Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Неправовые особенности работы с проблемными активами банков
10.11.2021 Best-practice

Неправовые особенности работы с проблемными активами банков

Об основных особенностях управления проектами по работе с проблемными активам и ведения таких проектов. С одной стороны, они не имеют прямого отношения к работе юристов, но с другой стороны, прямо охватывают все soft компетенций, которые нужны не только руководителям проектов по работе с ПА, но и любому юристу


Практически каждая кредитная организация имеет отдел или целый департамент по работе с проблемной задолженностью или реструктуризацией такой задолженности. В сферу ведения таких департаментов попадает задолженность, которая больше не является ликвидной, то есть вероятность погашения которой крайне низка. Сотрудники банков выполняют комплекс мероприятий по взысканию такой задолженности, а именно обращаются к источникам обеспечения, просуживают задолженность, предъявляют иски поручителям, инициируют банкротство, обращают взыскания на предметы залога.

Нередко задолженность обеспечена залогом долей и/или акций в уставных капиталах коммерческих организаций. При обращении взыскания на такой предмет залога банк или иная организация, которой права требования были уступлены банком, становится собственниками бизнес-единицы или просто приобретают некий процент участия в коммерческой организации. И это уже, как правило, проблемный актив (далее — ПА), который требует особого подхода, специфических методов организации работы.

Именно о таких проблемных активах пойдет речь в настоящей статье. Мы не только опишем специфику работы с ними, но также поговорим об особенностях работы с проблемными активами, принадлежащими именно банкам.

Проанализировав наши проекты по работе с ПА, мы выделили следующие особенности работы с такими проектами: 

  • банк может не обладать необходимым количеством юристов для проведения полноценного Duediligence ПА и разработки краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной правовых стратегий;
  • банки, как правило, не располагают организационными и человеческими ресурсами, необходимыми для функционирования ПА и инфраструктуры проекта в целом;
  • для работы ПА требуется привлечение различных субподрядчиков, а у сотрудников банка может не быть наработанных профессиональных связей, поскольку это не входит в их должностные обязанности;
  • менеджерам банка незнаком бизнес, который попал в сферу влияния банка, и им нет смысла развивать компетенцию в этом бизнесе;
  • банк не располагает организационными и человеческими ресурсами, которые могут позволить содержать инфраструктуру ПА;
  • чаще всего решения в банке принимаются относительно медленно в силу громоздкой структуры, и требуется поддержание статус-кво ПА;
  • как правило, решения в банке принимаются недостаточно оперативно для работы с ПА в силу сложной структуры управления, что требует дополнительных действий по поддержанию статус-кво ПА;
  • иногда требуется соблюдение жесткой конфиденциальности в отношении ПА.

Остановимся подробно на каждой из особенностей.

  1. Банк может не обладать необходимым количеством юристов для проведения полноценного Duediligence ПА и разработки краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной правовых стратегий.

Как правило, ПА поступает в собственность или совместное владение банка без какой-либо подготовки и предварительного анализа, в состоянии «как есть». Если такой анализ и проводился, то к моменту перехода компании под контроль банка он будет неактуальным, поскольку с момента его проведения, например, при предоставлении кредита прошло время и состояние компании существенно изменилось.

Все это приводит к тому, что перед юристами встают срочные для проекта задачи:

  • оперативный правовой анализ текущего состояния компании, выявление рисков, которые могут реализоваться в ближайшей перспективе (день, неделя, месяц); 
  • подготовка краткосрочной правовой стратегии по проекту, в том числе содержащей механизмы устранения или минимизации рисков с короткими сроками наступления;
  • полный и всесторонний правовой и финансовый анализ ПА с полным описанием рисков;
  • подготовка среднесрочной и долгосрочной правовых стратегий.

Одновременно с решением описанных задач юристам, работающим в проекте, необходимо реализовывать краткосрочную стратегию, а именно осуществлять корпоративные процедуры, в том числе по смене менеджмента, оперативно участвовать в судебных заседаниях, участвовать в спорах с сотрудниками и т.д. Часто все эти действия требуют выезда юристов на место, то есть непосредственно по адресу компании или по месту нахождения производства.

В составе банков, как правило, нет юридического департамента и сотрудников, имеющих опыт и возможность для решения поставленных задач, поскольку они выполняют текущие задачи и  долгосрочные выезды за пределы офиса не предусмотрены.

  1. Банки, как правило, не располагают организационными и человеческими ресурсами, необходимыми для функционирования ПА и инфраструктуры проекта в целом.

После приобретения ПА требуется оперативно решить вопрос обеспечения контроля над компанией. Под контролем понимается смена единоличного исполнительного органа, членов совета директоров и других избираемых органов, получение полного доступа к документам и цифровым носителям компании, замена или дублирование бухгалтерии и т.д. Это необходимо сделать для обеспечения сохранности имущества ПА, в том числе денежных средств, оперативного принятия управленческих и бизнес-решений (расторжение договоров, выдача доверенностей, заключение новых договоров и т.д.). 

Далеко не всегда банки располагают «запасом» управленческих и иных кадров, которые можно оперативно использовать для этих целей. Не проблема, если речь идет только об одной компании, а как быть в случаях, когда ПА представляет собой группу компаний? При этом может сложиться ситуация, когда нет четкого понимания, представляют ли для проекта ценность все дочерние и зависимые общества.

Таким образом, для одного проекта могут потребоваться физические лица, которые займут должности руководителей компаний, будут выполнять функции бухгалтерского учета, IT-обслуживания и будут, безусловно, лояльны банку.

При этом важно, чтобы все юридически значимые действия новый менеджмент ПА осуществлял под пристальным юридическим надзором. Это обусловлено следующими причинами:

  • обеспечение общей законности действий руководителей в сложной оперативной обстановке (недостаточность информации о деятельности компании, неопределенность планов дальнейших действий, враждебность и недоверие со стороны сотрудников и т.д.);
  • строгое соответствие действий руководителей правовым стратегиям и целям проекта;
  • правовая защита новых руководителей в случае банкротства ПА.

Все это требует постоянной коммуникации новых руководителей и служб ПА с юристами, сопровождающими проект.

  1. Для работы ПА требуется привлечение различных субподрядчиков, а у сотрудников банка может не быть наработанных профессиональных связей, поскольку это не входит в их должностные обязанности.

Установление корпоративного контроля над компанией требует оперативного подключения к работе ПА различного рода специалистов: внутренних (частные охранные предприятия, программисты, бухгалтеры) и сторонних (оценщики, эксперты, аудиторы). Их участие необходимо для составления руководителем проекта объективной картины о компании, оценки ПА и перспектив реализации. проекта

Безусловно, на российском рынке множество компаний работает в каждой из указанных сфер. Однако эффективность их привлечения зависит от таких факторов, как опыт работы с проблемными компаниями и готовность включиться в работу в максимально короткие сроки. В нашей практике мы часто сталкиваемся с необходимостью привлечения данных компаний и поэтому имеем устойчивые наработанные связи, доверие между партнерами, финансовые гарантии и т.д.

Простой пример. Банк получил юридический контроль над компанией, которая осуществляет производственную деятельность в регионе, отличном от региона нахождения банка. Под получением контроля мы понимаем внесение в ЕГРЮЛ сведений о новом участнике (владельце) компании. У всех участников проекта есть понимание, с одной стороны, о том, что бывший собственник и текущий менеджмент компании не рады данному событию, а, с другой стороны, о том, что компания представляет собой имущественный комплекс, в который помимо недвижимого имущества входит серьезный по стоимости блок движимого имущества (оборудование, станки, транспортные средства, закупленное сырье, готовая продукция). Речь идет о сотнях миллионов рублей. Соответственно в проекте стоит ультрасрочная задача — обеспечить физическую сохранность имущества ПА, то есть заключить договор с ЧОП, обеспечить охранников соответствующими документами и прочее.

Обычно на заключение такого договора требуется от недели до месяца, в зависимости от гибкости банковских структур, готовности ЧОП и скорости проведения авансового платежа. Такая задержка может привести к тому, что ПА лишится дорогостоящего имущества или того имущества, без которого дальнейшая производственная деятельность невозможна. В случаях же, когда есть наработанные связи с ЧОП, возможна организация охраны объекта в течение 24 часов (выезд на место для формирования технического задания и выезд непосредственно сотрудников ЧОП с предварительным согласованием стоимости на ближайшие дни). Такая оперативность, в том числе выход на объект без аванса, возможны именно благодаря наработанному годами доверию и опыту взаимодействия.

  1. Менеджерам банка незнаком бизнес, который попал в сферу влияния банка, и им нет смысла развивать компетенцию в этом бизнесе.

Банковская деятельность — это самостоятельный вид коммерческой деятельности, который направлен на извлечение прибыли от использования капитала, находящегося в распоряжении банка. В качестве ПА банк может приобрести компании из самых различных сфер (производство, газо- и нефтедобыча, строительство, сельскохозяйственное производство и другие). Совершенно нормально, что у менеджеров банков нет компетенций в данных видах бизнеса, и нанимать специалистов в штат по каждому ПА нет никакого смысла, поскольку проекты по проблемным активам имеют конечные сроки (чем короче этот срок, тем лучше).

В этой связи банк нуждается в помощи по поиску и найму соответствующих специалистов, а также в постоянной коммуникации с имеющимися специалистами компании. Лучше всего такую коммуникацию осуществят юристы, которые ведут проект, поскольку им для успешного решения задач необходимо максимально глубоко погрузиться в специфику деятельности компании.

  1. Банк не располагает организационными и человеческими ресурсами, которые могут позволить содержать инфраструктуру ПА.

Если проект по работе с ПА реализуется более трех — шести месяцев, то такой проект неизбежно «обрастает» собственной инфраструктурой, которая может складываться из следующих структур:

  • проектная группа в самом банке;
  • коллектив ПА;
  • коллективы дочерних и зависимых от ПА компаний;
  • органы управления ПА, дочерними и зависимыми компаниями;
  • привлеченные специалисты (аудиторы, бухгалтеры, инженеры, ЧОП, программисты и т.д.);
  • кредиторы и должники ПА;
  • контрагенты по сделкам, связанным с ПА.

Взаимодействие с данными структурами требует управления информационными, организационными, финансовыми и документарными потоками. Менеджер проекта банка, как правило, не имеет возможности осуществлять такое управление, поскольку ведет одновременно несколько аналогичных проектов. Именно по этой причине ему очень важно иметь команду, которая возьмет все это на себя и предоставит всю необходимую для принятия решений аналитическую информацию и варианты возможных решений.

  1. Чаще всего решения в банке принимаются недостаточно оперативно для работы с ПА в силу громоздкой структуры управления, что требует дополнительных действий по поддержанию статус-кво ПА.

При работе с ПА необходимо учитывать важную особенность — временной промежуток между поступлением менеджеру проекта (банка) информации по проекту и принятием (согласованием) решения. Это обусловлено тем, что большинство банков являются крупными организациями со сложным, иногда бюрократическим механизмом. Все решения принимаются и согласовываются во множестве департаментов, и, чем выше инстанция согласования, тем больше времени необходимо для его получения. При этом решений по проекту принимается много: правовые стратегии всех категорий, пошаговые планы реализации проекта, бюджеты проекта, параметры сделки по продаже ПА и многое другое.

Это требует от юристов или лиц, курирующих проект, работающих с ПА, особого подхода к планированию работы. Недостаточно просто закладывать большие сроки на принятие решений . Важно заранее готовиться к ситуации, когда для сохранения текущего состояния ПА потребуются инструменты «подвешивания» ситуации или вопроса, а иногда потребуется разрабатывать план действий на случай, если решение не будет принято или будет принято с существенным опозданием (окажется пропущенным срок исковой давности на подачу иска).

Реакция на такой способ управления требует большей дополнительной аналитической работы, подготовки «аварийных документов», совершения действий, которые могут не иметь значения, то есть требует вспомогательной работы, а также высокого уровня коммуникативных навыков. Простой пример: не факт, что условия мирового соглашения или возможность назначения экспертизы по делу (стоимость экспертизы, кандидатуры экспертов и/или экспертных организаций и т.п.) будут согласованы в банке к следующему судебному заседанию или в установленный срок.

Указанная особенность требует от координатора проекта, менеджера проекта, юристов проекта, проделывать большой дополнительный объем работы, раз за разом отвечая на вопрос: «А что если?». И в данных проектах одной теории недостаточно, требуются принятие решений, реализация подготовительных действий, выделение ресурсов.

Безусловно, аналогичные требования предъявляются к любому юридическому проекту. Однако именно в проектах по работе с ПА в полной мере проявляются такие черты, как многовекторность, разнонаправленность целей и задач, сочетание скорости принятия решений и их эффективности, неустойчивость временных параметров. Соответственно юристы, работающие с ПА, должны не только иметь это в виду, но и брать на вооружение.

  1. Иногда требуется соблюдение жесткой конфиденциальности в отношении ПА.

Далеко не всегда банки или иные лица стремятся афишировать свое участие в проблемной компании, что может быть обусловлено различными причинами:

  • политическими (как в широком смысле — государство, так и в узком смысле — конкретная кредитная организация);
  • репутационными (долг реальный, но ПА или его бывший владелец слишком «токсичны»);
  • стратегическими (разные ветви проекта, эффект неожиданности);
  • организационными (решение о ведение проекта принято на высоком уровне при отсутствии внутренних ресурсов, что требует привлечения консультантов);
  • финансовыми (в силу корпоративной структуры банка или третьего лица).

Единственным способом сохранения конфиденциальности на максимально возможном количестве уровней является привлечение не просто консультантов, но надежных партнеров, которые будут действовать строго в интересах банка, иметь соответствующий статус и моральную и финансовую основу для принятия на себя соответствующей ответственности.

Если ставить вопрос о том, что эффективнее — выполнять функции по ведению проектов с ПА собственными средствами или привлекать консультантов, то здесь однозначного ответа нет. Каждый конкретный банк должен для себя оценить правовые, организационные, временные и, конечно, финансовые затраты при наличии в штате такой высококвалифицированной команды в соотношении с объемом соответствующих проектов со стоимостью привлечения консультантов.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ