Банковское обозрение

Финансовая сфера

  • Потенциал рынка — около полумиллиарда кейсов в год
25.04.2018 Аналитика
Потенциал рынка — около полумиллиарда кейсов в год

О тенденциях на рынке юридических услуг для населения, проблемах с правовой грамотностью россиян и развитии направления Legal Tech основатель и президент Европейской Юридической Службы Сергей Бекренев рассказал Павлу Самиеву, генеральному директору аналитического агентства «БизнесДром», управляющему директору НРА



Сергей Бекренев, ЕЮС. Фото: Александр Черных / «Б.О» — Сергей, какие главные тренды вы сегодня выделяете на рынке юридических услуг для населения?

— Спасибо за интересный вопрос. Сегодня среди трендов на рынке юридических услуг для населения можно отметить появление и технологическое развитие клиентских LegalTech-сервисов, которые помогают обычным гражданам решить свои юридические вопросы быстро и недорого. К таким сервисам можно отнести различные конструкторы документов, веб-платформы для поиска юриста, чат-боты, онлайн-консультации, а также отраслевые сервисы, например, для онлайн-заполнения налоговой декларации или сбора документов для открытия ООО. При этом автоматизация внутренних процессов и задач помогает юридическим компаниям снижать свои издержки, предоставляя более качественный сервис населению. В целом, нынешняя карта российского LegalTech может быть поводом для гордости. Картину портит лишь глобальная проблема — состояние правовой культуры в стране, уровень которой, несмотря на все усилия государства и бизнеса, продолжает оставаться на низком уровне, что не позволяет в должной степени инновационным разработкам найти своего клиента.

— Вы упомянули о проблеме правой грамотности населения. Но ведь низкая правовая грамотность, напротив, должна приводить к росту запросов физлиц на консультации юристов? То есть юридическим компаниям низкая правовая грамотность наших сограждан, в принципе, на руку?

— Я бы так не сказал. Наоборот, сегодня более выгодна работа по повышению правовой культуры. Наш опыт показывает, что клиенты, которые пользуются нашим сервисом, со временем меняются ментально, начинают быстрее осознавать моменты нарушения их прав и чаще обращаться к юристам вовремя.

Я регулярно сталкиваюсь с тем, что классические «офлайн-юристы» пренебрежительно или высокомерно относятся к таким онлайн-сервисам, как наш, считая их недостаточно профессиональными, недостаточно глубокими. Но они просто не видят картину рынка в целом. По нашим оценкам, сегодня на российском рынке юридических услуг ежегодно решается около 40 млн кейсов физических лиц. А наша практика показывает, что в среднем у человека трудоспособного возраста возникает в год 7–10 вопросов, требующих консультаций в той или иной области права. То есть потенциал рынка — около полумиллиарда кейсов в год, что на порядок больше, чем сегодня решает существующее профессиональное сообщество. Получается, что такие сервисы, которые предоставляют Европейская Юридическая Служба и другие компании, развивающие направление Legal Tech, работают на рост объемов рынка в целом.

— Что такое Legal Tech, с точки зрения клиента? В чем состоит функционал, в частности, вашего сервиса?

— Когда мы начинали в 2007 году, единственной услугой, подобной нашей, был онлайн-доступ по телефону к профессиональному юристу. Сегодня мы оказываем уже 16 видов онлайн-услуг.

Примерно к 2011 году, когда нашими услугами пользовались уже около 40 тыс. клиентов-физлиц, стало очевидно, что основная ценность нашего бизнеса — это наша база знаний. На тот момент я как собственник бизнеса осознал, что те вопросы, которые задают нам клиенты и на которые мы даем ответ, это и есть та ценность, которую можно продавать много раз. Сегодня мы точно знаем, что около 70% запросов повторяют друг друга, в том или ином виде они похожи. Можно сказать, что люди «болеют» примерно одними и теми же болезнями.

Наша практика показывает, что в среднем у человека трудоспособного возраста возникает в год 7–10 вопросов, требующих консультаций в той или иной области права

Как раз в 2011 году мы запустили проект Legal Cloud — облако юридических знаний. Он направлен на то, чтобы снизить издержки на обслуживание одного клиента без ухудшения качества его обслуживания, максимально автоматизировать, роботизировать процессы при обслуживании клиентов.

Сегодня благодаря нашему онлайн-сервису юридической профилактики человек может решить большое количество проблем, локализуя их развитие. При этом ему доступна как устная, так и письменная консультации, он может доверить свои переговоры юристу в спорах с третьими лицами. Или, например, клиент может воспользоваться нашим роботом-юристом Legal-Bot в области защиты прав потребителей, а при возникновении ДТП может за минуты получить алгоритм правильного действия в этой ситуации. Наш Legal-Bot работает по четырем видам права.

— Вопросы из какой области права лидируют по числу обращений к вашему Legal-Bot?

— Защита прав потребителя, льготы федерального и регионального значения, все вопросы, касающиеся страхования и ДТП. Это конкретно по боту. Если же говорить о запросах в компанию вообще, то на фоне закредитованности населения сегодня номер один — все, что касается взаимоотношений с банками, кредитной истории, банкротства физлиц.

— Но в Legal-Bot вы пока эти запросы не включили?

— Это в планах компании. Сейчас самая горячая тема для обсуждения в сфере Legal Tech — возможность применения технологии нейросетей. Сможет ли искусственный интеллект справиться с юридическими задачами? Основное препятствие для четкого утвердительного ответа на этот вопрос — отсутствие правильно размеченных данных, на основе которых можно было бы обучить искусственный интеллект. В этом Европейская Юридическая Служба оказалась на шаг впереди своих коллег, так как у нас есть огромная база знаний — более трех с половиной миллионов юридических консультаций. На ее основе мы создаем робота-юриста, который заговорит с человеком на понятном ему языке. Для этих целей 1 марта этого года мы подписали стратегическое соглашение с проектом «iPavlov» лаборатории МФТИ.

— Если сравнивать российский и мировой рынки разработка Legal Tech, то в чем их принципиальные различия помимо ощутимо разных масштабов инвестиций в эту сферу?

— Лидером, безусловно, является рынок США. Дальше с большим отставанием следует европейский рынок, потом уже все остальные страны мира. Это объясняется просто. Чтобы рынок развивался, должна существовать потребность в юридических услугах. В США люди четко понимают, что жить без адвоката — это дорого и нереально. А когда есть устойчивый спрос на юридические услуги, компании задумываются о снижении своих издержек и встают на путь автоматизации. Появляется то, что мы называем Legal Tech. Как внутренний — для собственных процессов, для снижения своих издержек, так и внешний — в целях автоматизаци процессов для клиентов.

Поэтому, хотим мы того или нет, мы вынуждены возвращаться к уровню правовой культуры. Рынки с высоким уровнем юридической культуры, конечно, характеризуются высокими инвестициями в развитие соответствующих услуг и в автоматизацию процессов.

В России же потенциал рынка огромен, но и риски для инвесторов у нас велики. И, если бизнес хочет не просто выживать, а зарабатывать и инвестировать в развитие технологий, то приходится придумывать какие-то интересные ходы, которые, с одной стороны, минимизируют расходы, а с другой стороны, имеют максимальный эффект с точки зрения продвижения и повышения правовой культуры.

Сейчас самая горячая тема для обсуждения в сфере Legal Tech — возможность применения технологии нейросетей

Например, на нашей мобильной платформе мы визуализировали (в виде анимации на базе технологии компании «Смыслотека») 149 кейсов — конкретных ситуаций, каждая из которых произошла с нашими клиентами более чем тысячу раз. По длительности это около двух с половиной голливудских фильмов. Очень важно, что это подано в игровой форме, людям это интересно смотреть. Через такие кейсы мы добиваемся того, чтобы человек узнал в этих роликах либо себя, либо своего родственника, друга, почувствовал, что ситуация ему знакома. При этом человек видит момент зарождения проблемы, понимает, когда можно ее если не предотвратить, то, хотя бы, локализовать.

Конечно, предстоит еще много работы в этом направлении. Это большая государственная задача, потому что повышение уровня правовой грамотности выгодно государству в целом. Ведь те затраты, которые мы как общество несем из-за недостаточного развития правовой культуры, исчисляются миллиардами рублей в год.

— Если правовая культура — это государственный вопрос, то какой поддержки вы как представитель юридического сообщества ждете от государства?

— Была бы мощная синергия, если бы нашу базу знаний, нашу Big Data мы смогли бы объединить с базами государственных ресурсов. Чем больше у нас клиентов, тем точнее можно заниматься предиктивной аналитикой. Мы уже понимаем, что, если в нашей базе появился мужчина, например, 45 лет, двое детей, женат, работает таксистом и так далее, то мы можем из нашей базы вычленить таких же людей с характерными только для этой группы запросами. Такому клиенту мы предложим готовое решение, алгоритм поведения еще до того, как он сформулировал вопрос. Это уже следующий шаг нашего сервисного развития, когда большинство проблем можно предотвращать на стадии простого приобщения человека к сервису.

Но и на данном этапе развития технологий у государства есть возможность облегчить жизнь как нам, так и человеку. Например, существующие автоматизированные сервисы по заполнению налоговых деклараций позволяют создать документ конкретно под человека. Наш Legal Bot позволяет подготовить исковое заявление, претензию или другой документ, который интересует клиента, например, в области защиты прав потребителя. Он будет заполнен именно под конкретного человека, под его ситуацию. Документ остается только распечатать и отнести в тот орган, который занимается решением проблемы.

В недалеком, надеюсь, будущем решится вопрос удаленной идентификации, верификации граждан, и это намного упростит нашу жизнь. Гражданин сможет заполнить то же самое исковое заявление, которое тут же уйдет по внутренней системе в суд. Хотя сами суды не уйдут в прошлое еще долгое время, так как требуется решить массу проблем, чтобы доверить вынесение судебных решение роботизированным системам.

Реклама



Читайте наши лучшие материалы Яндекс. Дзен Телеграмм

Читайте также