Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Россия — не место для «клонов»
23.01.2019 Аналитика

Россия — не место для «клонов»

Антон Красненков, директор департамента развития новых продуктов Visa в России, рассказал «Б.О» об уникальных возможностях для отечественных стартапов на российском рынке


Антон Красненков, Visa. Фото: Visa — Антон, расскажите об истории Visa’s Everywhere Initiative в России.

— Visa’s Everywhere Initiative — это глобальная программа по развитию инноваций, в ходе которой стартапы, предприниматели, сотрудники корпораций, банков, студенческие и даже школьные команды могут предлагать решения для актуальных потребностей рынка платежей. Для развития своих идей участники имеют шанс получить менторскую поддержку от ведущих игроков рынка, разработать прототип и запустить пилотное решение, а в дальнейшем осуществить полномасштабный запуск при поддержке Visa, ее клиентов и партнеров. Решения, которые разрабатываются в рамках конкурса, призваны решать задачи локальных рынков, у каждого региона — своя специфика, поэтому «российским клоном» глобальной программы в чистом виде прошедшую инициативу назвать нельзя.

Первое мероприятие в рамках глобальной программы Visa’s Everywhere Initiative прошло в 2016 году. В нашей стране инициатива стартовала 15 марта 2018 года, а уже 8 июня жюри выбрало четырех победителей.

В России мы хотели провести нашу программу по развитию инноваций в формате идеатона — конкурса идей. Наверное, сегодня это один из лучших способов найти на рынке свежие идеи, которые можно достаточно быстро трансформировать в пилотные проекты. Важно понимать, что в России непросто привлечь команды, занимающиеся инновационными проектами: на рынке мало независимых стартапов с готовыми решениями, а ретейл и банки чаще всего предпочитают заниматься инновациям по закрытой модели «in-house».

При запуске инициативы команда Visa в России понимала, что поиск и привлечение команд, чьи проекты на этапе предварительного отбора существовали на уровне идей, будет непростой задачей, потому что находить и структурировать хорошие идеи — это весьма трудозатратно, но мы на это пошли. В этом заключается первое существенное отличие инициативы на нашем рынке от глобальных программ. Вторая отличительная особенность — для повышения производительности и эффективности работы команд мы привлекли менторов — как из числа экспертов Visa, так и сторонних специалистов, наших партнеров из технологических компаний и банков.

На участие в конкурсе мы получили 198 заявок, из которых в шорт-лист попало 20. На этапе полуфинала прошедшие отбор команды представляли свои идеи, питчи, и наши партнеры могли выбрать, ментором какой команды они хотели бы выступить. Функция менторства предполагала помощь стартапам в формулировке ответа на вопрос, почему именно это решение отвечает запросам клиентов и в чем его конкурентные преимущества. Эксперты также содействовали в подготовке прототипов и проработке уникального продуктового предложения. Подобная поддержка помогла некоторым молодым компаниям усовершенствовать свое первоначальное предложение. На мой взгляд, для части из них это был весьма ценный опыт.

— Не могли бы вы подробнее рассказать о том, как проходила работа ментора?

— Главным образом ментор выполнял роль консультанта. Рассмотрим гипотетический случай: для реализации своей идеи команда выбрала неправильный рыночный сегмент. Со своим решением им следовало бы идти, допустим, в премиальный сегмент, а не в массовый, потому что в масс-маркете нет соответствующего спроса на подобное решение. В таком случае ментор разбирал кейс вместе с командой и помогал выстроить такую бизнес-модель, чтобы аудитория и ее потребности соответствовали решению.

Мы настроены на игру вдолгую, поэтому выстраиваем вокруг себя экосистему из партнеров и стартапов

Конечно, стартап мог и не прислушиваться к мнению ментора и идти своим путем. Но после общения с ребятами, которые прошли в финал конкурса, выяснилось, что они абсолютно все были благодарны за возможность пообщаться с экспертами высокого уровня и получить бесплатные консультации о том, как усовершенствовать «value proposition», т.е. предложение для рынка.

Третье ноу-хау конкурса в нашем регионе заключалось в том, что между полуфиналом и финалом мы предложили стартапам бесплатные консультации UX/UI-дизайнеров, которые помогали в настройке интерфейса прототипа. Финал же, напомню, заключался именно в конкурсе прототипов.

— Что же было в финале? Что было потом?

— Жюри выбрало четырех финалистов, один из них стал абсолютным победителем. The waay (персонализация отношений банков с клиентами), Beelme (бесконтактная оплата в приложении с картой лояльности и кэшбэком), Tap2Pay (активация новых каналов продаж для онлайн-бизнеса) получили призы по 2 млн рублей на дальнейшее развитие проекта. Лучшим же было признано решение команды Briskly (магазин самообслуживания с «бесключевым» доступом), за которое команда получила 5 млн рублей.

Формально конкурс на этом завершился, но фактически — нет, ведь нашей целью было выстроить цепочку развития инноваций от начала до конца. Все начинается с поиска идей, потом эти идеи проходят этапы кристаллизации, затем превращаются в прототипы, после чего конвертируются в пилотные проекты и запускаются на рынке. Далее остается помочь успешным решениям, для этого требуются инвестиции.

При этом на первом месте у нас не стоит задача получить немедленные финансовые результаты. Мы настроены на игру вдолгую, поэтому выстраиваем вокруг себя экосистему из партнеров и стартапов.

Во главу угла мы ставим развитие позитивного клиентского опыта. Ничем не наполненное желание постоянно увеличивать количество транзакций, суммы платежей и т.д. никуда не приведет. Необходимо кропотливо выстраивать адекватный, правильный клиентский опыт.

Возьмем, к примеру, Briskly, магазин без продавцов. Он может работать в автоматическом режиме круглосуточно круглый год. Полученный приз, насколько я знаю, команда Briskly инвестировала в покупку и запуск работающего киоска в Москве.

— Но ведь Briskly не является ни финансовым, ни платежным проектом?

— Судя по динамике появления и развития сервисов, электронная коммерция и магазины без продавцов в России развиваются быстрее, чем во многих других странах.

Судя по динамике появления и развития сервисов, электронная коммерция и магазины без продавцов в России развиваются быстрее, чем во многих других странах

Хочу отметить, что в тех кейсах, которые мы искали и будем искать далее, платежи стоят не на первом месте. Мы ищем решения для создания интересного клиентского опыта. Если предложенная идея решает насущные жизненные проблемы и человеку удобно сервисом пользоваться, то такой сервис надо развивать. И неважно, в какой именно сфере это происходит — во взаимодействии с банком, ретейлером или телекоммуникационной компанией. Это могут быть решения для туризма или образования, но рано или поздно клиент, пользуясь таким сервисом, станет активнее использовать электронные платежи.

Темы в Visa’s Everywhere Initiative были самые разные.

• Контекстуализация сервисов: какие решения позволят покупателю совершать меньше рутинных операций в процессе осуществления платежей?

• Переводы с карты на карту: какие существуют новые возможности использования переводов с карты на карту для p2p-, b2с- и g2c-сегментов?

• Расширение сети приема карт в ТСП МСБ: как продемонстрировать экономическую целесообразность приема карт и предложить эффективные бизнес-модели?

• Электронная коммерция: какие новые решения способны повысить удобство и безопасность онлайн-платежей для пользователей?

— Вы упомянули уникальные особенности России. А как насчет востребованности наших проектов за ее пределами?

— В России, действительно, практически все, что мы делаем, требует уникального подхода, потому что рынок молодой, экспериментальный, довольно противоречивый, но очень развитый! Когда мы общаемся с нашими ближайшими коллегами из региона CEMEA и из других регионов, выясняется, что Россия во многих направлениях, например в проникновении сотовой связи и бесконтактных технологий оплаты (с учетом уровня их качества и доступности), находится на шаг впереди. Возможности развития инновационных проектов поражают наших коллег.

Буквально перед форумом FINOPOLIS 2018 мы с двумя участниками Visa’s Everywhere Initiative вернулись с 38-й Международной выставки информационных технологий региона Персидского залива GITEX Technology Week 2018 в Дубае. Интерес к нашим стендам был большой. Кроме того, у Visa в Дубае находятся инновационный хаб и региональный офис, с сотрудниками которых я познакомил участников Visa’s Everywhere Initiative. Они рассказали о своих решениях моим коллегам, и я уверяю: для многих их кейсы были в определенной степени откровением. Мы услышали в качестве обратной связи, как эти решения можно применить на местном рынке. Посмотрим: может быть, эти бизнес-кейсы станут по-настоящему релевантны для рынка Эмиратов.

— Не было ли предубеждения против проектов с российскими корнями?

— Я этого не наблюдал. Мы сейчас настроены весьма оптимистично относительно развития вне России. Мы как глобальная компания с удовольствием обмениваемся опытом с другими регионами, чтобы дать возможность стартапам расти и за пределами России. Однако в первую очередь, конечно, необходимо развивать сервис от начала до конца внутри страны. Здесь огромный потенциал.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной
Риски на высоких оборотах FINLEGAL Риски на высоких оборотах

«Б.О» провел конференцию FinLEGAL 2024: Залоги. В ходе мероприятия разгорелись дискуссии по процедурам и методам, которые, казалось бы, отработаны и уже не вызывают сомнений на рынке


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ