Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Наши выпускники, работающие в бизнесе, возвращаются к нам, чтобы преподавать
19.07.2023 FinCorpFinStyleАналитика

Наши выпускники, работающие в бизнесе, возвращаются к нам, чтобы преподавать

Руководитель Школы финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ профессор Ирина Ивашковская в беседе с директором АЦ «БизнесДром» Павлом Самиевым рассказала о том, где хотят работать нынешние студенты, как привлекать к образовательной деятельности представителей бизнеса и какие вообще изменения произошли в финансовом образовании за последние годы


ПАВЕЛ САМИЕВ: Ирина Васильевна, как вы можете оценить уровень подготовки абитуриентов сейчас? Не только с точки зрения имеющихся у них знаний, но и с точки зрения их способности воспринимать информацию, учиться. Что изменилось за последние несколько лет?

ИРИНА ИВАШКОВСКАЯ: Изменения, безусловно, есть. Во-первых, если говорить о второй ступени образования — магистратуре, то сейчас приходит много ребят с совершенно другой специальностью бакалавриата. Такие студенты всегда интересовались нашими финансовыми магистратурами, но сейчас это более ярко выражено. Одни приходят с инженерными знаниями, другие — абсолютно чистые гуманитарии. Мы используем оригинальные формы проектной работы, и, когда мы формируем из них мини-команды на занятиях, они обмениваются опытом и становятся единым целым с точки зрения способа мышления и готовности решать поставленные в проектах задачи.

Во-вторых, ярко выраженным трендом стало поступление студентов из разных регионов. Это произошло, когда мы создали онлайн-магистратуру по финансам. Сейчас, например, на программе «Магистр аналитики бизнеса» у нас учатся люди из Сибири, Якутии, Беларуси, Китая и различных регионов Центральной России, несмотря на то что программа англоязычная. Это разнообразие дает интересный эффект: студенты имеют очень разный бэкграунд, с которым они работают в единых командах.

Еще один тренд заключается в том, что в последнее время в магистратуру приходят люди очень разного возраста. Если раньше это было в порядке исключения, и люди старшего возраста чувствовали себя неловко, скованно, то сейчас это не так.

 

Все чаще попадаются люди с интересным опытом в своей профессии, они интенсивно стараются влиться в учебу.

На самом деле спада интереса к образованию не происходит, несмотря на то что очень много дискуссий на тему магистратуры, некоторые утверждают, что магистратура — это часть зарубежной, а не национальной концепции образования. На многих площадках, где эта тема обсуждается, говорят, что болонская система не соответствует российским подходам, к которым нужно возвращаться. На мой взгляд, это суждение не совсем правильное. Ведь после бакалавриата человек взрослеет и может видеть себя в другом профиле в будущем или захотеть добавить что-то специфическое к своему бэкграунду. Так, часто происходит, когда в магистратуру приходят юристы, инженеры или специалисты из области IT. Это важно, что есть две ступени, которые оторваны друг от друга и по времени, и по вузу, и по направлению.

Есть, конечно, и такие направления, которые не укладываются в эту систему, прежде всего естественные науки. Но это не значит, что нужно ломать эту «этажность» и гибкость. Нужно сохранить возможность дополнительного выбора для уже повзрослевшего студента.

Ирина Ивашковская (ВШЭ)

ПАВЕЛ САМИЕВ: А вы как-то будете перестраивать подходы к учебной программе по финансово-экономическому направлению без поддержки со стороны западных стандартов?

ИРИНА ИВАШКОВСКАЯ: Нашему университету поддержка западных стандартов больше не нужна. В ноябре 2022 года мы отметили 30-летие, и все это время Высшая школа экономики работала в соответствии с западными стандартам и концепциями в разных областях экономических наук. Вся команда в Школе финансов и вообще весь преподавательский состав прошли через это. Мы понимаем ценность этих знаний и исследований, понимаем, в чем преимущество этих концепций и стандартов в каждом профессиональном блоке, в том числе и в финансах. Мы ведем исследования в соответствии с мировыми стандартами, сформированы и развиваются команды, выработаны навыки и вкус к поиску решений.

ПАВЕЛ САМИЕВ: Какую роль на ваших программах играют представители бизнеса? Привлекаете ли вы их как-то к работе?

ИРИНА ИВАШКОВСКАЯ: У нас в магистратуре ярко выражена уже много лет важная тенденция — мы активно вовлекаем людей из бизнеса в преподавание в нескольких форматах. Они читают лекции совершенно не академично, абсолютно по-своему, со своей точки зрения на проблему. И это для нас очень ценно.

Например, на курсе Школы финансов «Сделки слияния и поглощения» преподают инвестиционные банкиры — сотрудники инвестиционных подразделений российских и зарубежных банков. На этом курсе у нас нет ни одного академического преподавателя — только практики, которые рассказывают о сделках на собственном опыте.

Еще один пример — курс «Структурированное финансирование». Академические преподаватели знают эту тематику, но мы приняли решение, что они не должны быть главными исполнителями. Весь этот курс у нас читает команда «Газпромбанка».

ПАВЕЛ САМИЕВ: А с Центробанком вы как-то работаете?

ИРИНА ИВАШКОВСКАЯ: Да, конечно, у нас в университете есть отдельная кафедра, которую создал Банк России. Специалисты Банка России от этой кафедры ведут курсы на разных факультетах. На данный момент мы готовим новый курс с участием команды из Банка России по системным рискам финансового сектора, где будут рассматриваться в основном реальные методы моделирования и мониторинга таких сложных процессов.

ПАВЕЛ САМИЕВ: Где хотят работать нынешние студенты?

ИРИНА ИВАШКОВСКАЯ: Раньше на первом плане была безумная жажда пойти на работу в инвестиционно-банковское подразделение или вообще в специализированный инвестиционный банк. Сейчас такого ярко выраженного желания нет. Выпускники и студенты сегодня идут в абсолютно разные направления и работают в самых разных отраслях. Но многие, тем не менее, хотят работать именно в банках. Мы знаем, что практически во всех банках, которые у нас на виду, работают наши выпускники. Мы приглашаем представителей этих банков к нам, чтобы студенты сразу видели их в деле, формировали впечатления и представление о работе в них.

В последнее время появился очень интересный тренд — ребята уходят на работу в бизнес, а через несколько лет приходят и хотят снова сотрудничать с нами в академическом формате.

 

Мы задумались: почему они приходят к нам, несмотря на то, что зачастую сильно загружены на работе? Наверное, потому что у нас ярко выражен творческий стержень во время обучения. На работе обычно больше инструкций, шаблонов и алгоритмов, и это правильно, потому что процессы должны быть четко выверены. Но наши бывшие студенты хотят творчества, коммуникаций, дополнительной самореализации. Поэтому повзрослевшие и работающие в разных компаниях выпускники нашей Школы финансов преподают у нас так же, как когда-то им преподавали сотрудники других компаний.

ПАВЕЛ САМИЕВ: Есть ли у вас общество выпускников или какое-то организованное взаимодействие со студентами уже после выпуска?

ИРИНА ИВАШКОВСКАЯ: У нас есть два формата. На факультете экономических наук действует ассоциация выпускников, а второй формат появился год назад — сами студенты-магистры создали карьерный центр в области финансов. Пришли к нам с такой инициативой, и мы помогли им с организацией. С одной стороны, мы приглашаем HR-специалистов из бизнеса разных отраслей, и они рассказывают об отборе специалистов сотрудником кадрового отдела: как подготовиться к собеседованию, какие типичные ошибки допускают кандидаты. А с другой стороны, мы приглашаем профессионалов с разными карьерными треками, чтобы показать профессиональные роли финансистов в компаниях, банках, стратегическом консалтинге.

Кроме того, у нас есть Telegram-канал, в котором наши выпускники и студенты размещают вакансии, организуют встречи и вебинары. Там они размещают и видеоотчеты о таких встречах, выступления спикеров. Также уже 14 лет у нас существует практико-ориентированная программа в формате офлайн. В ее рамках выпускники встречаются, обмениваются соображениями, обсуждают важные для них вопросы.

Справка «Б.О»
Интервью было взято в рамках проекта по составлению рейтинга российских финансово-экономических вузов, в котором ВШЭ заняла второе место.

#HR





Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ