Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
В ходе XIV Банковского саммита по инновациям и развитию, организованного ГК ЦФТ на Кипре, Патрик Диксон (Patrick Dixon), футуролог, бизнес-консультант, рассказал о банковском бизнесе, построенном на эмоциях, разумном использовании технологий и смерти маркетинга
Английские журналисты окрестили Патрика Диксона «гуру глобальных перемен» и включают его в двадцатку «самых влиятельных бизнес-мыслителей современности». Он возглавляет компанию Global Change Ltd, которая консультирует Google, Microsoft, Intel и Toshiba, и это далеко не все заслуги Патрика Диксона.
Патрик Диксон, Global Change Ltd
По его словам, людям нужны эмоции и положительный опыт взаимодействия с провайдерами финансовых (и не только) сервисов. Положительного результата можно добиться, извлекая «малые данные» (Little Data) из массивов больших данных (Big Data), персонализируя их, а главное, предлагая людям услуги в наиболее подходящее время. Этого можно добиться только в условиях бизнес-интеграции банков, сетевого ретейла, авиакомпаний, социальных сетей на основе взаимной выгоды: «конкурируй, но кооперируйся» (Coopetition).
Приводим тезисы выступления Патрика Диксона.
• Скорость изменений. Многие цифровые тренды меняются гораздо медленнее, чем думают большинство банкиров. Они постоянно забывают, что ключ к будущему — это не технологии, а эмоции. Эмоции двигают вперед историю, особенно в банковской сфере. Эмоции связаны с доверием, а если нет доверия, то у вас нет банка. Репутационный риск — риск номер один для каждой финансовой компании, а самый быстрый способ потерять репутацию — разрушить доверие.
• Ожидание. За пять секунд бесплодного ожидания в онлайн-мире вы теряете «желание жить». Мы можем потеряться в великом технологическом приключении на веб-сайтах и забыть о волшебстве, которое исходит из мелочей, связанных со страстью и создающих лояльность. Перед тем как что-то предлагать людям в розничном бизнесе, проведите тест пяти секунд, и розовые очки обязательно разобьются.
• 3D-принтер. Благодаря новым технологиям производства появляется возможность создавать продукты не путем их механической обработки, а с нуля, причем без особых затрат на оборудование и материалы — например, при помощи 3D-принтеров. Это ставит с ног на голову привычный мир производства и потребления.
• Демографический вызов. Через пять лет 85% людей будут жить в развивающихся странах, таких как, например, Россия. Миллиард людей через 30 лет переедут из сельской местности в города. Европа стареет, она умирает.
В России масса своих собственных вызовов, в том числе демографических. Нам всем в Старом Свете нужно «либо производить детей на свет, либо импортировать их». На практике же это выливается в группирование людей в трайбы (tribe — племена, объединения), ярчайший пример проявления этой новой силы — стремление Шотландии вырваться из Великобритании и самой Великобритании — покинуть ЕС.
• Big Data. Я не знаю ни одного банка, который зарабатывает большие деньги на Big Data. Практика показывает, что наиболее ценны не большие, а «малые данные». Например, покупая товары в одном крупном супермаркете, клиенты вместе с чеком получают порой и такое сообщение от магазина: «Спасибо, что совершили покупку у нас. Мы провели исследование, и выяснилось, что в нашем районе некоторые продукты Вы могли бы купить дешевле. Поэтому мы возвращаем Вам переплаченные деньги». Вот это именно та аналитика, которая нужна людям. Малые дела ретейлера здесь и сейчас обеспечивают лояльность клиента в будущем.
• В мире 15 тыс. банков, и большая их часть хотела бы объединиться. Почему? Во многих странах до 70% всех трат компаний происходит в рознице. Жизнь слишком коротка, чтобы заново изобретать велосипеды. Сейчас у нас осталось только две операционные системы, несколько глобальных телекоммуникационных компаний и т.д. Почему? В период устоявшего бизнеса важна не скорость изменений и не динамика развития, а концентрация всех сил (и своих, и с привлечением конкурентов, подрядчиков, смежников) для удержания клиентов и снижения операционных издержек. Хотите динамики? Ищите новые идеи в новых секторах!
Информационное пространство заполонил контент о колоссальных перспективах и пользе искусственного интеллекта, в том числе в финансовой сфере. Впечатляющие прогнозы, необходимость изменения стратегий и бизнес-моделей, перспективные области использования и прочие общие слова, зачастую этим же искусственным интеллектом и сгенерированные