Финансовая сфера

Банковское обозрение


03.06.2021 FinCorpАналитика
Нет времени быть неторопливым

Почему пандемия пошла на пользу экспортерам и импортерам, почему Банк «Санкт-Петербург» (БСПБ) бесплатно консультирует по операциям ВЭД не только своих клиентов, а также о перспективах рынка «Б.О» рассказал Сергей Норицин, директор дирекции внешнеторговых операций Банка «Санкт-Петербург»


Сергей Норицин, директор дирекции внешнеторговых операций Банка «Санкт-Петербург»— Сергей, все говорят, что в 2021-м рынок начал оживать. Видите ли вы его восстановление в вашем банке? 

— Я верю, что в этом году рынок будет восстанавливаться, и вижу это сейчас по клиентской активности: четыре месяца этого года показали положительную динамику, рост внешнеторгового оборота в банке составил 36% к 2020 году и 47% к 2019-му. 

Да, в 2020 году мы видели, что часть клиентов прекращала работать в прежних масштабах, была трансформация бизнеса, и компании регулярно искали новые возможности для роста своего бизнеса. Некоторые отрасли заняли выжидательную позицию или перешли в фазу трансформации, например транспортные услуги (особенно пассажирские перевозки), и мы наблюдаем сейчас их восстановление. Отмечу, что не все отрасли показывали отрицательную динамику, росли фармацевтика в направлении экспорта и IT-сектор. Сейчас мы видим более активное восстановление нефтегазового сектора — в основном за счет газа, экспорта продовольствия и сельхозсырья, экспорта золота, импорта лекарственных средств и сырья для их производства, импорта бытовых потребительских товаров.  

— По опыту клиентов вашего банка, кто быстрее восстанавливается после коронакризиса — импортеры или экспортеры?

— Сейчас трудно однозначно ответить на этот вопрос, ведь многое зависит от того, к какой отрасли относится бизнес, знает ли этот бизнес о мерах поддержки и инструментах, которые существуют. Если смотреть исторически на внешнюю торговлю Российской Федерации со всеми странами, то доля экспорта всегда преобладала, ситуация не изменилась и в 2020 году, тот же тренд наблюдается и по итогам четырех месяцев 2021 года, при этом основой российского экспорта остаются топливно-энергетические товары. В товарной структуре импорта наибольший удельный вес приходится на машины и оборудование. Однако интересен другой тренд — рост несырьевого неэнергетического экспорта, что подтверждается данными таможенной статистики. Более того, в 2020 году был поставлен новый рекорд экспортных поставок — на 161,3 млрд долларов.  

Я вижу несколько причин этого. Первая — широкий инструментарий и поддержка Российского экспортного центра и региональных центров поддержки, которые в 2020 году провели большую работу по информированию бизнеса и внедрению новых решений. Вторая — интерес со стороны бизнеса. Интерес есть, производители хотят выходить на новые рынки. Со стороны нашего банка по итогам прошлого года мы можем с уверенностью заявить о росте обращений по нестандартным банковским операциям. Бизнес спрашивает про проверку контрагентов, про оптимальные логистические маршруты и многое другое, причем интересуются и экспортеры, и импортеры. Банк дает информацию через все доступные источники, например службу поддержки «ВЭДсовет», телеграм-канал; проводит регулярные бесплатные вебинары и, безусловно, консультирует по телефону. При этом не обязательно быть клиентом банка, мы консультируем всех, кто к нам обращается. Наш консалтинг обеспечиваем и мы сами, и наши партнеры. 

Сергей Норицин, директор дирекции внешнеторговых операций Банка «Санкт-Петербург»

По клиентам нашего банка могу сказать, что если в прошлом году импорт рос, а экспорт снижался, то сейчас, наоборот, экспорт вырос за январь — апрель на 47% год к году, а импорт — на 23%. Доля экспорта в структуре портфеля ВЭД в БСПБ в первом квартале 2020 года составляла 35% е, а в этом году — 32%. Рост и по оборотам, и по контрактам у наших клиентов составляет около 33% по отношению к прошлому году. Я вижу причину в том, что даже в разгар коронакризиса клиенты не останавливали работу, составляли планы и заключали контракты. Сейчас нет времени быть неторопливыми, и потому сокращается не только время принятия решения, но и сроки поставок, согласований и так далее.

— То есть экспортеры и импортеры боятся, что снова закроют границы, и потому начали работать быстрее?

— Боятся скорее даже не закрытия границ, хотя это наложило неприятный отпечаток, а неопределенности. Опасаются, что в новых отлаженных цепочках снова придется что-то менять и терять время и деньги. Все помнят и транспортный коллапс на границе с Китаем, и нехватку контейнеров, и сложности в морских перевозках. По итогам года компании стали адаптивнее, появились новые правила перевозок (например, по смене водителей или по пересечению границ), изменились логистические пути, но бизнес работал и адаптировался, поэтому полной остановки не случилось. А принятие быстрых решений, которому и мы, и клиенты научились в разгар пандемии, идет на пользу всем.

— Какие компании показали больший рост в этом году?

— У нас диверсифицированный портфель, и пока я не вижу каких-то явных фаворитов 2021 года. Могу сказать, что малый бизнес в сфере ВЭД пострадал от пандемии больше, чем крупный, но он тоже активно восстанавливается: оборот по МСБ за квартал вырос на 29% год к году. Активнее всего развиваются те же отрасли, которые стали фаворитами 2020 года: логистика, медицина, перевозки и IT. 

— Что изменилось в обслуживании экспортных и импортных операций в БСПБ в этом году?

— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться в прошлый год. Как я уже сказал, в 2020-м мы заметили рост нестандартных запросов, клиенты начали интересоваться новыми продуктами, которые не вписываются в стандартное представление о банковской линейке, к нам поступали запросы по проверке контрагентов, по аналитике зарубежных рынков, по патентованию. На основании запросов бизнеса мы начали трансформироваться и развивать партнерскую сеть в целях предоставления клиентам экспертизы по любому вопросу ведения ВЭД. Мы запустили серию бесплатных вебинаров и видим сейчас своей задачей информирование клиентов. Еще один важный момент — развитие сервисов удаленной работы. Мы перевели почти все операционные сервисы в онлайн, так как этот канал помогает оперативно предоставлять решения и информацию. По тому же пути пошли и наши партнеры. К примеру, поучаствовать в зарубежной выставке теперь можно и онлайн. 

Помимо этого должен отметить, что раньше многие предприниматели не так серьезно и охотно подходили к страхованию и хеджированию рисков, но коронакризисный год показал, как важно разбираться в этих инструментах, поскольку риски были крайне высоки. Нужно было не только научиться работать в режиме постоянных изменений, но и нивелировать волатильность курсов валют. Как результат бизнес начал интересоваться различными видами защиты и воспринимать данные инструменты не как дополнительную опцию, а как реальную необходимость. Например, в пять раз выросло число сделок по аккредитивам. По итогам 2020 года и мы, и наши клиенты адаптировались к «новой реальности», и это имеет огромное значение в 2021 году. 

— В этом году у вас появилось что-то новое для клиентов ВЭД? 

— Мы разработали новую концепцию обслуживания клиентов ВЭД, которую презентуем и внедрим до конца года. Не буду раскрывать все карты, но идея в том, чтобы объединить и предоставлять нашим клиентам — импортерам и экспортерам — все банковские и небанковские сервисы, связанные с выходом на новые рынки, а также предоставлять IT-поддержку для ВЭД. Клиент сможет найти через нас продавца или покупателя; через наших партнеров привезти или отправить товар, получить и выслать документы, правильно учесть средства в бухгалтерии, доставить, растаможить, сертифицировать. Каждый клиент получит удобный интерфейс, в котором будет общаться с банком по всем интересующим его вопросам. В совокупности для компаний эти услуги должны стать дешевле. 

Из нововведений: в этом году мы начали создавать специализированные тарифные планы, которые включают в себя не только расчетные операции, но и комплекс услуг для ведения бизнеса. Тарифный план «ВЭД.Экспорт», например, не только дает бесплатный вход в интернет-банк, но и открывает доступ к образовательным программам, аналитике рынка и помощи в выходе на экспортный рынок.

— Обслуживание ВЭД в банках уходит от банковской модели в сторону сервисной. Можете ли вы назвать пропорцию: сколько приносят в ВЭД собственно банковские услуги, а сколько — сервисные, дополнительные? 

— Не буду скрывать: мы зарабатываем на расчетном бизнесе, финансировании и хеджировании, но также у нас есть масса сопутствующих услуг, и мы не делаем ставку на их монетизацию. Сейчас консалтинг уже неразрывно входит в наш банковский бизнес и неотделим от него. Мало того, мы не делаем градацию для консультационных услуг по ВЭД, нам неважно, клиент БСПБ обращается за помощью или нет, мы помогаем всем. Модель монетизации этой части есть, и она функционирует, тем не менее некая составляющая услуг остается и останется в будущем бесплатной для участников ВЭД. Это обеспечивает присоединение компаний к нам как к профессиональному партнеру по ВЭД. Мы всегда стремимся предоставить максимум информации обратившемуся, прежде чем предлагать какую-то платную опцию. Что касается пропорций, я не уверен, что это будет существенной частью нашего бизнеса. 

Сергей Норицин, директор дирекции внешнеторговых операций Банка «Санкт-Петербург»

Нам важно строить с клиентом долгосрочные взаимоотношения, а также предоставлять лучший сервис, потому что именно сервис важен для всех клиентов без исключения и на него мы делаем упор. Простой пример: у вас есть что-то, что вы производите в России, и вы приходите в БСПБ и говорите, что хотите это что-то продавать за границу. Первое, что мы спрашиваем, — есть ли у вас контрагент. Вам нужен план, который подойдет именно вам, потому что, если он у вас уже есть, вы точно знаете, кому и куда вы хотите экспортировать, — это одна история. А если партнера нет — история будет другая: мы исследуем ваш продукт, проанализируем несколько рынков, чтобы понять, будут ли его там покупать. Если да — то как покупать, какие бумаги, сертификаты, разрешения и так далее для этого нужны. Если у вас есть договоренность, мы поможем составить контракт, выяснить, есть ли ограничения на продажу или проведение сделок с вашим товаром, надо ли сертифицировать и как, куда обращаться за нужными документами в другой стране, есть ли квоты, таможенные ограничения, какие есть способы поставки с учетом того, скоропортящийся это продукт или нет… Мы можем оценить и подсказать клиенту, что, например, экспорт в какую-то страну будет нерентабельным или есть какие-то ограничения. Или наоборот, продавать нужно, но в соседней стране, там будет рентабельность в несколько раз выше и логистика дешевле. Ведь логистические потоки все время меняются. 

— Будете ли вы делать что-то еще, принципиально новое, для экспортеров и импортеров в этом году? Может, снизите тарифы?

— Наша цель — решить все банковские и небанковские вопросы компании в сфере ВЭД. Получение банковских услуг станет удобнее, ведь мы регулярно ориентируемся на обратную связь от клиентов. К ним добавится экспертиза по всем вопросам, связанным с экспортом и импортом.

Мероприятия этого года будут направлены на упрощение и ускорение работы с банком: планируем сделать удобные тарифные предложения с максимальным сервисным наполнением, уже сейчас реализуется крупный проект по рефакторингу личного кабинета участника ВЭД, где будет создан дашборд для руководителей компаний с удобной статистикой и аналитикой, в том числе по предупреждению нарушений; сервис учета контрактов с сохранением истории по платежам и документам; новая система информирования по событиям ВЭД. Также планируем изменения в части увеличения времени расчетов по международным платежам. 

 

 

Наши главные ценности — это качество валютного контроля, его превентивный, а не наказательный характер, скорость платежей, валютные спреды, скорость зачисления валют, сервис, простой интерфейс и персональный сотрудник, который досконально знает все о бизнесе клиента и понимает работу его компании. Мы сделали ставку на то, что БСПБ — банк «с человеческим лицом», высоким уровнем сервиса и высокой экспертизой сотрудников. И это действительно работает. 

— Насколько реален для ВЭД принцип «одного окна» не в огромной банковской структуре, а в обычном банке? 

— Мы — не совсем обычный банк, в нашей стратегии ключевое место отводится внешнеэкономической деятельности; к примеру, 40% выручки корпоративного блока — это операции клиентов в области ВЭД. Свою цель мы формулируем как «Стать лучшим банком для ВЭД» и продолжать получать такие награды, как уже полученные нами «Банк года для ВЭД 2020» (премия «Финансовая элита России»), «Сервисное решение года 2020», «Партнер высокого уровня» (премия TradeFinance Award 2020 Commerzbank AG), «Самый быстрорастущий банк торгового финансирования, Россия, 2021 год» (премия Global Banking & Finance Awards®) Высокие оценки не останавливают наше развитие в этом направлении, а мотивируют работать еще лучше. Наши ключевые преимущества — это люди, эксперты в сфере ВЭД, быстрое принятие решений и регулярное улучшение сервиса, поэтому в Банке «Санкт-Петербург» реальна реализация любого проекта.

Комплексные сервисы Банка «Санкт-Петербург»

— РКО:

  • открытие счетов, переводы и др.;
  • постановка контрактов на учет, валютный контроль.

— ГЛУБИННАЯ БАНКОВСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА И КОНСАЛТИНГ:

  • хеджирующие стратегии; оптимизация маршрутов платежей;
  • консультации при составлении контракта и так далее.

— НЕБАНКОВСКИЙ КОНСАЛТИНГ И ПАРТНЕРСКИЕ СЕРВИСЫ:

  • консультации по логистике, таможне, налоговым и правовым вопросам;
  • поиск зарубежных покупателей и поставщиков;
  • международные выставки и бизнес-миссии;
  • поддержка и развитие экспорта.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ