Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Kazan Digital Week 2022: цифровой рубль, облачные технологии и изучение клиентского опыта
11.08.2022 FinCorpFinTechАналитика

Kazan Digital Week 2022: цифровой рубль, облачные технологии и изучение клиентского опыта

О цифровой трансформации и приоритетных проектах «Б.О» рассказали заместитель председателя правления Ак Барс Банка Мераб Гогичаты и директор департамента стратегии, инноваций и маркетинга Ак Барс Банка Юлия Строганова


СПРАВКА «Б.О»

Уже третий год Ак Барс Банк выступает партнером международного форума Kazan Digital Week, на котором организует секцию «Экосистема финтех».

Ежегодно в ней принимают участие руководители компаний, IT-стартапы, лидеры инновационных и финтех-направлений российских и зарубежных организаций, представители госсектора, продакт-оунеры и разработчики.

В 2022 году на сессиях «Экосистемы финтех» эксперты обсудят цифровой рубль, облачные технологии, CX/UX, ESG и другие важные вопросы финтех-повестки.

— Мераб Автандилович, что, на ваш взгляд, сейчас наиболее актуально? Какие цифровые направления в приоритете?

Мераб Автандилович (Ак Барс Банк). Фото: Ак Барс Банк

Мераб Гогичаты: В Ак Барс Банке процесс масштабной цифровизации начался в 2016 году с утверждения пятилетней стратегии развития и создания центра инноваций «Ак Барс Цифровые Технологии». Путь цифровой трансформации был продолжен в новой пятилетней стратегии, принятой в 2022 году.

В 2017-м мы присоединились к Ассоциации ФинТех и вместе с другими игроками банковской системы страны принимаем активное участие в пилотных проектах. Благодаря четкой и последовательной стратегии в этом направлении Ак Барс Банк продолжает сохранять высокие позиции среди российских кредитных организаций в сфере цифровизации финансовых услуг. В рейтинге инновационных банков, составленном фондом «Сколково», мы занимаем четвертое место.

Внутри банка мы прежде всего развиваем технологии, которые способны улучшить, ускорить и обезопасить обслуживание клиентов.

Процессы разработки финансовых решений проходят на базе центра «Ак Барс Цифровые Технологии». Мы занимаемся такими направлениями, как цифровой профиль, биометрия, видеоаналитика, разработка клиентских сервисов, кредитный конвейер, карточные решения, открытые API, интеграция с государственными услугами, новые платежные системы, облачные технологии и др.

— Юлия Сергеевна, расскажите подробнее о продуктах и сервисах, которые банк развивает в рамках собственной цифровой экосистемы.

Юлия Строганова (Ак Барс Банк). Фото: Ак Барс Банк

Юлия Строганова: С прошлого года Ак Барс Банк принимает участие в пилотном проекте по тестированию эмиссии цифровой российской валюты — цифрового рубля. По его итогам будет сформирована дорожная карта по внедрению платформы цифрового рубля в банке.

Этой теме мы посветили отдельную сессию «Цифровой рубль и цифровые финансовые активы — на пути к экономике токенов», которая пройдет 21 сентября 2022 года. Ее участники обсудят будущее цифрового рубля, DeFi, бизнес-кейсы применения ЦФА, регулирование криптовалют в России и другие тренды. 

В этот же день мы планируем провести не менее интересную сессию на тему «Новые платежные технологии». На ней эксперты рассмотрят вопросы, связанные с развитием в России мобильных платежных сервисов, перспективами развития электронных кошельков, СБП и QR-кодов.

С начала апреля 2022 года наши клиенты в числе первых стали пользоваться новым сервисом СБПэй, работающим на базе Системы быстрых платежей. Это альтернативное решение для тех, кто привык активно использовать бесконтактные способы оплаты на мобильных устройствах, такие как Apple Pay и Google Pay. Главное отличие СБПэй от других систем — в том, что в приложении не используются реквизиты карты. Клиенты Ак Барс Банка могут оплачивать товары и услуги через СБП с помощью встроенного в приложение сканера QR-кодов.  

По нашим данным, в 2022 году объем платежей в торговых точках через Систему быстрых платежей с помощью СБПэй и дистанционного банковского обслуживания по сравнению первым полугодием 2021 года вырос в 9 раз. Это еще одно подтверждение тенденции цифровизации.

— Зачем банк проводит хакатоны и акселераторы? Как CX-трансформация и нейроисследования влияют на взаимодействие с клиентами?

Юлия Строганова: Мы делаем ставку на современные технологии и одним из цифровых приоритетов выбрали развитие мобильного и интернет-банков с точки зрения юзабилити. Топовые позиции в рейтинге интернет- и мобильных банков и высокие пользовательские оценки банковских приложений для бизнеса и физических лиц подтверждают: в этом направлении Ак Барс Банк стал одним из лидеров в России. Этот процесс проходит параллельно с CX-трансформацией — созданием уникального клиентского опыта.

CX (customer experience) — это опыт, который формируется у клиента при его взаимодействии со всеми направлениями работы компании.

Ак Барс Банк вошел в число первых российских кредитных учреждений, которые начали собирать биометрические данные и регистрировать пользователей в Единой биометрической системе. Сегодня мы масштабируем собственную экосистему биометрических решений Face2 — это оплата услуг, программы лояльности, пропускная система, а также система безопасности на рабочих местах. Такую разработку можно назвать шагом в будущее без бумажных документов и пластиковых банковских карт. Все описанные выше технологии успешно применяются в мидл- и бэк-офисах банка, а также в офисном пространстве нового формата «Лучше» — одном из первых в России банковских офисов, в основе которого лежат новейшие биометрические технологии. Мы также не оставляем без внимания усовершенствование цифровых проектов с искусственным интеллектом и машинного обучения (AI & ML).

В 2021 году по направлению AI & ML был реализован ряд проектов, направленных на оптимизацию банковских процессов, — поведенческая модель дефолта по банковским продуктам и ипотеке, модель для антифрода, модель оттока клиентов корпоративного бизнеса по карточным продуктам и финмониторинг.

В Ак Барс Банке мы развиваем ряд форматов phygital, digital и банковское пространство «Лучше» — когда взаимодействие с человеком происходит на стыке цифрового и материального. К ним относятся биометрические технологии распознавания, использование сотрудниками планшетов с необходимой информацией о банковских продуктах и клиентах, отсутствие банковских «окошек», сокращение времени ожидания в очередях, безбумажные технологии, мобильность и т.д.

На сессии «Исследования клиентского опыта: целеполагание и клиентоцентричность», которая состоится 22 сентября, мы подробнее поговорим на эту тему и обсудим следующие вопросы:

  • нейроисследования и их применимость в офлайне;
  • актуальные методологические подходы в качественных исследованиях

Клиентский опыт — фокус новой стратегии. В 2021 году была сформирована CX-лаборатория для проведения исследований в области оптимизации и создания новых клиентских путей в существующих и будущих каналах и продуктах.

Ежегодно банк совместно с центром инноваций «Ак Барс Цифровые Технологии» организует финтех-мероприятия. В рамках форума Kazan Digital Week 2022 до 10 сентября мы проводим всероссийский СХ-хакатон Kazan Digital Legends для IT-специалистов. В нем могут принять участие как отдельные специалисты, так и команды, состоящие из трех и более человек: исследователя, аналитика, дизайнера, разработчика.

Участникам СХ-хакатона предстоит выполнить разнообразные задания:

  • сформировать предложение по дизайну финансового консультанта в мобильном приложении Ак Барс Банка, который будет универсальным помощником в организации бюджета;
  • с учетом современных трендов разработать собственную навигацию мобильной версии сайта akbars.ru;
  • в рамках сервиса «Карта жителя Республики Татарстан» придумать и презентовать свою концепцию мобильного приложения и продукт, который будет удобен для пользователей.

Особенность хакатона — в том, что в любом из заданий участнику потребуется провести клиентские исследования. 50% баллов участники получат за качественное исследование, а вторую часть — за прототип дизайна, основанного на результате исследований. По итогам суммарного подсчета всех выполненных заданий в сентябре 2022 года лучшие команды примут участие в DemoDay форума Kazan Digital Week. Они будут бороться за главные призовые места и памятные подарки.

Ссылка для регистрации на CX-хакатон Kazan Digital Legends

— Мераб Автандилович, как гибкая разработка программного обеспечения влияет на скорость и качество внедрения новых продуктов и сервисов в кредитной организации?

Мераб Гогичаты: Когда говорят о цифровой трансформации, имеют в виду прежде всего внедрение в процессы разработки ПО Agile и Scrum-подходов. В банке мы начали развивать гибкую методологию разработки еще в 2017 году. Она быстро прижилась и показала высокую эффективность.

Одно из наших показательных достижений, ярко демонстрирующее преимущества Agile, состоит в том, что в 2018 году банк совершил «прыжок Барса» с 25-го на третье место в рейтинге российских мобильных банковских приложений для физических лиц по версии Markswebb Rank & Report. Нам до сих пор удается удерживать лидерские позиции, в том числе в дистанционном банковском обслуживании корпоративных клиентов. По итогам 2021 года в категории Daily Banking для частных клиентов наша кредитная организация уступает только Альфа-Банку. Конечно, Agile в банке — это не только развитие дистанционного банковского обслуживания, но и многие другие направления разработки.

23 сентября пройдет сессия «Enterprise Agility: Масштабирование Agile на всю организацию», где российские эксперты поделятся опытом применения Agile и инструментами для повышения эффективности бизнеса.

— Юлия Сергеевна, должны ли банки придерживаться экологических стандартов?

Юлия Строганова: В последние годы в связи с повышенным вниманием заинтересованных сторон на финансовом рынке наблюдается значительный рост сегмента зеленых услуг. Особое внимание вопросам экологии, ответственного инвестирования и устойчивого развития уделяет Центральный банк РФ.

Запрос на устойчивое развитие приводит к трансформации всего банковского сектора: экологические аспекты не только выходят на уровень операционной деятельности и отчетности банков, но и постепенно интегрируются в стратегические приоритеты финансовых институтов.

Ак Барс Банк всецело поддерживает принципы ESG с акцентом на развитие устойчивой бизнес-модели в долгосрочной перспективе и обеспечение высококлассного клиентского сервиса. Наши усилия направлены на соответствие ожиданиям клиентов.

Ак Барс Банк одним из первых в России начал публиковать отчет о деятельности в области устойчивого развития, а в 2021 году стал лауреатом конкурса годовых отчетов рейтингового агентства RAEX («РАЭКС-Аналитика») в специальной номинации «Лучший отчет в области устойчивого развития в финансовом секторе».

В 2022 году дебетовая карта Teddy Food стала лауреатом премии «Лучшие ESG проекты России» в номинации «Устойчивые города и населенные пункты». Это первый подобный финансовый продукт в стране. Он позволяет помогать животным из приютов, совершая повседневные покупки. Владелец карты может распределить накопленный кэшбэк в пользу понравившихся питомцев на сайте.

В прошлом же году рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг ESG Ак Барс Банку на уровне ESG-III, что означает высокий уровень соблюдения интересов в области устойчивого развития при принятии ключевых решений. Прогноз по рейтингу — стабильный.

В 2022 году агентство НКР также провело рейтинговую оценку и присвоило банку ESG-рейтинг на уровне ESG-III. Банк вносит вклад в социальную сферу, оказывая масштабную благотворительную поддержку большому числу людей и организаций.

Адресная помощь направлена на наименее защищенные категории граждан. К примеру, в период пандемии коронавируса банк оказал помощь бизнесу, пожилым людям, поддержал работников медицинских и социальных служб в рамках проекта «Помощь рядом».

Подход Ак Барс Банка в отношении ESG-аспектов также закреплен в нашем Кодексе этики. Минимизация вредного воздействия на окружающую среду, бережное отношение к энергетическим запасам, а также учет экологических факторов при принятии решений — одни из его базовых принципов.

Банк стремится внедрить в деятельность принципы устойчивого развития, понимая важность ESG-повестки для общества и бизнеса. Разработка и реализация ESG-стратегии позволят:

  • соответствовать ожиданиям ключевых стейкхолдеров, одним из которых выступает Банк России, в части повышения ESG-ответственности кредитных учреждений;
  • эффективно управлять ESG-аспектами, в том числе через постановку целей.

Реализуя комплексные мероприятия в сфере устойчивого развития, в том числе по экологическим аспектам, Ак Барс Банк принимает во внимание рекомендации международных стандартов: Политики обеспечения экологической и социальной устойчивости (IFC World Bank Group) и ISO 26000.

Эту тему мы подробно обсудим 22 сентября на сессии «Новая реальность в ESG: влияние на бизнес и регуляторику».

— Какие спикеры и партнеры примут участие в секции «Экосистема финтех»?

Юлия Строганова: По традиции на мероприятии выступят ведущие российские и зарубежные специалисты в сфере финансовых технологий, руководители подразделений банков, основатели IT-стартапов, представители регулирующих органов, министерств и ведомств.

В сессии планируют принять участие наши постоянные спикеры: представители блокчейн-платформ, направления информационной безопасности, предоставляющие аудиторские, налоговые и консультационные услуги, а также крупнейшие в России компании по изучению клиентского опыта. Они поделятся своими наработками и практическими кейсами. Финтех-эксперты обсудят, как технологии меняют мир финансов и что ждет потребителей в будущем.






Новости Новости Релизы