Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Как применять NFT в банковской сфере
29.09.2022 FinCorpFinTechАналитика

Как применять NFT в банковской сфере

Децентрализованная система задумывалась как свободное пространство без вмешательства банка. Тем не менее банки уже давно превратились в IТ-компании, которые не могут пропустить мимо такую интересную инновацию, как NFT. Какую роль на рынке невзаимозаменяемых токенов могут взять на себя банки?


Поставщик финансовых услуг

Банки могут предоставлять своим клиентам платежные шлюзы для торговых площадок NFT. Клиенты смогут оплачивать свои NFT-покупки своими кредитными картами.

В будущем торговля NFT высокой стоимости, вероятно, привлечет внимание властей, и покупатели должны будут раскрывать источники своих доходов, подтверждая соблюдение законодательства ПОД/ФТ. В этом случае банки могут предоставлять различные услуги, облегчающие этот процесс.

Помощник в идентификации

Для бизнеса и торгового финансирования NFT открывает совершенно новый мир возможностей для обработки конфиденциальных данных. Что еще более важно, он предоставляет механизм для создания новых привлекательных продуктов, идентификаторов, платежных систем, динамики цепочки поставок и многого другого. Возьмем, к примеру, использование NFT для создания «чека» на блокчейне, который может отслеживать продукт на всем пути — от приобретения сырья до попадания на розничную полку. Каждый шаг процесса, каждое прикосновение к товару, каждая покупка или продажа на этом пути будут неизменно регистрироваться — с минимальным вмешательством человека.

Хусан Умаров, сооснователь и исполнительный директор NFT-маркетплейса KVELL, считает, что участие банковского учреждения в реализации новых технологий NFT ему будет только на руку: это повысит имидж финансовой организации в глазах клиента (позволит установить фирменную идентичность с помощью цифровых активов), а также привлечет к прогрессивным технологиям новую аудиторию, расширит спектр оказываемых услуг, уменьшит роль посредников, позволит контролировать права на активы, контент, а также детально расписывать доходную и расходные части проектов.

Повышение операционной эффективности

Банки также могли бы взять на вооружение особые характеристики NFT для кодирования информации о владельцах. Например, NFT можно использовать при покупке дома или автомобиля в кредит, причем настроить процесс таким образом, чтобы право собственности автоматически переходило от кредитора к покупателю после завершения необходимых платежей.

В кредитовании

Если клиент банка желает перевести кредит из одного банка в другой, это может быть сделано без необходимости аннулировать первый договор, а затем создавать второй. Вместо этого кредит на основе NFТ можно было бы обменивать между двумя банками, при этом условия кредита корректировались бы по мере необходимости. Кроме того, NFT может стать одним из активов для обеспечения кредита.

Рафаэль Валеев, управляющий директор по IТ EcoCenterBank (exAlfaBank KZ) видит еще одноинтересное применение — это кредитование под залог NFT-активов. «При достаточной зрелости рынка NFT эти активы могут выступать кредитным залогом. Сейчас уже появилось несколько DeFi-платформ, которые предлагают такой продукт — NFTfi, Arcade, Drops и другие. Кроме интеграции в экосистему NFT активов банкам и финтехам, а также регуляторам, формирующим общую финансовую инфраструктуру, на мой взгляд, стоит посмотреть и на саму технологию NFT как возможность повышения операционной эффективности. За счет своих характеристик технология может помочь в платежных технологиях, в частности в процедурах реконсиляции, в технологиях связки актива в реальной жизни с владельцем, а также в других процессах», — поделился Рафаэль Валеев своими соображдениями.

Как кастодиан

С английского custodian переводится как «хранитель», «попечитель», то есть банк может выступать хранителем финансовых активов без проведения операций. Также в функции кастодиана входит обеспечение перехода прав собственности на проданные или купленные активы.

Как покупатели, так и продавцы NFT, скорее всего, будут доверять банкам в том, что они не изменят актив или не позволят ему упасть в цене. Активы, которые, как правило, нуждаются в такого рода кастодиальных услугах, будут представлять собой дорогостоящие товары, за которыми сложнее ухаживать или к которым владельцам не нужно иметь физического доступа. Примерами могут служить драгоценные камни, вино, коллекционные открытки, предметы религиозного культа, книги и другие виды коллекционных или ценных предметов.

Об интересных кейсах использования технологии рассказал Сергей Лукашкин, эксперт по цифровой трансформации: «Bank of America профинансировал основателя itMatters Жоана Сеабра на создание первых в истории банковских NFT. Токены были выпущены ограниченным тиражом и переданы 50 ведущим клиентам банка по всему миру. NFT выполнены в зеленой тематике и представляют собой уникальный цифровой рендеринг тропического леса. Сейчас NFT — имиджевый проект, который можно назвать дорогой цифровой сувениркой».

Противомошеннические действия

NFT может уменьшить зависимость от посредников путем токенизации активов и документов в единый неизменяемый цифровой токен. Это сводит к минимуму уровень незаконной деятельности в сфере торгового финансирования, а также означает, что компании могут сэкономить на накладных расходах, заработной плате и человеческих ошибках.

Узнаваемость бренда

Банки могли бы участвовать в рынке NFT, чтобы улучшить брендинг. Сначала это может принять форму поддержки рынка цифровых художников или игровых активов, поскольку именно в этих областях NFT находят применение быстрее всего.

В NFTBirds, например, предлагают красивые цифровые 3D-награды и сертификаты, закрепленные в NFT. Банкам может быть интересна такая опция при награждении своих сотрудников, допустим, за лучшие инновационные решения. Красивые 3D-награды можно прикрутить на сайт или разместить в соцсетях.

Банки также могут напрямую покупать NFT, финансировать или участвовать в мероприятиях, связанных с сообществом NFT, или объединяться с партнерами для создания сети, подключенной к экосистеме NFT. Эти виды деятельности помогут повысить узнаваемость бренда и создать имидж банка как прогрессивного и технологичного. Впрочем, отметим, что наибольшая выгода от этой стратегии будет у банка NFT-первопроходца.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ