Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Практика GR при совершении сделок с иностранными лицами
10.03.2023 Best-practice

Практика GR при совершении сделок с иностранными лицами

В 2022 году в связи с проводимой Россией специальной военной операцией на Украине иностранные компании, в том числе работающие в финансовой сфере, рассматривают возможности по реструктуризации своих активов в России, а отдельные компании уже реализовали такие планы


Несмотря на то что российскими регуляторами была создана нормативно-правовая база, регулирующая операции (сделки) с участием иностранных лиц, связанных с «недружественными государствами», многие вопросы, касающиеся совершения таких сделок (операций), не имеют исчерпывающей и публичной регламентации.

В частности, базовая основа правил осуществления таких сделок (операций) определена указами Президента № 81 от 1 марта 2022 года., № 618 от 8 сентября 2022 года и № 737 от 15 октября 2022 года, постановлениями Правительства № 295 от 06.03.2022 и № 1651 от 19 сентября 2022 года.

Важно, что Указ № 618 устанавливает особый режим осуществления сделок (операций), за исключением кредитных организаций и некредитных финансовых организаций.

Сделки с акциями и долями (вкладами) в уставном капитале таких организаций регулируются следующим образом.

  1. В отношении кредитных организаций, включенных в перечень в соответствии с п. 2 «д» Указа Президента Российской Федерации от 5 августа 2022 года № 520 «О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций», утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 26.10.2022 № 357-рп, установлен отдельный специальный режим, Сделки с акциями или долями в уставном капитале таких организаций могут быть осуществлены только на основании специального решения Президента Российской Федерации (п. 5 Указа № 520). В настоящее время в перечень включено 45 кредитных организаций, в том числе системно значимые банки, находящиеся под контролем лиц из «недружественных государств» и продолжающие работу на территории России.
  2. В отношении кредитных организаций, не вошедших в перечень, некредитных финансовых организаций, а также иных организаций финансового рынка порядок совершения сделок с участием лиц установлен Указом Президента № 737 от 15 октября 2022 года. В соответствии с данным Указом сделки, влекущие за собой прямо или косвенно установление, изменение или прекращение прав владения более чем 1% акций или уставного капитала, если хотя бы одной из сторон сделки являются лица из «недружественных государств», осуществляются на основании разрешения подкомиссии Правительственной комиссии по контролю иностранных инвестиций. Порядок согласования данных сделок подкомиссией аналогичен порядку, используемому при согласовании сделок в соответствии с Указом Президента № 618.

В связи с этим важно не только знать текущую нормативно-правовую базу, но и четко понимать природу установленных запретов, а также логику регуляторов и факторы, влияющие на принятие государственными органами решений об исключении, то есть о разрешении операций или сделок. В зависимости от конкретных кейсов GR экспертиза позволяет минимизировать возможные риски и успешно пройти весь процесс согласования.

На практике встречаются следующие ключевые риски, связанные с правоприменением процедур согласования указанных сделок и операций:

  • для сделок с акциями (долями) банков, включенных в перечень в соответствии с Указом Президента № 520, — отсутствие регламентированной нормативными актами процедуры подачи заявления для получения специального разрешения Президента и выдачи такого разрешения, а также ограниченная практика получения разрешений на сделки с акциями (долями в уставном капитале) банков из перечня. На сегодняшний день выдано только два спецразрешения Президента на сделки с участием банков (в отношении акций «РН Банка» и «Яндекс Банка»). При этом, например, практика получения спецразрешений на сделки с участием компаний топливно-энергетического комплекса является более развернутой (выдано более десяти спецразрешений);
  • для сделок с акциями (долями) кредитных организаций и нефинансовых кредитных организаций, совершаемых в соответствии с Указом Президента № 737 — введение новых правил принятия решений о согласовании сделок подкомиссией, вступивших в силу с середины декабря. В соответствии с данными правилами для сделок (стоимостью свыше определенного порога) вводятся следующие условия:

предоставление независимого отчета об оценке актива (со сроком подготовки не более полугода до момента подачи заявления в подкомиссию), а также положительного заключения саморегулируемой организации в сфере оценочной деятельности на отчет;

продажа актива с дисконтом в размере не менее 50% стоимости, определенной в ходе независимой оценки;

наличие рассрочки платежа для покупателя на один-два года либо уплата добровольного взноса в федеральный бюджет в размере не менее 10% суммы осуществляемой сделки;

установление ключевых показателей эффективности (KPI) для новых акционеров (собственников);

  • при этом следует отметить, что часть данных требований и критериев (в том числе предоставление отчета об оценке и дисконтирование в размере не менее 50% стоимости оценки) уже и ранее применялась подкомиссией;
  • следует ожидать, что регуляторы (в том числе ЦБ) и подкомиссия оставят за собой право применять данные требования (в том числе KPI для новых акционеров и собственников) и к значимым сделкам менее установленного подкомиссией порога;
  • значимым трендом является также постепенная унификация требований, необходимых для получения разрешения правительственной подкомиссии и спецразрешения Президента. Так, для получения спецразрешения Президента на сделку заявителю необходимо обеспечить соответствие также всем требованиям, предъявляемым для согласования сделки подкомиссией, в том числе указанным выше новым требованиям.

Кроме указанных выше новых требований, при осуществлении сделок следует учитывать следующие риски:  

  • риски, связанные с зачислением средств на счета типа «С» при согласовании сделки. В соответствии с решением совета директоров ЦБ от 24 июня 2022 года «Об установлении режима счетов типа “С” для проведения расчетов и осуществления (исполнения) сделок (операций), на которые распространяется порядок исполнения обязательств, предусмотренный Указом Президента от 5 марта 2022 года № 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами"» и сложившейся практикой, средства резидентов по операциям (сделкам), разрешенным подкомиссией, «по умолчанию» должны быть зачислены на счета типа «С», открытые нерезидентами в российских кредитных организациях. Любое исключение из данного общего порядка требует отдельного обоснования для подкомиссии и отраслевого регулятора (в дополнение к рекомендациям по рассрочке платежа или осуществлению добровольного взноса в федеральный бюджет для крупных сделок);
  • если покупатель актива (список покупателей) не утвержден продающей стороной, возможно вовлечение конкурентов, способное привести к срыву сделки (операции);
  • манипуляции стоимостью и оценкой актива против интересов продавца со стороны покупателей;
  • непредсказуемый срок согласования сделки (операции) подкомиссией ввиду отсутствия регламентированных сроков принятия решений.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ