Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Психология внешнего вида
10.10.2025 FinStyleАналитика

Психология внешнего вида

С чего начинается самопрезентация соискателя на собеседовании? С внешнего вида, конечно: это невербальная коммуникация и способ сказать: «Я впишусь в команду», «Я понимаю культурный код компании» или «Я — креативная личность», «Я работаю на релаксе»


Как внешний вид на собеседовании влияет на впечатление 

В интернете можно встретить много советов от имидж-консультантов с заголовками «Что надеть на собеседование». Я заглянула туда и могу сказать, что взгляд на этот вопрос у стилистов и HR различается.

Имиджмейкер подскажет, что красиво и уместно, а HR-специалисты и хедхантеры знают, как внешний вид улучшает или портит впечатление. Один из советов стилиста, например, звучит, на первый взгляд, разумно: надевайте костюмы безопасного серого и синего цветов, а вот зеленый — не надо, это говорит о молодости и некомпетентности. Когда я это прочитала, сразу вспомнила, как проводила интервью с креативным директором в далеком 2006 году: он пришел на встречу в рубашке салатового цвета. Сколько лет прошло, а я помню. 

Ольга Дементьева (HR4PR). Фото: HR4PR

Запоминающийся образ — это то, что усиливает впечатление

Яркий цвет, говорящая брошь в стиле Мадлен Олбрайт или подходящая оправа очков — все это лично мне говорит об индивидуальности и чувстве вкуса. HR-специалисты скажут про такого человека: «Это харизматичный кандидат», имея в виду в том числе умение управлять впечатлением невербально.

Даже если вы идете на собеседование в банк или в компанию, где строгий дресс-код, то это не повод «выключить» индивидуальность, и к серому костюму тоже можно подобрать интересные и «говорящие» аксессуары. 

Подумайте: а в чем придет на встречу ваш интервьюер?

Нетрудно догадаться, если вы идете в банк или в IT- компанию, разница есть. Система распознавания «свой — чужой» бессознательно работает, психологи сказали бы, что надо «отзеркаливать» собеседника, не только повторяя жесты, интонации, но и что-то в его внешности. Вся визуальная информация в образе должна работать на вас, помогать создавать впечатление. 

В моей практике были ситуации, когда кандидаты получали отказ после встречи, потому что аксессуары были «слишком дорогими», по мнению работодателя. Выходит, что они работали против своих владельцев, намекали на то, что обсуждаемая должность звучит лучше, чем предполагаемая зарплата. Хотел выглядеть респектабельно, а получился образ «переквалифицированного», претендующего на другой статус.

Главное, если говорить о внешности, — это уместность и соответствие месту, времени и цели встречи. 

Если собеседование организовано накануне праздников, в выходные или вне офиса, это означает, что соблюдать строгий дресс-код необязательно. Однажды перед Новым годом соискатель спросил меня, можно ли ему приехать на встречу в свитере с оленями. Можно, если такие носит ваш интервьюер/визави; это, возможно, даже поможет «растопить лед». А если визави такого не носит, что тогда? Проверочный вопрос: а что еще вы хотите этим видом сказать?

Что может испортить впечатление

Все неудобные вещи, которые жмут, тянут и сковывают движения, работают против вас. Если вы не можете в одежде свободно двигаться и даже дышать, она не подходит для первого впечатления.

Очень коварны белые рубашки. На мой взгляд, такой базовый предмет гардероба может подводить и выглядеть неопрятно: они могут неудачно драпироваться, обтягивать, испачкаться, помяться.

Красивые и модные браслеты могут предательски греметь, пока вы рассказываете что-то про свои достижения, сколько раз наблюдала это. Не все фешен-тренды одинаково полезны для карьеры, модные и дорогие вещи лучше оставить для прогулки по Патрикам, собеседование — это, скорее, протокольное мероприятие, где надо выглядеть не столько модным, сколько соблюдающим принятые правила и нормы.

Собеседование в Zoom требует тщательной подготовки

Это такой же выход на сцену, можно сказать, или в эфир. Нужен не только продуманный лук (образ), но и правильно поставленный свет, правильный ракурс и даже фон. Для женщин становится важен макияж. Вообще, для собеседования по Zoom важна именно портретная зона: мы ведь смотрим через камеру, здесь значима не столько одежда, сколько способность передать через камеру эмоции, как ни странно. Камера ведь все искажает — вспомните любую свою фотосессию. А здесь сложность в том, что надо донести свои мысли и желательно — запомниться. Это намного сложнее, чем на очной встрече. При этом большинство соискателей предпочитает Zoom-собеседования.

Если перед выходом из дома у вас есть сомнения, можно ли в этом приехать на собеседование, то подумайте: стали бы вы в этом образе выступать на конференции? Поехали бы в этом, скажем, на ПМЭФ? Собеседование — это такое же публичное выступление, где вы заявляете о своей экспертизе. В каком образе — решайте сами, это дело вкуса.

Татьяна Бобылева

Луки подбирала Татьяна Бобылева, стилист и автор телеграм-канала НАДЕНЬ

 

 

#HR





Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ