Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Помнится, когда платежная система Union Pay только пришла на наш рынок, ее представители говорили: «Мы такие маленькие, мы обходим банки, никто нас не хочет брать». Сегодня же мы видим ажиотажный спрос. Невольно вспоминается март 2014 года, когда ряд клиентов банков не смогли использовать карты VISA за границей. Был шок, после которого мы ринулись изучать инициативу о национальной платежной системе, изъятую из нашего законопроекта 2012 года. Тогда Алексей Кудрин спрашивал, зачем нам раздел про национальную карту, если есть VISA и Mastercard, а риски их отключения называл фантазиями. Банки, кстати, тоже недоумевали: зачем тратить деньги при наличии МПС? Через два года эти фантазии сбылись. Но благодаря быстрой реакции Банка России в 2014 году была создана НСПК, на которую было потрачено 9 млрд рублей. Сегодня прибыль НСПК составляет 30 млрд рублей, и ЦБ не очень спешит ее акционировать, хотя банки уже хотели бы подключиться к этому процессу и поделить прибыль.
О чем стоит думать теперь? Я уже несколько лет говорю о двух главных вещах.
Во-первых, карта изжила себя, как раньше себя изжил бумажный чек. Если технологии уже позволяют напрямую тянуться к источнику фондирования, зачем ставить посредника в виде карты?
Даже кошельки у меня вызывают сомнения. Все должно напрямую связываться со счетом. Это и удешевляет, и ускоряет процесс, и делает его, возможно, даже более доступным. Во-вторых, мы уже много лет предлагаем банкам открывать счета без физического присутствия. 28 февраля 2022 года в ночи вышел указ президента. То есть мы десять лет просили, а за одну ночь нам дали решение. Но оно за полтора месяца не «взлетело». Я разговаривала с ЦБ, они говорят, что это инициатива не их, а Минфина. Банк России, видимо, морально не до конца готов к этому. Тем не менее указ есть, его надо реализовывать. А для неподсанкционных банков это прекрасный способ наращивать клиентскую базу. Я как обыватель из Москвы готова открыть счет в каком-нибудь приморском банке хотя бы потому, что два года назад только приморский банк давал карту Union Pay в юанях. Тогда я собиралась в Китай, и мне нужен был счет в юанях. При этом ни один местный федеральный банк не был готов выдавать карты в юанях — Union Pay выдавал только РСХБ, а в юанях не выдавал вообще никто.
В широком смысле внутри страны мы защищены от ухода МПС. У меня ничего не колыхнулось, кроме трансграничных платежей. Возможно, цифровой рубль поможет решить эту проблему.
2024 год многие называют временем вкладчика из-за сохраняющихся привлекательных условий по депозитам благодаря высокой ключевой ставке ЦБ РФ. В чем именно хранить свои сбережения и как правильно рассчитать доходность, стоит ли опираться только на рублевые инструменты и есть ли альтернатива в иностранной валюте, «Б.О» рассказал начальник управления по работе с состоятельными клиентами «Привилегии ВТБ» Дмитрий Кобяков
Много говорилось о том, как использование микросервисных решений для банков увеличивает производительность, ускоряет вывод новых бизнес-продуктов на рынок и помогает банкам стать по-настоящему цифровыми. В сложившихся реалиях ЦБ уделяет повышенное внимание стабильности критической инфраструктуры, к которой относится и банковская. Поэтому возникает серьезный вопрос: как поведут себя «модные» микросервисы в случае серьезных сбоев? Сможет ли банк сохранить требуемую регулятором непрерывность предоставления услуг?
Согласно результатам исследования, опубликованным изданием Recycle, среди опрошенных предпринимателей, занимающихся экологичными проектами, только 13% пробовали применять данный инструмент для целей предприятия