Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Много говорилось о том, как использование микросервисных решений для банков увеличивает производительность, ускоряет вывод новых бизнес-продуктов на рынок и помогает банкам стать по-настоящему цифровыми. В сложившихся реалиях ЦБ уделяет повышенное внимание стабильности критической инфраструктуры, к которой относится и банковская. Поэтому возникает серьезный вопрос: как поведут себя «модные» микросервисы в случае серьезных сбоев? Сможет ли банк сохранить требуемую регулятором непрерывность предоставления услуг?
Давайте разберемся, какие серьезные вызовы могут угрожать непрерывности работы банковских систем, и посмотрим, как на каждый из них реагируют монолитные и микросервисные системы.
Как в этих условиях ведет себя «монолит»? Его «падение» приводит к прекращению обработки банковских операций.
Что в результате этой ошибки случится с микросервисом? Ничего страшного. Один микросервис «упал», а еще пять таких же продолжают обеспечивать нужную функциональность.
Как в этих условиях ведет себя «монолит»? Установка ПО с исправлением ошибок для монолитных банковских систем занимает много времени. Мы все как пользователи банковских приложений получали сообщения о том, что «операции в нашем онлайн-банке не будут осуществляться в течение пяти часов в связи с программными обновлениями».
Что в результате этой ошибки случится с микросервисом? Возникновение ошибки, которая обрушит все микросервисы сразу, нереально. Другими словами, банк не остановится. Кроме того, перезагрузка микросервиса к предыдущей версии занимает менее минуты — это штатная функциональность микросервисов.
Как в этих условиях ведет себя «монолит»? Подобные «падения» происходят регулярно, потому что монолитная система работает только на одной машине. IТ-департаменту банка предстоит долго искать причину ошибки.
Что в результате этой ошибки случится с микросервисом?
Во-первых, у микросервисов подобные проблемы встречаются гораздо реже. Если приложение микросервисное, его можно запустить одновременно на нескольких машинах. Это помогает всегда располагать свободными ресурсами.
Во-вторых, у микросервисов хорошо развиты средства мониторинга. Причина ошибки будет быстро выявлена и так же оперативно устранена.
Как в этих условиях ведет себя «монолит»? Парализует работу банка.
Что в результате этой ошибки случится с микросервисом? Он изначально запускается на множестве машин. Выход из строя одной из них не затрагивает работу банка в целом. Просто не запускайте все микросервисы на одной машине.
Изучив типичные сбои ПО и реакцию на них банковских систем различных типов, можно сделать вывод: на данном этапе технологического развития обеспечить требование Банка России о непрерывности предоставления банковских услуг реально только при условии перехода архитектуры банка на микросервисные рельсы.
В жизни компании процесс управления рисками — неотъемлемая часть развития бизнеса. Санкции, финансовые колебания, непрерывность действия, комплаенс — все это риски, с которыми компаниям приходится работать. Неверные оценка рисков, модель управления, инструментарий воздействия на риски приводят к серьезным последствиям, ответственность за которые несут официальные лица компании (директора, топ-менеджмент). Цена ошибки — убытки и субсидиарная ответственность, которые не списываются в рамках личного банкротства, а более того, передаются по наследству
Совкомбанк с благотворительным проектом «Технологии добра» занял первое место в номинации «Лучшая программа, способствующая профессионализации некоммерческого сектора» (партнером номинации выступает Минэкономразвития)