Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
В центре Москвы, в Настасьинском переулке, расположилось величественное здание Ссудной казны. За привлекательным фасадом скрываются богатая история, яркие росписи аукционного зала, а под ними — неожиданно неприглядные современные офисные перегородки. Но так было не всегда, и скоро все может измениться
Здание Ссудной казны — не единственное историческое строение, которое находится в собственности Центрального банка. Таких памятников архитектуры на балансе регулятора более 110. Они расположены в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Казани, Волгограде и многих других российских городах. Банк России не скупает помещения ради престижа, причина большого числа старинных зданий — историческая: в 1860 году император Александр II подписал Указ об основании Государственного банка Российской империи. Именно тогда началась история нынешнего мегарегулятора, но оказалось, что помещений, приспособленных под эту деятельность, нет. Нужны были операционные залы, защищенные кладовые, кассы. В первое время конторы и отделения Государственного банка располагались в съемных помещениях, а к началу XX столетия начали активно строиться здания по индивидуальным проектам с учетом новейших технологий. Зачастую эти банковские строения оказываются великолепными памятниками архитектуры и, может быть, наиболее яркими образцами своей эпохи. Центробанк к этим своим владениям относится трепетно, по мере возможностей реставрирует объекты архитектурного наследия. Здание Ссудной казны пока ожидает своей очереди. «Б.О» посчастливилось запечатлеть момент перехода Ссудной казны от функционального помещения одного из подразделений Банка России к открытой для широкой аудитории экспозиционной площадке.
Здание Ссудной казны в Настасьинском переулке. Предположительно 1923 год. Фото: pastvu.com
Ссудная казна как кредитное учреждение представляла собой государственный ломбард, который, по замыслу Ивана Бецкого, личного секретаря Екатерины II, должен был обеспечить доступ граждан к недорогим займам. Там человек мог получить ссуду под залог вещей по ставке 6% сроком до 12 месяцев. Однако концепция помощи бедным вскоре развалилась — в качестве залога перестали принимать «рухлядь», то есть все то, что могли заложить представители низших слоев населения, — вещи и ткани. Выдавать займы стали под залог драгоценных металлов и камней. Также Ссудная казна получала прибыль от услуг по хранению вещей.
До 1916 года организация располагалась в пристройке, примыкавшей к зданию Московской конторы Государственного банка в Неглинном проезде (ныне — Неглинная улица). Помещение было маленькое и неудобное, поэтому власти приняли решение о строительстве здания по индивидуальному проекту, который разработал архитектор Владимир Александрович Покровский.
Рисунки В.А. Покровского, изображающие здание Ссудной казны. Источник: Ежегодник Императорского общества архитекторов-художников: выпуск девятый (Петроград, 1914 год)
Но Ссудная казна проработала в пышных новых интерьерах всего около года — с 1916 по 1917-й. Позже тут расположилось Государственное хранилище ценностей РСФСР, куда отправлялись конфискованные драгоценности. «Гохран был также центром, куда со всей России, не исключая самых отдаленных областей, сливались целые потоки драгоценных металлов, драгоценных камней и других ценностей, отчужденных и конфискованных государством у дворянства, у буржуазии, у церкви и у банков», — писал журналист Максим Ларсонс в книге «На советской службе. Записки спеца».
Церковное серебро в кладовых Гохрана в здании Ссудной казны. Предположительно 1921-1922 годы. Фото: КИФА
Здесь мастера Гохрана разбирали условную брошь на части: в одну кучку — бриллианты, в другую — рубины, в третью — изумруды. Все это должно было быть оценено, посчитано и, в идеале, продано за границу. К счастью, не на все находились покупатели и наиболее значимые предметы остались в России: часть из них можно увидеть на выставке «Алмазный фонд» Гохрана в Кремле.
Мастера Гохрана за работой. Фото: spletnik.ru
В 1921 году в Советской России разразился голод. Русская православная церковь в лице Патриарха Тихона выступила с заявлением о том, что можно отдавать на нужды голодающих церковные ценности, которые не принимают участие в литургии. Но советская власть требовала, чтобы в пользу голодающих отдали вообще все церковное богатство. Верующие воспротивились, и тогда начались репрессии. Позже оказалось, что Церковь вместо золота и драгоценных камней имеет лишь речной жемчуг и серебро. Также не получилось реализовать схему «конфисковать — быстро продать — купить продовольствие». Россия находилась в блокаде, торговля была сильно затруднена. А в Ссудной казне работало ограниченное число специалистов, которые не успевали обрабатывать все поступающие вещи. В итоге потребовалось несколько лет, чтобы все отсортировать и оценить стоимость конфискованного. Позже часть церковного серебра пустили на чеканку первых советских монет.
Также хранящиеся в Ссудной казне ценности неоднократно фотографировали, в том числе для каталогов. Здесь бывали иностранные делегации, осматривавшие ценности, а в 1925 году даже была открыта выставка, на которой можно было увидеть коронные регалии династии Романовых. Однажды во время посещения делегации кому-то из делегатов даже разрешили примерить Большую императорскую корону. Так, Ссудная казна стала последним местом в истории страны, где Большая императорская корона была возложена на голову человека.
Иностранный гость Гохрана примеряет царские регалии в здании Ссудной казны. Предположительно 1925 год. Фото: dzen.ru
Система безопасности здания считалась лучшей в стране. Размещенные здесь кладовые использовались частично Гохраном, частично Государственным банком. Еще в 1930-е годы помимо Госбанка в Ссудной казне получили в пользование помещения около десяти организаций. Вплоть до 1970-х годов масштабные ремонтные работы в здании не проводились. Лишь в 1974-м здание Ссудной казны было включено в список памятников культуры, а в 1995 году президент России Борис Ельцин присвоил ему статус памятника архитектуры федерального значения. В настоящее время единоличным владельцем здания является Центральный банк Российской Федерации.
Практически всю свою историю здание в Настасьинском переулке было режимным объектом, простой человек мог попасть в него только в короткий период размещения в нем Ссудной казны. Но в последние годы Банк России организовал для интересующихся граждан экскурсии по зданию, «Б.О» тоже побывал внутри памятника архитектуры.
С улицы видно лишь малую часть здания Ссудной казны, оно сильно вытянуто в глубину двора, отчего создается ощущение маленького пространства, рассказал Михаил Чистосердов, историк-экскурсовод Банка России. В действительности здание Ссудной казны очень большое и включает в себя два корпуса, соединенных переходом: административный, видный с улицы, и технический, спрятанный от посторонних глаз в глубине. Технический корпус во времена Российской империи использовался в качестве хранилища тех ценностей, которые были переданы в Ссудную казну в качестве залога и на хранение.
Фасад здания, созданный Владимиром Покровским в неорусском стиле, практически полностью сохранился в первозданном виде, за исключением элементов по верхнему ярусу.
Фасад здания Ссудной казны в 1970-х годах. Фото: pastvu.com
Фото: Надежда Дьякова/«Б.О»
Внутри помещения стены выкрашены в желтый цвет. В 2022 году в здании начались подготовительные реставрационные работы. В разных частях потолка, стен, лестниц и сводов можно увидеть зондажи — фрагменты поверхности, отчищенные от поздних наслоений краски. Этот метод помогает реставраторам получить информацию о материалах, кладке, отделке стен и изменениях во времени. На лестнице между этажами виден наиболее хороший зондаж. «Это самая ранняя краска, которая была обнаружена. Цвет кажется каким-то мшистым. На самом деле это синий цвет. Насколько он был темнее, светлее — бирюзово-синий, светло-голубой — не совсем понятно, дальше шло наслоение. В итоге мы оказались заложниками этого классического советского желтого цвета, который, конечно, к оригинальной задумке автора никакого отношения не имеет», — рассказал Михаил Чистосердов.
Наиболее серьезное отличие современного интерьера от исторического воплощения на первом этаже — заложенные кирпичом арки между главным вестибюлем и операционными залами. В этих помещениях — минимум украшений, поскольку люди получали здесь обслуживание как клиенты и красота не имела решающего значения.
Рисунки В.А. Покровского, изображающие интерьеры здания Ссудной казны. Источник: Ежегодник Императорского общества архитекторов-художников: выпуск девятый (Петроград, 1914 год)
А вот аукционный зал, занимающий большую часть площади второго этажа административного корпуса, создает впечатление праздника. Здесь аристократы и состоятельные москвичи тягались за дорогостоящие вещи, которые не были выкуплены из залога. Справа и слева от входа видны белые рамы. С одной стороны находился портрет Екатерины Великой, именно она подписала Указ о создании Ссудной казны, с другой стороны — портрет Николая II, при нем здание построили и открыли. «Что с картинами произошло, нам неизвестно, хотя еще в 1919 году, судя по документам, они были в здании», — поделился Михаил Чистосердов.
Рисунки В.А. Покровского, изображающие интерьеры здания Ссудной казны. Источник: Ежегодник Императорского общества архитекторов-художников: выпуск девятый (Петроград, 1914 год)
Фото: Надежда Дьякова/«Б.О»
На сводах аукционного зала изображено солнце над Москвой, напротив — луна над Санкт-Петербургом. «С эпохи Средних веков солнце стало ассоциироваться с золотом, а луна — с серебром. Если вспомнить, что мы находимся в зале, где ценные вещи из золота и серебра преимущественно и продавались с торгов, логично появление этих символов», — пояснил экскурсовод. Своды также расписаны растительным орнаментом, здесь же можно увидеть двуглавого орла — герб Российской империи. На голубом фоне в маленьких медальончиках — птичка, которая стоит на одной лапке, это сказочная птица сирин.
А под этими торжественными сводами, выбиваясь из общей стилистики пространства, расположились неказистые офисные перегородки, меняющие восприятие исторического интерьера. Здесь работают сотрудники Департамента недвижимости Банка России.
Фото: Надежда Дьякова/«Б.О»
В Техническом корпусе сохранились массивные советские двери хранилища с несколькими замочными скважинами. По словам экскурсовода, «скорее всего, это работало по системе, которую придумал еще Петр Великий для хранения коронных регалий: они должны были храниться в сундуках, а запирались на три замка, от каждого из которых ключ выдавался одному должностному лицу. Открыть получалось только тогда, когда все три лица собирались вместе с ключами». В Ссудной казне сохранялась примерно такая же система: несколько ответственных людей собирались, вставляли ключи в замочные скважины, проворачивали в одно время, и только после попадали в помещение. Хранилище Госбанка здесь располагалось до конца 1990-х годов.
Центральные банки государств, как правило, отвечают не только за эмиссию, но и за вывод денег из обращения. В Ссудную казну также привозили купюры для уничтожения. «В корешках банкнот делают в пяти местах вырубку, демонстрируя, что они больше неплатежеспособны. После этого их отправляют на специальную машину, которая превращает их в труху. Причем машинка так устроена, что, если вы ее запустили, она не остановится, пока свое не отработает, — пояснил Михаил Чистосердов. — Это сделано для того, чтобы ни у кого не было искушения запустить ее, потом вроде как из-за поломки отключить и эти банкноты, которые сохранились, достать».
Проект интерьера Ссудной казны после реконструкции. Источник: музей Банка России
В настоящее время здание в Настасьинском переулке все еще остается режимным объектом, однако через несколько лет этот уникальный по своей архитектуре дом-терем откроет свои двери для посетителей. Здесь будет открыт просветительский центр Банка России.
Проектирование просветительского центра и подготовка к реставрационным работам уже идут: будущие посетители смогут прогуляться по бывшим операционным залам, почувствовать себя аристократами, поднявшись на второй этаж по парадной лестнице, внимательно рассмотреть росписи Аукционного зала, а также прикоснуться к истории нашей страны, познакомившись с редкими, необычными и интересными экспонатами.
1. Два серебряника князя Владимира. Первые монеты, отчеканенные в древнерусском государстве.
2. Золотые монеты для дворцового обихода. Монеты, используемые аристократией для карточных игр.
3. Самая крупная российская монета номиналом 50 тыс. рублей. Всего изготовлено 50 экземпляров такой монеты массой по 5 кг из золота 999-й пробы.
4. Семейный, или Фамильный, рубль Николая I. Монета с изображением семьи Николая I, которая никогда не была в обращении и использовалась как памятный подарок.
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка