Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
В последние годы стало популярным мнение, что соцсети и всякий прочий web 2.0 только разогревают негативные эмоции, которых и без них хватало. Надо отдать должное старой, традиционной прессе, как правило, раньше она не занималась манипулированием, как это делают сейчас в интернете
В наш век данных это несложно проверить. Журналисты из Новой Зеландии, а это вам не какие-то «британские ученые», это ведь журналисты (или, может, «журналисты», каких сейчас много), проанализировали заголовки в СМИ за последние 20 лет и увидели резкое увеличение в них негатива. Слегка положительный в среднем тон заголовков в «нулевых» к «десятым» годам начал становиться слега негативным, а с 2013 года процесс резко ускорился. С 2000-го по 2020 год рост доли заголовков, выражающих страх, составил 150%, гнев — 104%, отвращение — 29%, печаль — 54%. Негативные эмоции оказались кликабельны, и здесь можно долго размышлять, что было первично — яйцо или курица: мир стал хуже (и пресса это отражает по нарастающей) или пресса в целях повышения кликабельности по нарастающей искажает мир в худшую сторону.
С большими данными и технологиями искусственного интеллекта мы пока — в начале пути, но вопросов с ними также уже много, ответов нет, и как это скажется через 20 лет на жизни людей, компаний, государств и формирующихся макрорегионов, пока никто не знает. Но уже наблюдается дискурс, инициированный лидерами глобальных корпораций. Илон Маск, Стив Возняк и некоторые другие эксперты призвали притормозить развитие в области ИИ, без которого обработка данных уже невозможна. Суть их предложения заключается в том, чтобы заморозить все разработки в области ИИ как минимум на полгода — до тех пор, пока не появятся некая хартия и новые стандарты безопасности. Звучит прекрасно, но непонятно, кто и как сейчас будет контролировать такой запрет. Например, военные ведомства или спецслужбы ведущих стран про свои решения расскажут кому надо что угодно, делать при этом будут тоже что угодно, а на предложения их проверить по непонятному регламенту тихо посмеются, но тоже чтобы никто этого не заметил.
А вот в России, по словам представителя мегарегулятора нашего финансового рынка, уже собрана воедино критическая масса технологий для успешной работы с данными, и ИИ — одна из них. Задачей является поиск решений правильного использования данного потенциала на благо как государства, так и коммерческих компаний и банков, и об этом можно почитать в предыдущем номере «Б.О» в материале «Умение управлять бизнесом на основе данных становится все более ценным навыком».
Однако основной вопрос остается по-прежнему открытым: кто, как и зачем управляет данными?
По темпам цифровизации и внедрения инноваций банковский сектор России давно занимает лидирующие позиции. Еще в 2020 году, согласно исследованию компании Deloitte, Россия вошла в топ-10 стран по цифровизации банков. Куда направлен вектор инноваций четыре года спустя? Какие подходы к автоматизации финансовых процессов находятся на гребне технологической волны?
Когда наступает банкротство организации или гражданина, это событие, как правило, затрагивает интересы очень и очень многих: самого должника, его контролирующих и аффилированных лиц, реальных и потенциальных контрагентов должника, иных субъектов — в том числе и государства. Поэтому информация о факте возбуждения и ходе дела о банкротстве должна быть публичной, чтобы широкий круг лиц мог соответствующие сведения получить, проанализировать и оценить, например, в контексте собственных рисков продолжения взаимоотношений с должником