Банковское обозрение

Финансовая сфера

  • От каждого по приложению, каждому по бонду
14.12.2018 Аналитика
От каждого по приложению, каждому по бонду

12 декабря 2018 года в Москве состоялась первая в России практическая конференция по инвестиционным digital-сервисам для физических лиц. Организатор мероприятия — журнал «Банковское обозрение»



На мероприятии «InvestTech 2018. Инвестиционные digital-сервисы для физлиц: маркетинг и технологии» выступили представители Банка России, НАУФОР, Московской Биржи, а также эксперты крупных компаний финансового рынка. В их числе Сбербанк, Тинькофф Банк, ВТБ, БКС, «Альфа-Капитал» и др.

Есть пророки и в своем отечестве

Поскольку рынок InvestTech молодой и несформировавшийся, собравшихся больше интересовали не достижения, а перспективы на горизонте до 2020 года. О конкретных показателях — позже, начать стоит с прогноза Владимира Шабасона (СЕО в компании Fins).

Эксперт уверен, что в скором времени нас ожидает бум открытия брокерских счетов, затем последует гигантский бум людей, разочаровавшихся в брокеридже. Это произойдет из-за волатильности рынка ценных бумаг и потраченных из-за этого впустую нервах неквалифицированных частных инвесторов. Финалом терзаний станет уверенность людей в том, что их опять обманули. Потом мы все возьмемся за голову и начнем этих людей нормальным образом обучать, что вызовет бум на рынке обучающих сервисов. После этого будет взрыв сервисов со встроенными финансовыми советниками. Примерно к этому этапу разовьются должным образом API, которые принесут рынку сервисы по оптимизации расходов с инвестированием и очень четкой, понятной образовательной программой. А финансовые советники, которых не надо путать с финансовыми продавцами, встанут примерно на один уровень с личными стоматологами, юристами и т.д.

Маркетплейс всему голова

В ходе первой сессии «Экосистема инвестиционных сервисов в России и ее возможности для банков» модератор конференции Данил Поминов (финтех-консультант Enterprise Ireland) предложил обозначить текущее состояние и перспективы фондового рынка, включая рыночные предпосылки создания инвестиционных сервисов. В число обсуждаемых проблем вошли оценка аудитории и спроса, а также регулирование инвестиционной сферы и юридическое обеспечение продуктов. Особое место в дискуссии заняли возможные бизнес-модели инвестиционного сервиса и форматы эффективного взаимодействия с брокерской компанией.

 

Данил Поминов (Enterprise Ireland). Фото: Антон Лезнев/«Б.О»

Данил Поминов (Enterprise Ireland). Фото: Антон Лезнев/«Б.О»

 

Выступающие сошлись во мнении, что инвестиционные инструменты — акции и облигации российских и иностранных компаний, ПИФы, EТF, ИСЖ — все больше интересуют россиян. Клиенты банков сегодня чаще рассматривают инвестиции на фондовом рынке как альтернативу депозитам. По данным Московской Биржи, количество уникальных клиентов — физических лиц составляет 1,5 млн человек, т.е. чуть более 1% населения (в США активы в ценных бумагах имеют более половины жителей). С начала года количество частных инвесторов выросло примерно на 200 тыс. человек — как за весь 2017 год.

Потенциал развития инвестиционных продуктов и сервисов для частных лиц колоссален благодаря ряду факторов. Во-первых, это эффект «низкой базы» из-за слабого проникновения инвестсервисов в России. Во-вторых, введены налоговые льготы по ИИС. В-третьих, снижение ставок по депозитам подстегнуло интерес к более высокодоходным инструментам. В-четвертых, диджитализация сервисов привела к появлению простых и удобных инструментов для работы на фондовом рынке.

Мощнейшим драйвером рынка стали новые технологические возможности дистанционной торговли финансовыми продуктами в системе «Маркетплейс», курируемой ЦБ. Поэтому принципам взаимодействия участников — электронных платформ, витрин-агрегаторов, финансовых организаций и клиентов, а также первым пилотным проектам был посвящен первый доклад, который сделала Елена Чайковская, советник первого заместителя председателя ЦБ. По ее словам, в феврале 2019 года стоит ожидать техническую готовность «Маркетплейса 1.0 по вкладам», а в первом полугодии запуск операций и по облигациям и паям ПИФов. «Маркетплейс 2.0» будет готов до 2020 года, он предусматривает запуск других продуктов и сервисов, например по ОСАГО, ипотеке, ИИС.

Главными целями запуска проекта «Маркетплейс» были обозначены развитие конкуренции между банками, страховыми компаниями и другими производителями финансовых продуктов. Кроме того, в этом списке повышение финансовой доступности сервисов для физических лиц в режиме 24/7 вне зависимости от географического положения, а также повышение эластичности трансмиссионного механизма ДКП, уменьшение дисперсии депозитных ставок банков. Одним из побочных эффектов может стать привлечение «длинных» денег для экономики.

 

Антон Кицун (Тинькофф Банк). Фото: Антон Лезнев/«Б.О»

Антон Кицун (Тинькофф Банк). Фото: Антон Лезнев/«Б.О»

 

Антон Кицун, руководитель отдела инвестиций и трейдинга Тинькофф Банка, в своем выступлении «Новые сервисы для привычных инвестиций» рассказал о том, как Банк создал приложение, которое породило настоящую волну хайпа. Одна из его главных мыслей — нужно исходить из потребностей существующей клиентской базы, а не из гипотетических идей креативных сотрудников. При этом любую услугу клиент должен получить максимум за два клика, это главное требование «миллениалов». В Сбербанке и ВТБ ситуация несколько иная, но применительно к массовому сегменту основные тезисы всех банкиров совпадают.

В поиске коллабораций

Название второй сессии — «Best practice. Практика создания инвестиционных продуктов» — говорило само за себя. Принявшим участие в ней докладчикам было предложено обсудить создание современных онлайн-витрин, мобильных приложений для инвестиционных продуктов. Важное место в выступлениях экспертов отводилось практикам продвижения инвестиционных сервисов среди клиентов банка, инвестиционным маркетплейсам, роботам-советникам и другим инновациям рынка. Нашлось время и для дискуссии о возможностях вендоров и стартапов в инвестиционной сфере.

Анна Тугай, начальник управления розничных сберегательных, инвестиционных и комиссионных продуктов Росбанка, в презентации «Что общего между универсальным банком и InvestTech? Конкуренция или партнерство?» говорила о том, что многие участники финансового и нефинансового рынков ставят перед собой амбициозную цель стать единым окном для клиента, создать экосистему на своей площадке. Поскольку объем информации, которую клиент передает банку, несопоставимо больше, чем объем, данных, которым он делится с браузером, мобильным оператором или даже управляющей компанией, уровень доверия к банку по умолчанию выше. Для провайдеров розничных финансовых сервисов банки пока остаются одним из наиболее эффективных каналов. В связи с этим Росбанк, в частности, видит себя провайдером финансовых решений с экспертизой и персонализацией in-house и партнерских сервисов.

В Росбанке очень тщательно подходят к выбору партнеров и продуктов с инвестиционной составляющей, поскольку они должны соответствовать требованиям не только локального регулятора, но и европейского. Цель Банка — постоянно повышать уровень благополучия клиентов, поэтому продуктовая линейка будет расширяться последовательно с учетом требований к надежности и ценности для клиента. Один из примеров — запуск сервиса «CмартИвест» в сотрудничестве с Finex.  

Владимир Курляндчик, директор по развитию компании ARQA Technologies, рассказал о том, какие технологические задачи решаются в рамках создания инвестиционных приложений и как решения от ARQA позволяют существенно сократить время разработки и внедрения подобных приложений.

Виталий Муттер, директор по развитию «ЕСИА.Финанс», презентовал возможности для брокерских и управляющих компаний по диджитал-дистрибуции инвестиционных продуктов через собственную облачную платформу, которая предназначена для дистанционного заключения договоров в онлайне и агентских сетях, а также для дальнейшего обслуживания клиентов. Благодаря «ЕСИА.Финанс» более 20 профучастников рынка ценных бумаг сегодня успешно развивают дистанционные каналы продаж через собственные сайты и агентские отделения.

Визионерская пятиминутка

На финальной панельной дискуссии — визионерской пятиминутке участники в отведенное им время умудрялись вложить столько новой информации, сколько трудно уместить в целую презентацию. То, о чем говорил Владимир Шабасон, вынесено в начало материала. Некоторые тезисы остальных спикеров приведены далее.

Владимир Курляндчик сосредоточился на технологическом аспекте и предположил, что инвестиционные сервисы банков, рассматриваемые сегодня как безусловная инновация, таковой и останутся через два года. Сохранится к тому времени и достаточный рыночный простор для онлайн-сервисов с нишевым продуктовым наполнением.

Константин Шульга, директор по продвижению брокерского бизнеса Сбербанка, ожидает много сюрпризов, но говорить о них здесь и сейчас отказался. Однако он заметил: «Я от рынка ничего не жду! Хотелось бы только, чтобы его участники придерживались морально-этических норм при продвижении инвестиционных продуктов. На данном этапе самое важное — не создавать ложных ожиданий и не превращать индустрию в казино». Что касается планов крупнейшего банка страны на будущее, то тот рост, который был достигнут в 2018 году, — это только начало, и показатель 5 млн клиентов будет достигнут через год-два.

 

Слева направо: Владимир Шабасон (Fins), Денис Проскурин (Fins), Виталий Муттер («ЕСИА.Финанс»). Фото: Антон Лезнев/«Б.О»

Слева направо: Владимир Шабасон (Fins), Денис Проскурин (Fins), Виталий Муттер («ЕСИА.Финанс»). Фото: Антон Лезнев/«Б.О»

 

Анна Тугай предположила, что эмоциональный фактор в данном сегменте финансового рынка к 2020 году выйдет на совершенно новый уровень. Речь идет прежде всего о юзабилити интерфейсов, персонификации предложений и предугадывании желаний клиента с учетом его жизненных целей.

Руслан Смирнов, заместитель руководителя департамента брокерского обслуживания, Банк ВТБ, был конкретен, он ожидает, что за предстоящие два года станут заметными две вещи. Во-первых, основными участниками если не второй, так третьей конференции «Банковского обозрения» по этой тематике благодаря развитию стандартных API станут представители крупных интернет-компаний, которые сейчас активно готовятся к экспансии. Во-вторых, начнет обсуждаться и развиваться такое технологическое решение, как «виртуальный электронный ассистент». «Все уже слышали про Алису, читали про Олега. Осталось дождаться аналогов от инвестиционных компаний», — уверен эксперт.

 

 

Виталий Муттер предсказал дальнейшее продолжение открытия интерфейсов, в том числе благодаря усилиям регуляторов, в частности, в рамках проекта «Маркетплейс». Продолжится и процесс персонализации предложений профучастниками инвестиционного сообщества, но при этом упор, по мнению эксперта, необходимо делать не на обсуждение возможного технологического стека, а на том наборе инвестпродуктов, который наиболее точно отражал бы клиентские ожидания.

Денис Проскурин, Product owner компании Fins, ожидает, что к 2020 году физическому лицу инвестировать деньги будет хотя бы не сложнее, чем потратить их. Что касается противопоставления развития цифровых сервисов и традиционных финансовых советников, то оно неуместно. Важно искать возможности синергии этих услуг в рамках какого-то нового клиентского сервиса.

Обо всем подробнее, а также о других интригах и деталях конференции «InvestTech 2018» можно будет прочитать в эксклюзивных комментариях ключевых спикеров. Будет также доступен видеорепортаж с мероприятия.

Комментарии участников

Елена Чайковская, ЦБ РФ Елена Чайковская, советник первого заместителя председателя ЦБ РФ

То, что продажи уходят в digital, — общемировой тренд. Финансовый рынок — не исключение. Регулятор не может стоять в стороне, так как это вопрос безопасности сделок граждан. Приобретать финансовые продукты через Интернет должно быть не только удобно, но и надежно. Новый законопроект, регулирующий дистанционную продажу финансовых продуктов, нацелен как раз на это. В результате его реализации появятся два новых инфраструктурных игрока: регистратор финансовых транзакций и электронные платформы. Регистратор будет один. Планируется, что в этой роли выступит Национальный расчетный депозитарий. А вот платформ может быть столько, сколько решит рынок, и они будут находиться под надзором Банка России. В отношении платформ будет установлен минимальный размер капитала, который должен позволить им инвестиции в IT-программы и обеспечение информационной безопасности. Основное предназначение платформ — проведение транзакций, что предполагает IT-интеграцию всех участников торговой цепи, поэтому надежность и быстродействие — то, что будет требовать закон от тех, кто выберет этот бизнес. Создание доверенной среды и простой клиентский путь — две большие истории, которые также призван решить новый законопроект.

Антон Кицун, Тинькофф Банк Антон Кицун, руководитель отдела инвестиций и трейдинга Тинькофф Банка

С момента запуска сервиса «Тинькофф Инвестиции» (2015) мы добились больших результатов: открыли более 200 000 брокерских счетов, достигли 1 млн установок мобильного приложения, а каждый третий счет на Московской Бирже открывается сегодня через брокерскую платформу «Тинькофф». При разработке нашего сервиса мы делали упор на простоту и удобство функционала и интерфейса брокерской платформы «Тинькофф», чтобы люди без специальных знаний о торгах на бирже могли легко совершать покупки ценных бумаг и не путались в сложной профессиональной терминологии.

Мы также продолжаем развивать информационно-образовательный блок в рамках нашего сервиса: например, мы запустили удобную инвестиционную ленту новостей, где на простом, «человеческом» языке рассказываем о главных событиях из жизни компаний, делаем саммари аналитических отчетов и пр. Команда «Тинькофф Инвестиций» продолжит экспериментировать с форматами и улучшать пользовательский опыт наших клиентов. Сейчас, например, мы возлагаем большие надежды на новый инструмент в рамках нашего сервиса саммари «Тинькофф Коллекции», тематические портфели ценных бумаг (акций и облигаций), которые буквально в один клик можно покупать через брокерские и индивидуальные счета (ИИС) на инвестплатформе «Тинькофф».

Александр Головин, БКС Брокер Александр Головин, руководитель департамента интернет­проектов БКС Брокер

Продуктовая модель БКС Брокер построена с применением технологии Big Data. В первую очередь мы ориентируемся на внутренние данные по транзакционной активности клиентов (по их результатам транзакций, по тому, в каких бумагах и в каких позициях находятся клиенты). Кроме того, мы обогащаем эти данные из внешних источников: соцсетей, dmp-платформ, служб геолокаций и пр. Третий тип данных — данные клик-стрим, то есть активность пользователей на наших площадках: что они кликают, по каким страницам приходят, какие блоки читают и т.д. Все эти данные учитываются в продуктовой модели.

Сейчас основной упор мы делаем на более точное понимание потребностей клиентов и доработку клиентского сервиса. Уже ведется работа по речевой аналитике — мы анализируем все разговоры по телефону и переговоры в офисах: что говорят финансовый советник, консультанты и что говорят клиенты соответственно. Здесь мы пока в начале пути, но это то, что мы уже делаем. И мы смотрим в сторону биометрии и удаленной идентификации клиента.

Виталий Муттер, «ЕСИА.Финанс» Виталий Муттер, директор по развитию «ЕСИА.Финанс»

Для банка готовая система digital-дистрибуции инвестпродуктов существенно снизит Time to Market. С ее помощью банк сможет предоставить клиенту возможность не только открытия брокерского счета онлайн, но и покупку конкретного инвестиционного продукта, например ИИС, ДУ, ПИФ. Облачное решение разворачивается за два дня, настраивается еще примерно за неделю плюс время на обучение персонала работе с системой. Строить собственную систему может выйти дорого, так как все процедуры в банках, связанные с IT, очень долгие и требуют существенной перестройки процессов. Есть банки, которые делают это годами. Можно пойти более быстрым путем и использовать наше облачное решение «ЕСИА.Финанс» или взять коробочную версию (по сути, это копия облачной системы) и доработать ее под свои конкретные нужды с нашей помощью. Если банк принял аджайл-модель, получится быстрее, чем у других, и именно он выживет. У других будут проблемы.

Константин Шульга, Сбербанк Константин Шульга, директор по продвижению брокерского бизнеса Сбербанка

Мы делаем основной упор на продажу продуктов с защитой капитала либо на долгосрочные инвестиции, которые, по прогнозам наших аналитиков, должны как минимум окупить вложенные средства. Это оптимальное решение для тех, у кого недостаточно опыта на рынке. Но риски, безусловно, есть. И чтобы предотвратить негативные последствия для клиента, мы ведем активную работу по отслеживанию портфеля и рыночных колебаний. Сейчас такая работа проводится на уровне клиентских менеджеров в Сети, и мы планируем ее продолжить более таргетированно, с использованием digital каналов.


Презентации спикеров

Елена Чайковская, Проект «Маркетплейс»

Виталий Муттер, «Диджитал дистрибуция инвестиционных продуктов на базе облачных решений от RnD Soft»

Олег Козлов, «Бизнес-модель управляющей компании в цифровой среде»

Константин Шульга, «Развитие частных инвестиций»

Алексей Скобелев, «Тренды потребительского digital-инвестирования»

Владимир Курлядчик, «Технологические аспекты построения инвестиционных приложений»

Екатерина Кононова, «Маркетплейс финансовых продуктов»

Александр Головин, «Создание бизнес ценности на основе данных»






Сейчас на главной