Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Россия — не место для «клонов»
23.01.2019 Аналитика

Россия — не место для «клонов»

Антон Красненков, директор департамента развития новых продуктов Visa в России, рассказал «Б.О» об уникальных возможностях для отечественных стартапов на российском рынке


Антон Красненков, Visa. Фото: Visa — Антон, расскажите об истории Visa’s Everywhere Initiative в России.

— Visa’s Everywhere Initiative — это глобальная программа по развитию инноваций, в ходе которой стартапы, предприниматели, сотрудники корпораций, банков, студенческие и даже школьные команды могут предлагать решения для актуальных потребностей рынка платежей. Для развития своих идей участники имеют шанс получить менторскую поддержку от ведущих игроков рынка, разработать прототип и запустить пилотное решение, а в дальнейшем осуществить полномасштабный запуск при поддержке Visa, ее клиентов и партнеров. Решения, которые разрабатываются в рамках конкурса, призваны решать задачи локальных рынков, у каждого региона — своя специфика, поэтому «российским клоном» глобальной программы в чистом виде прошедшую инициативу назвать нельзя.

Первое мероприятие в рамках глобальной программы Visa’s Everywhere Initiative прошло в 2016 году. В нашей стране инициатива стартовала 15 марта 2018 года, а уже 8 июня жюри выбрало четырех победителей.

В России мы хотели провести нашу программу по развитию инноваций в формате идеатона — конкурса идей. Наверное, сегодня это один из лучших способов найти на рынке свежие идеи, которые можно достаточно быстро трансформировать в пилотные проекты. Важно понимать, что в России непросто привлечь команды, занимающиеся инновационными проектами: на рынке мало независимых стартапов с готовыми решениями, а ретейл и банки чаще всего предпочитают заниматься инновациям по закрытой модели «in-house».

При запуске инициативы команда Visa в России понимала, что поиск и привлечение команд, чьи проекты на этапе предварительного отбора существовали на уровне идей, будет непростой задачей, потому что находить и структурировать хорошие идеи — это весьма трудозатратно, но мы на это пошли. В этом заключается первое существенное отличие инициативы на нашем рынке от глобальных программ. Вторая отличительная особенность — для повышения производительности и эффективности работы команд мы привлекли менторов — как из числа экспертов Visa, так и сторонних специалистов, наших партнеров из технологических компаний и банков.

На участие в конкурсе мы получили 198 заявок, из которых в шорт-лист попало 20. На этапе полуфинала прошедшие отбор команды представляли свои идеи, питчи, и наши партнеры могли выбрать, ментором какой команды они хотели бы выступить. Функция менторства предполагала помощь стартапам в формулировке ответа на вопрос, почему именно это решение отвечает запросам клиентов и в чем его конкурентные преимущества. Эксперты также содействовали в подготовке прототипов и проработке уникального продуктового предложения. Подобная поддержка помогла некоторым молодым компаниям усовершенствовать свое первоначальное предложение. На мой взгляд, для части из них это был весьма ценный опыт.

— Не могли бы вы подробнее рассказать о том, как проходила работа ментора?

— Главным образом ментор выполнял роль консультанта. Рассмотрим гипотетический случай: для реализации своей идеи команда выбрала неправильный рыночный сегмент. Со своим решением им следовало бы идти, допустим, в премиальный сегмент, а не в массовый, потому что в масс-маркете нет соответствующего спроса на подобное решение. В таком случае ментор разбирал кейс вместе с командой и помогал выстроить такую бизнес-модель, чтобы аудитория и ее потребности соответствовали решению.

Мы настроены на игру вдолгую, поэтому выстраиваем вокруг себя экосистему из партнеров и стартапов

Конечно, стартап мог и не прислушиваться к мнению ментора и идти своим путем. Но после общения с ребятами, которые прошли в финал конкурса, выяснилось, что они абсолютно все были благодарны за возможность пообщаться с экспертами высокого уровня и получить бесплатные консультации о том, как усовершенствовать «value proposition», т.е. предложение для рынка.

Третье ноу-хау конкурса в нашем регионе заключалось в том, что между полуфиналом и финалом мы предложили стартапам бесплатные консультации UX/UI-дизайнеров, которые помогали в настройке интерфейса прототипа. Финал же, напомню, заключался именно в конкурсе прототипов.

— Что же было в финале? Что было потом?

— Жюри выбрало четырех финалистов, один из них стал абсолютным победителем. The waay (персонализация отношений банков с клиентами), Beelme (бесконтактная оплата в приложении с картой лояльности и кэшбэком), Tap2Pay (активация новых каналов продаж для онлайн-бизнеса) получили призы по 2 млн рублей на дальнейшее развитие проекта. Лучшим же было признано решение команды Briskly (магазин самообслуживания с «бесключевым» доступом), за которое команда получила 5 млн рублей.

Формально конкурс на этом завершился, но фактически — нет, ведь нашей целью было выстроить цепочку развития инноваций от начала до конца. Все начинается с поиска идей, потом эти идеи проходят этапы кристаллизации, затем превращаются в прототипы, после чего конвертируются в пилотные проекты и запускаются на рынке. Далее остается помочь успешным решениям, для этого требуются инвестиции.

При этом на первом месте у нас не стоит задача получить немедленные финансовые результаты. Мы настроены на игру вдолгую, поэтому выстраиваем вокруг себя экосистему из партнеров и стартапов.

Во главу угла мы ставим развитие позитивного клиентского опыта. Ничем не наполненное желание постоянно увеличивать количество транзакций, суммы платежей и т.д. никуда не приведет. Необходимо кропотливо выстраивать адекватный, правильный клиентский опыт.

Возьмем, к примеру, Briskly, магазин без продавцов. Он может работать в автоматическом режиме круглосуточно круглый год. Полученный приз, насколько я знаю, команда Briskly инвестировала в покупку и запуск работающего киоска в Москве.

— Но ведь Briskly не является ни финансовым, ни платежным проектом?

— Судя по динамике появления и развития сервисов, электронная коммерция и магазины без продавцов в России развиваются быстрее, чем во многих других странах.

Судя по динамике появления и развития сервисов, электронная коммерция и магазины без продавцов в России развиваются быстрее, чем во многих других странах

Хочу отметить, что в тех кейсах, которые мы искали и будем искать далее, платежи стоят не на первом месте. Мы ищем решения для создания интересного клиентского опыта. Если предложенная идея решает насущные жизненные проблемы и человеку удобно сервисом пользоваться, то такой сервис надо развивать. И неважно, в какой именно сфере это происходит — во взаимодействии с банком, ретейлером или телекоммуникационной компанией. Это могут быть решения для туризма или образования, но рано или поздно клиент, пользуясь таким сервисом, станет активнее использовать электронные платежи.

Темы в Visa’s Everywhere Initiative были самые разные.

• Контекстуализация сервисов: какие решения позволят покупателю совершать меньше рутинных операций в процессе осуществления платежей?

• Переводы с карты на карту: какие существуют новые возможности использования переводов с карты на карту для p2p-, b2с- и g2c-сегментов?

• Расширение сети приема карт в ТСП МСБ: как продемонстрировать экономическую целесообразность приема карт и предложить эффективные бизнес-модели?

• Электронная коммерция: какие новые решения способны повысить удобство и безопасность онлайн-платежей для пользователей?

— Вы упомянули уникальные особенности России. А как насчет востребованности наших проектов за ее пределами?

— В России, действительно, практически все, что мы делаем, требует уникального подхода, потому что рынок молодой, экспериментальный, довольно противоречивый, но очень развитый! Когда мы общаемся с нашими ближайшими коллегами из региона CEMEA и из других регионов, выясняется, что Россия во многих направлениях, например в проникновении сотовой связи и бесконтактных технологий оплаты (с учетом уровня их качества и доступности), находится на шаг впереди. Возможности развития инновационных проектов поражают наших коллег.

Буквально перед форумом FINOPOLIS 2018 мы с двумя участниками Visa’s Everywhere Initiative вернулись с 38-й Международной выставки информационных технологий региона Персидского залива GITEX Technology Week 2018 в Дубае. Интерес к нашим стендам был большой. Кроме того, у Visa в Дубае находятся инновационный хаб и региональный офис, с сотрудниками которых я познакомил участников Visa’s Everywhere Initiative. Они рассказали о своих решениях моим коллегам, и я уверяю: для многих их кейсы были в определенной степени откровением. Мы услышали в качестве обратной связи, как эти решения можно применить на местном рынке. Посмотрим: может быть, эти бизнес-кейсы станут по-настоящему релевантны для рынка Эмиратов.

— Не было ли предубеждения против проектов с российскими корнями?

— Я этого не наблюдал. Мы сейчас настроены весьма оптимистично относительно развития вне России. Мы как глобальная компания с удовольствием обмениваемся опытом с другими регионами, чтобы дать возможность стартапам расти и за пределами России. Однако в первую очередь, конечно, необходимо развивать сервис от начала до конца внутри страны. Здесь огромный потенциал.






Новости Релизы