Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Конец эпохи привычных маркетплейсов?
03.06.2022 FinCorpFinTechАналитика

Конец эпохи привычных маркетплейсов?

Крупнейшие экосистемы заявляют о трансформации модели бизнеса и уже не стремятся объять все потребности клиента. Означает ли это, что скоро глобальные экосистемы перестанут существовать и мы увидим новые модели маркетплейсов?


Еще недавно любая торговая сеть или IT-компания пыталась внедрить как можно больше новых услуг и отраслей работы в свою деятельность, создав единую площадку, где потребитель мог бы по максимуму удовлетворить свои потребности. Сейчас же многие экосистемы, маркетплейсы и другие торговые площадки трансформируются. Еще в феврале «Сбер» отказался от заявленного формата и объявил о перестройке экосистемы. Там намерены до июня разделить бизнес на В2В- и В2С-сегменты, а компании, занимающиеся электронной коммерцией, выделить в единый холдинг.

В мае «Сбер» продал часть активов своей экосистемы: сервисы «Звук», Okko, «Okko Спорт», SberCloud. Сделка произошла в рамках актуализации стратегии. Сбер планирует сохранить партнерские отношения с этими компаниями, продолжит реализацию совместных маркетинговых и операционных активностей с сервисами «Звук» и Okko. Тем не менее налицо распад экосистемы и сокращение числа сервисов, которыми можно воспользоваться в рамках единой экосистемы.

Стратегию развития экосистемы VK можно назвать гибридной: в ней присутствуют собственные и партнерские сервисы. Все ключевые сервисы были разработаны своими силами, приобретены или получены за счет вхождения в совместное предприятие со Сбером. Тем не менее финансовые сервисы развиваются при помощи партнеров: в партнерстве с банком «Хоум Кредит» компания развивает рассрочку в VK Pay, а совместно с Visa — виртуальную карту с кэшбэком.

В то же время на рынке появляются новые интересные модели торговых площадок, принцип работы которых разительно отличается от других маркетплейсов и экосистем. Например, недавно открывшийся интернет-магазин vdome.store позиционирует себя как первый в России MarketFace, что означает взаимоотношения с клиентом face-to-face.

Принцип работы магазина такого формата заключается в том, что к торговой сети подключаются агенты — любые физлица, которые становятся представителями маркетплейса в своих домах и занимаются продажей и доставкой товаров. В работе агентам помогает специальное приложение для отслеживания заказов, управления поставками и решения других вопросов, связанных с работой.

Подобный формат сначала может показаться похожим на OZON, Wildberries и другими маркетплейсами, но при близком рассмотрении видна огромная разница.

Продавец, присоединившийся к сети vdome.store, не тратится на аренду помещения, может работать как самозанятый, пользуясь всеми привилегиями этого вида трудоустройства.

А главное, доступ к потребителям еще понятней, ведь потребители — это соседи агента по подъезду или дому, которые изначально имеют уровень доверия к нему выше, чем к любому другому недавно открывшемуся поблизости магазину.

Агент становится своего рода персональным менеджером, то есть постоянным представителем интернет-магазина, который напрямую получает обратную связь от покупателей, оперативно решает возникающие вопросы. В цену товаров интернет-магазинов включена стоимость доставки, которая увеличивает цену заказа. В данной модели торговой площадки стоимость доставки ниже из-за деления ее на всех жителей дома, сделавших заказ.

Модель работы интернет-магазина выглядит следующим образом: потребитель делает заказ в приложении или по телефону, агент подтверждает заказ и ожидает поставки товаров к нему домой. После получения информации о том, что заказ доставлен, покупатель нажимает кнопку в приложении, чтобы агент занес ему товар в удобное время. При этом поставки товаров делаются каждые 1,5–2 часа, что позволяет быстро получить заказ.

Интересно, что такая модель работы выгодна как покупателям, так и агентам. Покупатель — как правило, житель дома, в котором расположен импровизированный склад. В связи с этим для потребителя появляется ряд преимуществ: не нужно идти в пункт выдачи за заказом, объяснять курьеру, как пройти к квартире, или подстраиваться под сроки доставки.

Весь процесс получения заказа больше похож на поход за солью к соседу, только кроме соли у него есть неограниченный набор товаров.

Преимущества для агента также очевидны: это готовый бизнес «под ключ», который он ведет, не выходя из дома. Сейчас весьма популярен такой вид предпринимательства, как открытие пунктов выдачи заказов, в этом сегменте лидируют OZON и Wildberries. Принцип работы vdome.store похож на них, но все есть отличия. Одно из них — у предпринимателя нет необходимости искать «проходное» место, именно по этой причине многие пункты выдачи заказов закрываются. Склад прямо в жилом доме гарантирует постоянный поток покупателей, ведь это соседи. Кроме того, vdome.store самостоятельно проводит серьезную маркетинговую работу и управляет программой лояльности для максимального вовлечение жителей. При этом ассортимент и качество товаров жестко контролируется интернет-магазином.

Мы видим, что разворачивается жесткая конкуренция между моделями разных форматов электронной коммерции: это различные форматы маркетплейсов, экосистем и модификации, которые сочетают в себе элементы и тех, и других моделей. Скорее всего, победят в этой конкурентной борьбе те форматы, которые будут более прозрачны для покупателей и обеспечат заинтересованность широкого круга продавцов с легкими барьерами входа.







Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ