Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Наша задача — создать современную экосреду для участника ВЭД
11.12.2018 АналитикаРазговоры финансистов

Наша задача — создать современную экосреду для участника ВЭД

Генеральный директор платежной системы «Таможенная карта» Андрей Баринов в беседе с генеральным директором аналитического агентства «БизнесДром» Павлом Самиевым подвел предварительные итоги года, а также обсудил ключевые нововведения в таможенной сфере и перспективы создания экосистемы для участников ВЭД


Андрей Баринов, «Таможенная карта» и Павел Самиев, «БизнесДром» . Фото: Ирина Тейхреб / «Б.О»

Андрей Баринов, «Таможенная карта» и Павел Самиев, «БизнесДром» . Фото: Ирина Тейхреб / «Б.О»

 

Павел Самиев: Андрей, что изменилось в таможенной сфере за 2018 год? Год еще не закончился, но какие предварительные итоги можно подвести и какие основные тренды выделить?

Андрей Баринов: На мой взгляд, стоит отметить практические результаты, достигнутые ФТС в сфере цифровизации работы, не ограничивающейся системами электронного декларирования товаров, а именно создание комплексной системы электронной таможни. За этими процессами будущее, это не только повышение уровня достоверности проводимых мероприятий, устранение субъективного влияния за счет физического дистанцирования участников ВЭД, это изменение самой логики взаимодействия с таможенными органами, изменение бизнес-процессов.

Итогом цифровизации должны стать 16 электронных таможен и центров электронного декларирования. В электронном офисе будет проходить оформление по трем основным таможенным процедурам: экспорт, выпуск для внутреннего потребления, свободная таможенная зона — около 98% всего объема деклараций.

Совсем недавно крупные брокерские компании открывали представительства — на Балтика, в Новороссийске, Владивостоке, в регионах. Сейчас брокер может декларировать товары дистанционно, без необходимости физически присутствовать в регионе оформления.

Павел Самиев: Да, эту сферу считают одной из наиболее прогрессивных с точки зрения скорости цифровизации. Какие дальнейшие шаги вы считаете необходимыми для продолжения столь стремительных изменений?

Андрей Баринов: Высокие темпы цифровизации, заданные ФТС, должны быть поддержаны бизнесом. Появились возможность для перехода на новый формат отношений, предпосылки для создания и продвижения новых продуктов и услуг, прежде всего финансовых, упрощающих процедуры взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов — например, автоматическое внесение обеспечения исполнения обязательств участников ВЭД перед бюджетом. Надеемся, что «Таможенной карте» удастся воспользоваться предоставленными возможностями — быть нужной участникам ВЭД на новом этапе развития. Постараемся двигаться в этом направлении на одной волне с таможней, будем надеяться, что банки поддержат наши инициативы.

Предстоит большой объем работы, чтобы реализовать предоставленные возможности, например переход к авансовым платежам и системе единого лицевого счета участника ВЭД — нужное и давно ожидаемое упрощение процедуры уплаты. Авансовый платеж является имуществом плательщика, он не может считаться таможенным платежом до тех пор, пока участник ВЭД не сделает соответствующее распоряжение таможенному органу — подаст таможенную декларацию. Авансирование денежных средств, их бухгалтерский и финансовый учет, списание и взаимоотношения с налоговыми органами в случае возврата — здесь возникнет много вопросов, необходимы усилия, которые позволят сделать новый механизм однозначно удобным.

Федеральная таможенная служба создала огромный задел. Цифровизация не может быть выборочной и фрагментарной, ее, как и ремонт, невозможно закончить. Необходим ответный шаг со стороны бизнеса и финансовых институтов. Нужны адекватные возможности, технологии, финансовые инструменты, продукты и услуги, которые сделают жизнь участников ВЭД понятной и, главное, прогнозируемой.

Цифровизация не может быть выборочной и фрагментарной, ее, как и ремонт, невозможно закончить

Ряд крупных банков сейчас работает над задачей по созданию комплексной эко-среды участника ВЭД для своих клиентов.

Павел Самиев: Хорошее определение — «экосреда для участников ВЭД». А есть понимание того, какие услуги или сервисы должны стать частью этой среды?

Андрей Баринов: Уже несколько лет мы работаем в этом направлении — создание полного комплекса услуг для банков и участников ВЭД. Сегодня «Таможенная карта» — не только платежная система, удостоверяющий центр и система электронного декларирования товаров, но и (наверное, это главное) признанная нашими клиентами экспертиза и консультации. Мы совместили функции платежной системы и оператора электронного документооборота, который имеет возможность работать не только с Федеральной таможенной службой, но и с Федеральной налоговой службой.

Информационные сервисы мы предоставляем нашим клиентам бесплатно в составе комплексного решения. Таким мы видим свой вклад в создание экосистемы участника ВЭД.

Павел Самиев: Кто из банков поддерживает вашу инициативу по внедрению комплексного продукта для участников ВЭД?

Андрей Баринов: В первую очередь хочу отметить Сбербанк. Два года назад на Санкт-Петербургском экономическом форуме мы подписали несколько соглашений между Федеральной таможенной службой, Сбербанком и «Таможенной картой», которые заложили основу нашего сотрудничества.

 

Андрей Баринов, «Таможенная карта». Фото: Ирина Тейхреб / «Б.О»

Андрей Баринов, «Таможенная карта». Фото: Ирина Тейхреб / «Б.О»

 

Результатом совместной работы стал инновационный продукт, который позволяет клиенту Сбербанка за несколько минут получить виртуальную «Таможенную карту» и приступить к оплате таможенных платежей как в личном кабинете участника ВЭД, так и комплексно, при электронном декларировании. При этом списание денежных средств происходит не со специального карточного счета, а с расчетного счета компании. Особенно удобно для финансовых служб клиента то, что запрос на уплату поступает от брокера или логиста компании и соответствует сумме в подаваемой декларации, а подтверждение списания производится финансовыми службами клиента, стандартно для клиента Сбербанка.

«Таможенная карта» стала органичной частью продуктового ряда Сбербанка, инструментом для оперативного и удобного взаимодействия с таможней — уплата таможенных платежей проходит без отвлечения избыточных денежных средств, непосредственно в процессе электронного декларирования.

Павел Самиев: Каким сегментом бизнеса оказалась востребована виртуальная таможенная карта? Вы считали, какой объем карт сейчас эмитируется Сбербанком?

Андрей Баринов: В первую очередь виртуальной картой пользуется малый и средний бизнес. Для нас это был новый опыт, который мы очень надеемся развивать.

Традиционно наш основной клиент — крупный корпоративный бизнес. Именно он в большей степени заинтересован в том, чтобы платежная функция была органичной частью внутрикорпоративных процедур, частью электронного документооборота. Здесь крайне важно, чтобы процедура уплаты платежей инициировалась и проходила в автоматическом режиме, в точном соответствии с таможенной декларацией; необходимы прозрачность и однозначное соответствие банковских документов, деклараций и корпоративной управленческой отчетности.

Сотрудничество со Сбербанком показало, что малый и средний бизнес не меньше заинтересован в упрощении взаимодействия с таможенными органами. А еще такой клиент хочет получить понятный, финансово доступный продукт онлайн в течение нескольких минут после обращения. Сегодня именно умение слышать запросы бизнеса и отвечать потребностям не только крупных корпораций, но и компаний сектора МСБ — необходимое условие дальнейшего развития финансовых сервисов.

За два года Сбербанк вышел на уверенное второе место среди наших банков-эмитентов по объему операций и на твердое первое место в сегменте малого и среднего бизнеса.

Павел Самиев: Сбербанк второй, а кто из банков лидерует по объему операций? И сколько всего банков — участников платежной системы?

Андрей Баринов: Лидерство много лет удерживает Ситибанк. Именно здесь наш основной наш клиент — крупный корпоративный бизнес.

Упрощение любой системы неизбежно ведет к ее деградации, ухудшению качества работы

Сегодня участниками платежной системы «Таможенная карта» являются около 70 банков, среди которых крупнейшие государственные и частные российские банки, банки с иностранным капиталом, региональные банки. Одним словом, мы сотрудничаем со всеми финансовыми институтами, которым импонирует задача предлагать участникам ВЭД технологичный продукт и качественный сервис.

Павел Самиев: А предварительные итоги года уже подводили? Что удалось сделать и что в планах на 2019-й?

Андрей Баринов: Предварительно, мы ожидаем по итогам более 20%-ного прироста оборотов. Главное, что произошло в уходящем году: мы обрели сильного и надежного партнера в лице банка «Открытие». Здесь мы надеемся на совместное движение в создании и продвижении экосреды для участников ВЭД.

Также была разработана стратегия компании, предусматривающая комплексное развитие: планируем вместе с банками — участниками платежной системы расширить спектр финансово-информационных продуктов для участников ВЭД. «Таможенная карта» должна стать платформой, которая позволит профессиональным участникам рынка взаимодействовать между собой. В создании такой платформы мы видим свою главную задачу.

Павел Самиев: Вы являетесь президентом Национальной ассоциации таможенных представителей (НАТП). Как в общую концепцию цифровизации таможни и бизнеса вписывается Ассоциация и в чем ее задача сегодня?

Андрей Баринов: Своими основными задачами мы видим консолидацию и обобщение интересов участников рынка ВЭД в целом, создание среды для их взаимодействия, исключающей любые действия, направленные на лоббирование групповых интересов.

В деятельности Ассоциации можно выделить два основных направления. Первое — информационная поддержка и экспертиза для участников ВЭД. Этим Ассоциация занимается уже более 20 лет, в сложных проблемных вопросах бизнес должен знать, куда обратиться за консультацией и поддержкой. Второе направление стало особенно актуальным в последнее время в связи с происходящим изменениями — с 1 января 2018 года вступил в действие новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Поручительство НАТП перед ФТС, упрощая жизнь участников ВЭД в спорных вопросах, дает ФТС гарантию исполнения бизнесом своих обязательств. Электронное поручительство востребовано рынком, и мы планируем развивать это направление.

Павел Самиев: Насколько я знаю, у «Таможенной карты» свой удостоверяющий центр. Когда он создавался, вы рассматривали предоставление электронной подписи как отдельную услугу или как часть комплексной услуги?

Андрей Баринов: Удостоверяющему центру пять лет, целью его создания было развитие систем электронного документооборота при переходе к электронному декларированию, когда для подтверждения платежа участники ВЭД используют квалифицированную электронную подпись. Здесь мы в отличие от конкурентов были чрезвычайно педантичны, скрупулезно следовали всем правилам — физлицо, юридическое лицо и для каких целей. Как сказал представитель одной очень уважаемой иностранной компании, этот брокер за нашу компанию потом сможет подписать что угодно и где угодно!

Позднее у нас появилась своя система электронного декларирования. В итоге мы смогли предложить клиенту весь комплекс услуг для таможенного оформления товаров — заполнение декларации, электронная подпись, оплата платежей и сборов и подача декларации в электронном виде.

Павел Самиев: Одним словом, деятельность Федеральной таможенной службы как представителя власти и ваша как представителя бизнеса направлена на одно — упрощение процедур таможенного оформления товаров и процессов взаимодействия участников ВЭД. Риторический вопрос: не боитесь, что в упрощении бизнес-процессов можно зайти слишком далеко?

Андрей Баринов: Мы часто путаем, совмещаем различные понятия, вкладываем в них удобный нам смысл. Упрощение архитектуры системы или простота использования системы? Упрощение любой системы неизбежно ведет к ее деградации, ухудшению качества работы — не думаю, что в этом цель. Цифровизация неизбежно ведет к увеличению объемов предоставляемой информации, использованию систем ИИ при ее анализе, усложнению процессов принятия решений и как следствие к изменению структуры таможенно-логистического бизнеса. Таможенные представители, мечтая об «упрощении», в полной мере не осознают последствия возможной победы — того, что после «упрощения» таможенного оформления им самим придется измениться качественно и количественно.

 

Андрей Баринов, «Таможенная карта» и Павел Самиев, «БизнесДром» . Фото: Ирина Тейхреб / «Б.О»

Андрей Баринов, «Таможенная карта» и Павел Самиев, «БизнесДром» . Фото: Ирина Тейхреб / «Б.О»

 

Павел Самиев: В связи с этим какими вам видятся бизнес-процессы, скажем, в перспективе трех — пяти лет? Мы уйдем в онлайн?

Андрей Баринов: Мы уже в онлайне. Вы заметили, что на улицах стало меньше банкоматов?

Налоговая служба анализирует движение товаров, сама составляет баланс и дает с ним ознакомиться, в качестве опции предлагая уплату налогов в режиме реального времени, но со скидкой. ФТС отправляет участнику ВЭД составленную для него таможенную декларацию, в случае его согласия выпускает товар и производит списание денежных средств. НДС за еще нереализованный товар возмещается автоматически. Шутка…

Павел Самиев: В завершении беседы: что бы вы пожелали всем нам на следующий год?

Андрей Баринов: Я каждый год желаю всем нашим партнерам стабильности и процветания. Пока срабатывает. Хотелось бы, чтобы 2019 год не стал исключением. Верю, что, если каждый будет делать свое дело с душой и творчески, то у нас есть шансы на успех! Пожалуй, именно этого всем и пожелаю!






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной
Риски на высоких оборотах FINLEGAL Риски на высоких оборотах

«Б.О» провел конференцию FinLEGAL 2024: Залоги. В ходе мероприятия разгорелись дискуссии по процедурам и методам, которые, казалось бы, отработаны и уже не вызывают сомнений на рынке


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ