоявшимися и вынуждены повторно перезванивать для установления контакта. Многие должники в этих случаях придерживаются иной позиции, им кажется, что коллектор нарушает Закон, и они пишут жалобы в надзорный орган. Аналогичная ситуация с отправкой СМС-сообщений и сообщений автоинформаторов. Поэтому остается только один способ выработки понятных для всех правил — судебная практика. На сегодняшний момент у агентства «СКМ» в этом направлении положительные результаты уже есть — в Калининграде и Новосибирске. «Судьи согласились с нашей позицией, что состоявшиеся переговоры — это переговоры, в рамках которых состоялся диалог между должником и взыскателем относительно намерений первого по вопросу возврата долга, и вынесли решение в пользу взыскателя», — сообщила Ольга Мазурова.

Важно отметить участие в Форуме представителей надзорного органа и их готовность взаимодействовать с коллекторским сообществом по вопросам применения норм Закона. Одной из главных причин возникновения значительного потока жалоб должников на действия коллекторов начальник отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, Управления ФССП России по Москве Игорь Аксенов назвал неточность законодательных формулировок. «С 1 января по 1 сентября 2017 года в УФССП по г. Москве поступило более 1100 жалоб, при этом большая их часть касалась деятельности МФО — 635…Должен отметить, что большинство жалоб касалось организаций, включенных в федеральный реестр. Но нужно понимать, что не за всеми жалобами скрываются реальные нарушения федерального законодательства», — пояснил Игорь Аксенов.

Стоит отметить, что готовность регулятора к открытому диалогу с участниками рынка была обозначена директором ФССП Дмитрием Аристовым еще в ходе выступлении на Питерском международном юридическом форуме в июне 2017 года. На Форуме в Ялте представители регулятора согласились с тем, что наработка судебной практики — основной цивилизованный и верный инструмент для разрешения спорных ситуаций в рамках профильного Закона.

Представители ФССП из Московского территориального управления подняли тему необходимости правового определения понятия «досудебное взыскание» и предложили представителям рынка самостоятельно продумать алгоритм его описания, а также установить нормы применения и цели использования.

По мнению представителей сферы collection, в ближайший год установление полноценного паритета интересов должника и взыскателя маловероятно.

Также Станислав Куркин подчеркнул, что на текущий момент разрешение спорных вопросов в судебном порядке находится в самом начале своей активной фазы, а для формирования практики, которая ляжет в основу уточнения ряда норм Закона, необходимо прохождение всех судебных инстанций: апелляционной, кассационной, надзорной. В итоге ВС РФ должен будет сказать свое слово.

По итогам Форума крупные игроки рынка collection выразили надежду, что после установления векторов дальнейшего взаимодействия с надзорным органом и наработки совместной судебной практики по ФЗ-230 соответствующие поправки в Закон будут внесены и баланс интересов будет наконец достигнут.






Новости Новости Релизы