Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Марафонский забег длиной в одну маленькую отрасль
11.02.2016 Мнение

Марафонский забег длиной в одну маленькую отрасль

История существования международных глобальных рейтинговых агентств (РА) насчитывает более 100 лет, именно такой путь прошли несколько агентств, сформировавших не только глобальный рынок, но и независимый инструмент оценки рисков, который стал критерием и показателем публичной оценки кредитоспособности и финансовой устойчивости, вошедшим в учебники экономики и основ построения финансового рынка


Роль глобальных агентств в мировой экономике очень высока, достаточно вспомнить краткосрочные и долгосрочные прошедшие мировые кризисы, в которых позиция РА относительно изменения качества активов или отдельных субъектов рынка приводила в движение фондовый и финансовый рынки. Роль локальных агентств не столь заметна на мировом уровне, тем не менее каждое развитое или развивающееся государство имеет локальных игроков. Как правило, модель сосуществования в странах глобальных и локальных РА строится, что называется, по принципу «разделения обязанностей», когда «старшие братья» оценивают кредитоспособность и финансовую устойчивость крупных и публичных компаний, которые выходят на глобальный рынок капиталов или имеют международные проекты, клиентов и партнеров, перспективы развития собственного бизнеса на глобальном рынке.

Локальные агентства, даже если они имеют аккредитацию одного из глобальных регуляторов, например американского SEC или европейского ESMA, специализируются на оценке кредитного риска локальных игроков по локальной шкале. Мировое признание достигается не за один десяток лет, и это несмотря на то, что, например, корни большой тройки рейтинговых агентств находятся в крупнейшей до недавнего времени экономической державе, расположенной на североамериканском континенте. Сегодня это действительно игроки с мировым именем, огромным количеством клиентов, офисов по всему миру, высокими стандартами в оценке кредитного риска и многомиллиардными оборотами.

О рейтинговой отрасли в России

Рейтинговая отрасль в России существует уже около 20 лет. Отрасль начинала формироваться с появлением локальных рейтинговых агентств. На сегодняшний момент это самая маленькая отрасль, которую регулирует Центробанк, в ней насчитывается семь рейтинговых агентств.

Сейчас российская рейтинговая отрасль переживает очередной этап развития и реформирования. Несмотря на ее почти двадцатилетнюю историю, последние годы показали, что необходимо предпринять серьезные усилия для того, чтобы максимально приблизиться к стандартам и качеству работы глобальных игроков. Федеральный закон № 222, подписанный президентом 13 июля 2015 года, в значительной степени конкретизировал терминологию рейтинговой деятельности и определил, какие компании занимаются присвоением кредитных рейтингов.

Уже совершенно очевидно, что наступивший год станет определяющим в развитии рейтинговой отрасли и самих рейтинговых агентств. Ключевыми факторами, которые в последующем будут оказывать влияние на развитие отрасли, являются ее структура и состав. Предварительно обновленная структура отрасли может выглядеть следующим образом: частные локальные агентства; агентство, подконтрольное государству; глобальные международные агентства, иные международные агентства, не имеющие значительной доли в глобальном рынке рейтинговых услуг.

Частные агентства

В настоящее время существует четыре локальных РА, которые осуществляют свою деятельность на протяжении 10 лет и в совокупности присвоили около 1300 рейтингов финансовым инструментам и активам, компаниям, банкам и эмитентам. Очевидным плюсом этих компаний является тот факт, что они имеют более чем десятилетний опыт работы в отрасли, а результатами их работы стали опубликованные вероятности дефолтов, включая историю дефолтов публичных компаний, входящих в котировальные списки Московской биржи и историю визуального и регулятивного (таблица Минфина версия 2010 года) сопоставления рейтинговых грейдов. Кроме того, эти компании имеют аккредитацию Министерства финансов России с 2010 года и историю применения рейтингов различными министерствами и ведомствами.

В таких рейтинговых агентствах работают рейтинговые аналитики, опирающиеся на свой опыт работы в риск-менеджменте и аналитических подразделениях успешных компаний и банков. Несмотря на критику в отношении работы локальных агентств, они обладают высоким уровнем компетенции в своей области, который имеет весьма очевидную тенденцию к росту. Это подтверждается наличием клиентской базы и портфелей аналитических проектов. Кроме того, эти компании подвергались квалификационным проверкам со стороны Банка России, благодаря которым качественно совершенствовались рейтинговые процессы и методологии, возрастали профессиональные требования к рейтинговым аналитикам.

Так как в этом году Банк России, вероятно, уже весной объявит о начале аккредитации, результатом которой может стать включение (или невключение) в реестр рейтинговых агентств, можно с уверенностью заявить, что эти компании имеют высокий уровень готовности к прохождению аккредитации Центробанка.

Основные задачи агентств в текущем году — формирование четкой стратегии развития в сложной экономической ситуации, удовлетворение всем требованиям ФЗ № 222, особенно в части капитала, опыта аналитиков, рейтинговых процессов и систем принятия решений, структуры корпоративного управление и отсутствие конфликта интересов на всех уровнях системы управления (совет директоров — акционеры — органы оперативного управления). Еще одна задача — повышение качества работы и качества шкалы вероятностей дефолтов на фоне расширения охвата инструментов и компаний новых отраслей.

Глобальные рейтинговые агентства

В настоящее время на российском рынке представлены три международных рейтинговых агентства: S&P, Moodys, Fitch, которые аккредитованы Министерством финансов РФ и работают в форме филиалов в России более 15 лет. Эти агентства обладают высоким качеством рейтингового процесса, обусловленного значительным опытом оценки рисков в различных странах за более чем столетнюю историю. Компании присваивают рейтинги как по локальной, так и по международной шкале, рейтинговые комитеты проходят за пределами России в так называемой зоне европейской, азиатской и американской регуляции. Основная специализация — присвоение рейтингов крупным компаниям и банкам (до недавнего времени и госкомпаниям). Особое значение уделяется публичным эмитентам, торгуемым на Московской и западных биржах. На сегодняшний день три компании должны будут в соответствии с требованием ФЗ № 222 и последующими нормативными актами ЦБ России определиться, в какой форме они будут продолжать бизнес в России. Так как ЦБ России регулирует процесс присвоения рейтингов по локальным шкалам, международным агентствам необходимо будет для аккредитации в ЦБ сформировать полноценные юридические лица с СВК и рейтинговым комитетом, принимающим решение и согласованным с ЦБ России. Если этот критерий не будет выполнен, то агентство не сможет присваивать рейтинги по локальной шкале и действовать как юридическое лицо. Оно сможет присваивать рейтинги только по международной шкале в иностранной юрисдикции и существовать в России (если это будет необходимо) в формате филиала, работающего по привлечению клиентов в иностранные офисы. Для полноценного функционирования рейтингового офиса необходимо сформировать собственный капитал в размере 50 млн рублей, таково требование ФЗ № 222.

Теперь о новых компаниях, которые могут прийти в отрасль в этом году. Созданное в конце прошлого года волевым решением ЦБ России при финансовой поддержке участников рынка Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) предполагает начать свою деятельность во втором-третьем квартале текущего года. Несмотря на высокий статус, агентство является новым венчурным проектом. Оно имеет достаточное финансирование для создания полноценного рейтингового агентства, даже не привлекая в течение двух-трех лет большого количества клиентов. Его задача — построить с нуля крупного игрока на основе лучших российских и международных практик. Начальная аудитория — государственные и крупные компании и банки, а также эмитенты. Цель — заместить (частично или полностью) глобальных игроков на российском рынке и, скорее всего, присваивать рейтинги для размещения государственных средств госкомпаний и ведомств и ПФР в отрейтингованные активы. По существу, пока это видится как механизм управления риском для государственных компаний и корпораций. Более значительные амбиции АКРА по расширению своего присутствия на рынке могут оказать влияние на доли рынка в отрасли. И все-таки это забег на длинную дистанцию, и реализация всех задуманных целей потребует планомерной работы над претворением в жизнь поставленных целей. Задача — собрать команду профессиональных рейтинговых аналитиков, наработать дефолтную шкалу для точной калибровки методик, активно присутствовать в информационном пространстве.

Вероятно появление и новых локальных игроков, которые подадут документы и заявление на аккредитацию и смогут претендовать на соответствие требованиям не ранее чем через два года, так как эти агентства должны будут доказать ЦБ России качество своей деятельности и уровень компетенций.

Китайское агентство Dagong пока только присматривается к российскому рынку. Оно уже объявило себя глобальным игроком и достаточно успешно продвигается в этом направлении, особенно после аккредитации в ESMA. Приход на российский рынок может быть обусловлен потребностями российских компаний в финансировании из Китая, и после того как будет запущен процесс аккредитации, выход на российский рынок может быть осуществлен как самостоятельно (с нуля), так и путем покупки существующего агентства, как это было сделано в Европе.

Помимо реформирования отрасли по качественному, количественному и регулятивному принципам на стратегию развития отрасли могут оказывать влияние действия регулятора.

В текущей ситуации существуют несколько сценариев.

Первый — при котором аккредитованы все существующие агентства плюс АКРА минус одно-два глобальных агентства. Это конкурентная структура отрасли, которая в последующем позволит ей вырасти качественно и сократиться количественно естественным способом.

При втором сценарии могут остаться только АКРА и одно-два глобальных агентства, что, конечно, не является отраслью по существу, но упрощает задачу регулирования.

При третьем сценарии глобальные игроки сосуществуют с АКРА и еще одним агентством (например, сформировавшимся после объединения четырех локальных). Как и в первом случае, это может быть эволюционный процесс, к которому отрасль и так может прийти в перспективе.

Однако, как и в документах европейского регулятора, совершенно ясно, что уход от монополизма и разнообразие мнений наряду с несколькими оценками — это не только стратегия эволюционного развития, но и те механизмы, которые необходимы рынку, экономике и инвесторам для принятия точных и взвешенных объективных решений.

Старт марафону уже дан!






Новости Релизы