Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Перегружать сложными продуктами малый бизнес не надо
26.10.2022 Аналитика

Перегружать сложными продуктами малый бизнес не надо

Кредитование малого бизнеса набирает обороты, несмотря на пандемию, геополитику и другие непростые ситуации. О том, как работают банки с МСП сегодня, какие продукты у них востребованы и какие новые решения для предпринимателей появились в последнее время, а также о том, какую роль в пандемию сыграла цифровизация, «Б.О» рассказал Ярослав Черешнев, управляющий директор цифрового банка группы Совкомбанк


Ярослав Черешнев (Совкомбанк)

— Как себя чувствуют заемщики — субъекты МСП в текущей ситуации?

— Сегмент МСБ более чутко реагирует на макроэкономические колебания в силу того, что он традиционно менее финансово устойчив, чем крупный бизнес, и более восприимчив к колебаниям рынка, тем более таким существенным, как сейчас. Но в целом, мы видим нормальные организационные изменения: какие-то компании банкротятся, новые возникают. Относительно спокойных времен, в которых колебания экономически сглажены, больший процент компаний из сегмента МСП стал себя чувствовать хуже или не успел пока подстроиться. Но в целом, ожидания были страшнее вначале, чем сейчас, все в итоге оказалось не так уж плохо.

— Какие тенденции в сфере кредитования МСП вы бы сейчас отметили?

— Я считаю, что простые методы являются единственно правильными. Сложные продукты, надстройки, витиеватые схемы нужны только тому, кто их создает, чтобы показать: а мы можем вот так! Но что нужно малому бизнесу? Деньги, и ждут они их, как говорится, вчера. Дальше вопрос только в том, каким транспортом их подвезут — в чемодане, на грузовике, мотоцикле… Перегружать предпринимателей условиями не нужно. Поэтому я считаю, что нет тенденций в части инструментария. Все, как правило, сводится к оборотному кредитованию.

— Почему к оборотному?

— Потому что предпринимателям нужны деньги, и они знают, что с ними делать. А остальное — сегрегация, какие-то ограничения, выделение, схемы — это самообман, когда банк не хочет давать предпринимателю простой и понятный кредит.

— Непростой период для бизнеса в целом длится уже несколько лет сначала пандемия, затем геополитический шторм. Как вы работали все эти годы?

— В малом бизнесе есть сложность, связанная с тем, что, с одной стороны, хочется работать пакетированно, с массивами сделок, клиентов, информации, с другой стороны, они ведь все со своими болями, вопросами, задачами… Мы умеем сочетать стандартизацию и индивидуальный подход, и наш опыт работы в период нестабильности это показал.

С 2019 года мы стали работать над цифровизацией кредитования МСП, реализовали проект. Потом случилась пандемия, но у нас автоматизация уже была готова. Через нее мы пропустили тысячи сделок господдержки и пропилотировали систему. После мы запустили продукт по кредитованию «Легкий кредит». Это кредитная линия на пополнение оборотных средств, а также на исполнение государственных и коммерческих контрактов для МСП с упрощенной процедурой рассмотрения кредитных заявок. Этот продукт пользуется у нас большой популярностью.

Таким образом, по динамике кредитования МСП, мы растем уже три года подряд. Думаю, в целом по банковскому сектору этот сегмент растет, учитывая заинтересованность в работе с малым бизнесом и довольно высокую конкуренцию.

— Насколько сейчас востребованы среди заемщиков этого сегмента кредитные каникулы?

— Я бы не говорил о востребованности или невостребованности. Да, компании берут кредитные каникулы. Но многие понимают, что  каникулы для банка становятся каким-то негативным признаком. Это может помешать получить финансовые услуги в будущем. Это нормальная бизнес-стратегия банка.

Система сама себя регулирует. С одной стороны, предприниматели могут выбирать, менять банки, поэтому в определенных ситуациях кредитные организации могут идти навстречу бизнесу. С другой стороны, проблемы с финансовым благополучием у предпринимателей также могут стать триггером для отказа в работе с ними со стороны банков. 

— Какой сейчас процент одобрений кредитов для МСП и какие причины отказа встречаются чаще?

— На самом деле, ничего не изменилось сегодня по сравнению с прошлым годом. Процент отказов колеблется от 40 до 70% в зависимости от банка, от ощущения банком рынка, от того, только начинает банк работать или уже давно набил руку и понимает этот сегмент, от риска-аппетитов, но в целом, этот коридор неизменен. В среднем, все же 40–50%.

— А каковы причины отказов ?

— Для любого банка МСП — это массовый сегмент, и многие стараются создать коробочный продукт. Рассматривать десятки тысяч предпринимателей банкам финансово неинтересно. Согласно коробочному принципу, основная причина отказов — качество кредитной истории.

С одной стороны, здесь может быть много невербального и субъективного — бывает масса необъективных ситуаций. Но проблема российского рынка МСП — в том, что в основном это стартапы. Они верят в свои идеи, они горят делом, но они плохие бизнесмены. Банкам нужно сегрегировать, нет возможности разбираться в миллионах физлиц, к примеру, поэтому основной критерий — кредитная история.

Но и здесь есть исключения. Чтобы расширять возможности и помочь большему числу предпринимателей деньгами, некоторые банки, и мы в том числе, вводят продукт «кредитного доктора». В рамках продукта мы пытаемся разобраться в ситуациях даже с испорченной кредитной историей. 

— Какие прогнозы вы можете дать по рынку финансирования МСП на горизонте два-три года?

— Здорово, что сейчас государство уделяет внимание помощи МСП, это является драйвером роста и говорит о том, что в экономике все неплохо. Потому что люди по-прежнему занимаются бизнесом.

Государственная поддержка будет продолжаться, и банкам будет очень интересно. Развивается синергия, у нас в том числе — с государственными мерами поддержки. Государство разделяет риски снами. Еще много программ, где государство дает, условно, поручительство за клиента.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной
Риски на высоких оборотах FINLEGAL Риски на высоких оборотах

«Б.О» провел конференцию FinLEGAL 2024: Залоги. В ходе мероприятия разгорелись дискуссии по процедурам и методам, которые, казалось бы, отработаны и уже не вызывают сомнений на рынке


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ